Дарвинизм – «вирус», разрушающий Христианство

 

В ХХ веке дарвинизм стал оказывать негативное влияние на Христианство двояким образом: во-первых, превращая христиан в агностиков или даже атеистов; во-вторых, разрушая Христианство изнутри. Под вторым явлением понимается стремление к примирению дарвинизма и христианского мировоззрения на почве некоего «синтеза». Результатом такого «синтеза» стало появление концепции «теистического эволюционизма»[279]. К ней близка концепция «эволюционного креационизма» (считается, что вторая концепция несколько более консервативна, чем первая, более привязана к Священному Писанию, чем к науке). Представители «теистического эволюционизма» верят в бытие Бога, в то, что Бог является создателем материальной Вселенной и всех видов жизни внутри неё. Одновременно они верят в биологическую эволюцию – некую внутреннюю программу развития живой материи, которая сама является одним из творений Бога. Сторонники «теистического эволюционизма» отвергают тезис конфликта в отношениях между наукой и религией – они придерживаются позиции, что религиозные учения о творении и научные теории об эволюционном развитии не отрицают, а дополняют друг друга. В рамках концепции «теистического эволюционизма» имеется широкий спектр вариантов, отличающихся взглядами в отношении масштабов вмешательства Бога в естественные процессы. Некоторые варианты отчасти приближаются к деизму отказом от продолжающегося вмешательства Бога. Другие варианты подразумевают вмешательство Творца в определённые переломные периоды истории (особенно во время появления человека), объясняя этим феномен появления биологических видов.

Сторонники «теистического эволюционизма», как правило, ставят под сомнение буквальное понимание текстов Священного Писания, в первую очередь первой книги «Бытие», где описывается творение мира Богом за шесть дней. Нередко они апеллируют к авторитету некоторых ранних христианских богословов, в частности, Оригена и Августина Блаженного. Второй из них, в частности, утверждал, что библейские тексты не должны пониматься буквально, если это входит в противоречие с тем, что известно из науки. Он объясняет, что в намерения Святого Духа не входило размещать в Священном Писании научные знания, поскольку это не относится к вопросам спасения. Одним из наиболее авторитетных современных представителей «теистического эволюционизма» считается Пьер Тейяр де Шарден [280], о котором мы уже говорили. Осуждённый при жизни церковными властями, после смерти он снискал известность. Пьер Тейяр де Шарден основал новое течение в философии – тейярдизм, первоначально осуждённый, но затем интегрированный в доктрину Католической церкви и ставший новейшей теологией, противостоящей неотомизму (теология Фомы Аквинского). Сегодня его идеи всё более привлекают внимание тех, кого принято называть «христианскими эволюционистами». Среди них фигурируют не только католики, но также протестанты и даже некоторые православные.

В 1950 году Ватикан (Папа Пий XII) принял энциклику Humani Generis, примиряющую теорию эволюции и теологическую доктрину католицизма. Она разрешила заниматься научными исследованиями в области эволюции, не исключила возможность эволюционного развития человеческого тела (но не души, которая сотворена Богом и может изменяться, но не в результате эволюции). Следующий решительный шаг Ватикана в сторону эволюционизма был сделан Папой Иоанном Павлом II. Он заявил, что «эволюция – больше, чем гипотеза» и что следует искать новые интерпретации текстов Священного Писания с учётом учения об эволюционном развитии (выступление в Папской академии наук 22 октября 1996 г.). Предпоследний понтифик – Папа Бенедикт XVI без каких-либо оговорок поддержал концепцию «теистической эволюции» и подверг критики концепцию «чистого» креационизма (но не «эволюционного креационизма»). В 2009 году, когда отмечали 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина и 150-летие со дня выхода в свет «Происхождения видов…», Ватикан подтвердил, что дарвинизм не противоречит христианскому учению и что идеи эволюционизма были уже у Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Нынешний Папа Франциск (взошёл на престол Ватикана в 2013 г.) также не видит противоречия между христианским вероучением и теорией эволюции.

 

Юбилейная монета в честь 200-летия Дарвина

 

Что касается взглядов на эволюцию представителей протестантизма, то здесь существует достаточно чёткий раскол. С одной стороны, это протестантские «фундаменталисты», исходящие из буквального прочтения текстов Священного Писания. С другой стороны, это «модернисты», которые признают эволюционное развитие Вселенной, Земли и человека и стоят на позициях, что религия не должна вмешиваться в дела науки, исследующей эволюционные процессы. Примечательно, что в мероприятиях, посвящённых 200-летию со дня рождения Чарльза Дарвина (2009 г.), участвовало 1049 конгрегаций[281] разных протестантских конфессий (лютеранства, методизма, баптизма и др.) из США и 15 стран мира. Особенно активно в чествовании основоположника дарвинизма проявила себя Англиканская церковь (считается, что Дарвин, несмотря на его ярко выраженный агностицизм в конце жизни, принадлежал всё-таки к Англиканской церкви). Дело дошло даже до того, что англиканские иерархи стали извиняться за ранее делавшиеся выпады в адрес дарвинизма. Приведу ещё раз заявление Малколма Брауна, главы отдела общественных связей Англиканской епископальной церкви: «Чарльз Дарвин, в честь 200-летия со дня вашего рождения (в 1809 г.), англиканская церковь приносит вам свои извинения за непонимание и отрицание вашей теории, вызвавшие впоследствии непринятие данной теории во всем религиозном мире… Сейчас действительно важно пересмотреть влияние дарвинистской теории на религиозные учения тогда и сейчас. В идеях Дарвина нет ничего, что бы противоречило учениям христианской церкви»[282].

 

Православие исходит из очевидного для христианина взгляда на Вселенную, земной мир и человека как творения Бога. Священное Писание не даёт нам оснований для иных трактовок. Такую позицию сейчас часто обозначают термином «креационизм». Собственно, до появления дарвинизма концепция креационизма была единственной, и доказывать её специально не надо было. Она базировалась, прежде всего, на книге «Бытие», а также толкованиях Святых Отцов – таких как «Шестодневъ» святителя Василия Великого.

 

Креационизм сегодня противопоставляется эволюционизму, в первую очередь теистическому эволюционизму. Официальная Православная церковь никаких заявлений по поводу отношения к теистическому эволюционизму и концепции креационизма не делает. По умолчанию предполагается, что для Православия приемлема лишь концепция креационизма.

 

К сожалению, идеи эволюционизма проникли и в Православную церковь. Некоторые священники и богословы модернистского толка подобно католикам и протестантам пытаются увязать эволюционизм и христианское вероучение и призывают по-новому взглянуть на Священное Писание. Идеи теистического эволюционизма просматриваются в трудах покойного протоиерея Александра Меня: «Итак, мы видим, что величественная картина мировой эволюции, увенчанной созданием человека, не только не ослабляет религиозный взгляд на творение, но обогащает его, раскрывая бесконечную сложность становления твари. Библейские “дни творения” предстают теперь перед нами в виде грандиозного потока, который вынес животное – природное существо на уровень миров сверхприродных»[283]. Ещё один пример православно-модернистского понимания происхождения нашего мира и человека – взгляды протодиакона Андрея Кураева. Они изложены в его статье «Может ли православный быть эволюционистом?»[284] Ответ отца Андрея однозначный: может.

 

Ещё одним «воинствующим» «эволюционистом» в нашей Церкви является протоиерей Александр Борисов[285]. Для того чтобы ознакомиться со взглядами этого «православного эволюциониста», предлагаю обратиться к интервью, которое батюшка давал корреспонденту информационного агентства «Правда. ру» Андрею Самохину[286]. Журналист говорит: «На многие “узкие места” теории Дарвина у отца Александра есть “быстрые” ответы. Например, отсутствие находок “переходных эволюционных форм” он объясняет просто: такие особи были немногочисленны и жили краткое время. Поэтому “искать их всё равно, что иголку в стоге сена”». «Может быть, их никогда и не найдут за их малостью», – добавляет отец Александр. Вроде бы убедительно говорит батюшка, но всё-таки в его «эволюционную» трактовку Библии совсем плохо вписываются некоторые основополагающие христианские константы. Например, о появлении смерти в сотворённом Богом совершенном мире – только после грехопадения наших прародителей. А ведь для процесса эволюции путём естественного отбора смерть, причём часто насильственная, – это совершенно необходимое условие! Неужели же смерть и насилие были составными того, что в книге “Бытия” определяется: “И увидел Бог, что это хорошо”»?

 

«Оригинальные» идеи отца Александра Борисова, конечно же, оказывают разрушительный эффект на сознание православных христиан. Некоторые думают, что этот разрушительный эффект ограничен лишь тем приходом, где отец Александр является настоятелем. Но, оказывается, что до сентября 2010 года он также занимал пост председателя Российского библейского общества. Это общество под его руководством занималось активной пропагандой эволюционизма и распространяло литературу протестантского толка по всей стране. Несмотря на постоянную критику модернистских взглядов этого церковного деятеля православной общественностью, отец Александр остаётся настоятелем московского храма и продолжает свою обновленческую деятельность[287].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: