Театр «Гранд-Опера» 1861—1875 гг. Париж

на две тысячи мест и почти такая же по величине сцена органично до­полняют друг друга, образуя единый ансамбль. Постройка Гарнье послу­жила образцом для театральных зда­ний того времени (театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке).

Выдающимся немецким зодчим был Готфрид Земпер (1803—1879), известный также как теоретик архи­тектуры. Постройкам Земпера при­сущ эклектизм, и всё же он отдавал предпочтение ясному и выразитель­ному языку архитектуры итальян­ского Возрождения. Характерная его работа — Дворцовый театр в Дрездене (1838—1841 гг., перестро­ен автором в 1871 — 1878 гг.).

На протяжении полувека евро­пейские архитекторы пытались пре­одолеть разлад между конструкцией здания и его пластическим образом. Эжен Виолле-ле-Дюк (1814—1879), французский зодчий и реставратор готических памятников, в 60-х гг. утверждал, что основой архитек­турного образа должна быть конст­рукция, отвечающая определённому назначению. К сходным взглядам почти в то же время пришёл и Земпер, добавляя при этом, что зодчий должен «оживить» материал и кон­структивную схему, вложить в них

Готфрид Земпер.

Дворцовый театр. 1838—1841 гг., перестроен

В 1871—1878 гг. Дрезден.

частицу своего творческого «я». Эти представления легли в основу стиля модерн, черты которого прояви­лись уже в конце XIX в.

 

ОГЮСТ РОДЕН

(1840—1917)

XX в. открылся Всемирной про­мышленной выставкой. В 1900 г. в Париже мир демонстрировал свои научные, технические и индуст­риальные достижения, а также успе­хи в области искусства. У моста

  Альма в отдельном павильоне были представлены работы Огюста Ро­дена, самого известного француз­ского скульптора. Ему было шесть­десят лет, сорок пять из них он отдал скульптуре. Этой выставкой, состоявшей из ста шестидесяти восьми работ — законченных про­изведений и эскизов, — Роден под­водил итог своей творческой дея­тельности.

Огюст Роден родился в Париже в семье мелкого служащего. В 1854 г. он поступил в Школу рисования и математики, готовившую мастеров декоративно-прикладного искусства, где его учителем был Гораций Лекок де Буабодран (1805—1902). Трижды Роден поступал в Школу изящных искусств, высшее художественное учебное заведение в Париже, но всякий раз терпел неудачу.

В 1864 г. Роден занимался в мас­терской при Музее естественной истории у выдающегося скульп­тора-анималиста Антуана Луи Бари (1796—1875). Затем он работал помощником модного скульптора Альбера Эрнеста Каррье-Беллёза (1824—1887) и изготовлял модели

статуэток для Севрской фарфоровой мануфактуры. «Необходимость за­работка заставила меня изучить все стороны моего ремесла, — писал впоследствии Роден. — Я... обтёсывал мрамор, камень, работал по орна­менту и в ювелирном деле. Для меня всё это послужило своего рода обу­чением... я изучил таким образом все­стороннее мастерство скульптора».

Первая крупная работа масте­ра — «Человек со сломанным носом» (1864 г.) — была отвергнута Са­лоном за слишком реалистичную манеру работы. В 1875 г., скопив немного денег, Роден смог впервые поехать в Италию, где познакомил­ся со скульптурами Микеланджело. Находясь под его влиянием, он вы­полнил статую «Побеждённый» (1876— 1877 гг.), которую выставил в Салоне 1877 г. Жюри Салона отверг­ло скульптуру, обвинив Родена в том, что он представил «артистиче­ски сделанный муляж», т. е. слепок с живого натурщика. Оскорблённый художник потребовал справедливо­го разбирательства. Была созвана специальная комиссия, и скульптор выдержал экзамен: на глазах у изум­лённых зрителей он вылепил из гли­ны фигуру широко шагающего чело­века. Обвинения были сняты, и вскоре Салон вновь выставил статую.

Однако Роден к тому времени пе­ределал «Побеждённого», убрав копьё из его левой руки. Образ мгновенно изменился, это был уже не раненый воин, а прекрасный юноша — символ пробуждения человечества. Роден дал своему произведению новое на­звание — «Бронзовый век». По словам современника, в нём запечатлён «...пе­реход от дремоты к жизненной силе, готовой претвориться в движение. Медленный жест пробуждения... дол­жен передать — и самое название статуи на это указывает — первый трепет сознания в молодом челове­честве, первую победу разума над жи­вотными инстинктами в „доистори­ческие времена"».

Салон 1878 г. принёс скульптору известность. У него появились зака­зы и своя мастерская. Но главное — получил признание творческий

Огюст Роден.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: