· Информация для мышления – все равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.
· Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.
· Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.
ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛАБИЛЬНОСТИ (сокращенный вариант)
Тест интеллектуальной лабильностииспользуется для исследования переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок, прогноза успешности освоения нового вида деятельности. В целях диагностики способностей подростков к деятельности, требующей хорошего переключения внимания (работа бухгалтера, экономиста, секретаря) в пособии представлен сокращенный вариант методики, состоящий из тридцати заданий, в то время как традиционный вариант для взрослых включает сорок более сложных заданий.
|
|
Учащиеся должны в ограниченный отрезок времени (три секунды) выполнить несложные задания, которые зачитываются в обычном темпе, громко и четко. Ребят следует предупредить, чтобы они не смотрели друг другу в тетради и не просили повторить задание, иначе пропадет его смысл.
Инструкция
Вам будет продиктовано тридцать очень простых заданий (по числу квадратов в бланке), каждое из которых вы должны выполнить за 3 секунды. Если не успели выполнить, переходите к следующему.
1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца в году
2. Напишите слово «пар» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.
3. Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.
4. Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.
5. Поставьте в треугольнике «+», а в прямоугольнике — «1».
6. Разделите третий круг на две части.
7. Напишите предпоследнюю букву своего полного имени.
8. Соедините точки прямой линией и поставьте «+» в меньшем треугольнике.
9. Зачеркните гласные буквы.
10. Продлите боковые стороны трапеции до их пересечения друг с другом.
11. Соедините между собой точки 2, 4 и 5.
12. Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.
13. Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В — стрелку, направленную вверх, под буквой С — галочку.
14. Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус.
|
|
15. Поставьте в верхнем левом углу прямоугольника 0, в нижнем правом — плюс.
16. Подчеркните галочки и зачеркните палочки.
17. Если в слове «подарок» третья буква — не «И», запишите сумму чисел 3 и 5.
18. В слове «салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «дождь» зачеркните гласные.
19. Разделите 54 на 9 и впишите результат в прямоугольник.
20. Обведите в кружок повторяющиеся цифры.
21. Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.
22. Под согласными буквами поставьте плюс, а под гласными — минус.
23. Напишите слово «мир» так, чтобы первая буква была написана в прямоугольнике, а последняя — в круге.
24. Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, направленную влево.
25. Заключите букву «М» в квадрат, «К» — в круг, «О» — в треугольник.
26. Напишите в прямоугольнике сумму чисел 5 и 2.
27. Зачеркните цифры, которые делятся на 3.
28. Поставьте в круг галочку, а в прямоугольник — цифру 3.
29. Обведите четные цифры.
30. Поставьте нечетные цифры в скобки.
· Какие трудности вы испытывали при работе с этой методикой? Какие качества необходимы для эффективного выполнения этих простых заданий? В каких профессиях требуются эти качества?
Профессиональная успешность во многих видах деятельности зависит от внимания. Перечислите их (учитель, секретарь, диспетчер, программист). К какой группе профессий по типологии Климова они относятся? («Знаковая информация»).
Примечание. Обработка результатов производится психологом и заключается в подсчете числа ошибок. Пропущенное задание считается ошибкой. Перевод в стандартные шкалы не производится, интерпретация проводится в соответствии с нормами, полученными на конкретной выборке испытуемых. Высокий результат коррелирует с выраженными способностями к офисной и планово-экономической деятельности. Результаты сообщаются учащимся индивидуально.