Тема 2. Психологические аспекты делового общения

 

Практическая работа № 4.

Роль восприятия в процессе общения

 

1. Что такое общение?

 

 
 
 
 

 

2. Перечислите виды общения.

 

 
 
 
 

 

3. Заполните таблицу. Средства общения

Средство общения Общая характеристика
     
     
     
     
     

Практическая работа № 5.

Понимание в процессе общения

 

1. Что такое социальная перцепция?

 

 
 
 

 

2. Заполните таблицу.   Факторы, влияющие на восприятие людьми друг друга

Название фактора Общая характеристика
     
     
     

 

 

3. Каковы, по вашему мнению, причины искажений в процессе восприятий?

 

 
 
 
 
 
 

4. Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности.

 

 
 
 
 
 
 

 

5. Заполните таблицу. Механизмы социальной перцепции

Название механизма Общая характеристика
     
     
     

 

 

Практическая работа № 6.

Общение как взаимодействие

 

1. Охарактеризуйте типы взаимодействия

 

Кооперация Конкуренция
   

2. В чем сущность трансактного анализа Э.Берна и какую практическую значимость он имеет для вас?

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. Заполните таблицу. Характеристика способов поведения (по Э.Берну)

 

  Родитель

Взрослый

Ребенок
Характерные слова и выражения    

 

Интонации      

 

Состояние      

 

Выражение лица    

 

Позы      

 

         

 

4. Заполните таблицу. Характеристика позиций при взаимодействии

Ориентация на контроль Ориентация на понимание
   

 

 

Практическая работа № 7.

Общение как коммуникация

 

1. Что такое коммуникация?    

 

 
 
 

 

2. Что такое вербальная коммуникация?

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. Заполните таблицу. Коммуникативные барьеры

 

Название Общая характеристика Примеры
     
     
     
     
     
     

 

4. С какими коммуникативными барьерами вы сталкиваетесь во время обучения?

 

 
 
 
 
 

5. Что такое невербальная коммуникация?

 

 
 
 

 

6. Заполните таблицу. Невербальные элементы коммуникации

 

Название Общая характеристика
       
       
       
       
     

 

7. Заполните таблицу. Виды слушания

 

Вид слушания Общая характеристика
   
   
     

 

8. Сформулируйте правила эмпатического слушания.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

9. Почему человеку необходимо слышать и слушать?

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

10. Докажите, что толерантность – основа диалогического общения.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

11. Напишите сообщение по теме: «Толерантность и ее значение в деловых встречах с иностранцами».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12.  Что такое деловая беседа?

 

 
 
 

13. Заполните таблицу. Формы постановки вопросов

Формы вопросов Сущность Примеры
Открытые вопросы    
Закрытые вопросы    
Вопросы о фактах (информационные)    
Вопросы о мнениях, желаниях и установках    
Контрольные вопросы    
Уточняющие вопросы    
Зеркальные вопросы    
Косвенные вопросы    
Эстафетные вопросы    
Вопросы-мосты    
Заключающие вопросы    

14. Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно? Ответ обоснуйте.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

15. Какие советы вы могли бы дать человеку, публично защищающему свое мнение?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

16. Что такое аргумент?

 

 
 
 

 

Тема 3. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении

 

Практическая работа № 8.

Темперамент

 

1. Выполните упражнение. «Определение психологических особенностей типов темперамента»

В данном упражнении перечислены основные психологические особенности типов темперамента. Каждой психологической особенности соответствует определённая буква. Выберите последовательно 6 психологических особенностей каждого типа темперамента. В результате выполнения задания получится кодовое слово.

ХОЛЕРИК

1. Молчаливый, не любит болтать – П

2. Решителен, инициативен – Э

3. Склонен к подозрительности – С

4. Склонен к риску – М

5. Невыдержанный, вспыльчивый – О

6. Ровен в отношениях со всеми – К

7. Нетерпеливый – Ц

8. Мало подвижен – А

9. Резок в отношениях с людьми – И

10. Весел и жизнерадостен – Х

11. Склонен уходить в себя – Е

12. Обладает быстрой сбивчивой речью – Я

Кодовое слово ___________

МЕЛАНХОЛИК

1. Неуравновешен, склонен к горячности – М

2. Стеснительный и застенчивый – Т

3. Не верит в свои силы – Е

4. Весел и жизнерадостен – А

5. Чрезмерно обидчив – О

6. Мало восприимчив к порицанию – Н

7. Мало активный, робкий – Р

8. Впечатлительный до слезливости – И

9. Склонен к риску – С

10. Не общительный – Я

11. Находчив в споре – У

12. Обладает громкой, быстрой речью - П

Кодовое слово ___________

САНГВИНИК

1. Энергичный, деловитый – П

2. Молчаливый – О

3. Безропотный, покорный – И

4. С увлечением берётся за любое новое дело – А

5. Агрессивный забияка – Л

6. Вынослив и работоспособен – М

7. Весел и жизнерадостен – Я

8. Чрезмерно обидчив – Е

9. Обладает громкой, быстрой речью – Т

10. Быстро утомляется – Н

11. Общителен, отзывчив – Ь

12. Мало подвижен – С

Кодовое слово ___________

ФЛЕГМАТИК

1. Весел и жизнерадостен – Т

2. Спокойный, хладнокровный – У

3. Работает рывками – О

4. С клонен к риску – Р

5. Мало подвижен– М

6. Обладает выдержкой – Е

7. Болезненно чувствительный и ранимый – Я

8. Робкий – К

9. Ровен в отношениях со всеми – Н

10. Доводит начатое дело до конца – И

11. Агрессивный забияка – А

12. Осторожный и рассудительный – Е

Кодовое слово ___________

 

Ответы

ХОЛЕРИК – кодовое слово ЭМОЦИЯ

МЕЛАНХОЛИК – кодовое слово ТЕОРИЯ

САНГВИНИК – кодовое слово ПАМЯТЬ

ФЛЕГМАТИК – кодовое слово УМЕНИЕ

 

Практическая работа № 9.

Характер и воля

 

Выполните упражнения.

Установите соответствие

Структура черт характера Черты характера

А – по отношению к себе

1. дисциплинированность
2. аккуратность
3. дружелюбие

Б – по отношению к другим

4. скромность
5. организованность

В – по отношению к вещам

6. общительность
7. уверенность

Г – по отношению к деятельности

8. инициативность
9. высокомерие
10. небрежность

 

Внимание – это способность человека сосредоточиваться на определенных действиях или предметах, а воля – основа этой способности.

Практическая работа № 10.

Эмоции и чувства

1. Описать 3 позитивные и 3 негативные ситуации из своего прошлого, когда Вы испытывали сильные, яркие эмоции, указав:

• место, где все проходило;

• сколько по времени длилось эмоциональное переживание;

• когда Вы вспоминаете это событие, то какие эмоции испытываете сейчас.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Описать 2 позитивные и 2 негативные ситуации из своего прошлого, когда Вы испытывали сильные, яркие чувства.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Перечислите оттенки настроения, которые чаще всего возникали у Вас за учебный год. Какое настроение у Вас преобладало: негативное или позитивное? Как Вы думаете, чем оно подпитывается (другими людьми, событиями, ситуациями, Вашими личностными особенностями)?

 
 
 
 
 
 
 

Тема 4. Конфликты в деловом общении

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: