Обращаем внимание руководителей региональных, межрегиональных организаций Профсоюза на то, что Министерство просвещения Российской Федерации объявило три рекомендованные для обсуждения темы в ходе августовских педагогических совещаний в 2020 году[2], которые для каждой образовательной организации станут своеобразной точкой отсчета в определении и реализации целей и задач на новый учебный год.
Тема первая. Ключевые направления достижения стратегической цели
по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира
по качеству общего образования.
13 июля 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, отметив, что «в период эпидемии все уровни отечественного образования – и отмечаю это как очень положительный фактор – показали свою способность быстро меняться, сохраняя при этом устойчивость, предлагать новые формы, форматы работы. Этот кадровый, технологический, организационный потенциал образования – и, конечно, добавлю, науки, – безусловно, является нашим сильным конкурентным преимуществом».
Заместитель Председателя Правительства Т.Голикова на заседании Совета сообщила о том, что «в части нацпроекта «Образование» важно сконцентрировать усилия на обеспечении школ, особенно в сельской местности, необходимым оборудованием, в том числе для электронного обучения, а также повышения квалификации учителей. И здесь есть решение. С этого года будет запущен ряд новых мероприятий так называемого проекта «500+», который, в свою очередь, направлен на реализацию адресной помощи школам, имеющим трудности
с предметно-методической подготовкой. Это особенно важно в условиях работы
с детьми, которые были вынуждены большей частью находиться на дистанционном обучении, в режиме самоизоляции и могут столкнуться с проблемами в освоении школьной программы в дальнейшем.
Нам кажется важным сейчас помочь и педагогам, и ученикам максимально комфортно с 1 сентября войти в учебный процесс и оказать им в этом всю необходимую помощь».
Для сведения.
Т. А. Голикова также отметила, что в части высшего образования представляется необходимым продолжить начатую до коронавируса работу
по интеграции вузов в общую повестку пространственного и научно-технологического развития страны. В этой связи в период коронавирусной инфекции мы разработали программу стратегического академического лидерства, направленную на подготовку как молодых научных кадров, так и кадров для экономик регионов. Эту программу мы обсудили с ректорским сообществом и получили её одобрение.
Мы предполагаем также усилить работу по взаимодействию университетов, научных организаций и организаций реального сектора экономики, поэтому планируем скорректировать подходы к созданию и развитию научно-образовательных центров мирового уровня.
На заседании Совета Президент Российской Федерации, опираясь на свой Указ от 21 июля этого года «О национальных целях развития на период до 2030 года»
в очередной раз напомнил о поставленной задаче вхождения России в число мировых лидеров по качеству общего образования, по объёмам научных исследований и разработок, опираясь на направление развития образования, связанное с созданием возможностей для самореализации людей, для развития талантов детей, молодых людей, молодёжи в целом:
«Ключевое условие для этого – сделать всё, чтобы каждый молодой человек, независимо оттого, где он родился, какой уровень дохода у его семьи, мог получить качественное образование, раскрыть свой дар, заложенные природой таланты».
В заключение В.В.Путин поручил Правительству при участии Госсовета
в трёхмесячный срок скорректировать национальные проекты, конкретизировав, исходя из реалий, задач и целей проектов.
Таким образом, до конца октября текущего года Минпросвещения России должно представить скорректированные с учетом Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года федеральные проекты нацпроекта «Образование».
На заседании рабочей группы Государственного совета по направлению «Образование и наука», возглавляемой губернатором Новосибирской области Андрем Травниковым, состоялось обсуждение, при участии помощника Президента Андрея Фурсенко и советника Президента Александры Левицкой, предложений по корректировке национальных проектов «Образование» и «Наука».
Министр просвещения Сергей Кравцов представил предложения
по корректировке национального проекта «Образование». Он акцентировал внимание на мероприятиях, направленных на формирование равных возможностей
в части получения общего образования для всех граждан, на развитие цифровой образовательной среды и кадрового потенциала системы общего образования, а также патриотического воспитания молодёжи.
Руководитель подгруппы «Образование» губернатор Кировской области Игорь Васильев представил предложения субъектов по уточнению показателей эффективности работы региональных властей в части общего образования. Он также отметил, что цифровые технологии не должны подменять традиционные формы обучения.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков представил предложения по корректировке национальных проектов «Образование» и «Наука». Инициативы касаются интеграции науки и высшего образования, а также вовлечения образовательного и научного потенциала регионов в развитие отечественной науки.
Участники заседания обсудили новые вызовы для системы образования, связанные с необходимостью обеспечения функционирования системы общего образования при проведении карантинных мероприятий, с формированием общего образовательного пространства страны, а также проблемы формирования механизмов коммерциализации научных разработок.
28 июля 2020 г. на совещании в режиме ВКС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, под председательством Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова были подведены итоги прошедшего учебного года и определены основные направления работы
на новый учебный год.
На этом совещании Кравцов С.С. отметил, что в соответствии с Указом
от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития на период до 2030 года» в зону ответственности Министерства просвещения входит сфера самореализации и развития талантов.
Министр подчеркнул важность стратегических задач, одной из которых является вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, для решения которой следует «навести порядок в сфере повышения квалификации и переподготовки кадров и учителей: это и унификация программ, и использование результатов оценочных процедур в повышении квалификации учителей».
Еще одной задачей, связанной с вхождением в десятку, Министр назвал максимально объективное проведение оценочных процедур – ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации В. С. Басюк на этом совещании проинформировал о проводимой работе по повышению эффективности механизмов управления качеством образования, в том числе
в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой – «проработать вопрос о проведении оценки региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования».
Обращено внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом
от 24.04.2020 г. № 147-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации», согласно которым Минпросвещения России осуществляет согласование региональных министров, а орган исполнительной власти региона осуществляет согласование руководителя муниципального органа (структурного подразделения) управления образованием.
В выступлении были уточнены основные направления повышения эффективности механизмов управления качеством образования:
· формирование кадрового резерва системы управления образованием;
· выявление и развитие позитивных управленческих практик на всех уровнях управления образованием;
· разработка и совершенствование критериев оценки региональных, муниципальных управленческих механизмов, управленческих механизмов образовательной организации;
· повышение профессионального мастерства региональных управленческих команд.
В.С. Басюк рассказал о ключевых приоритетах в деятельности Департамента государственной политики и управления в сфере образования Министерства просвещения Российской Федерации, к которым отнесены:
· повышение качества образования;
· адресная помощь школам с низкими результатами;
· повышение механизмов управления качеством образования, в том числе с использованием результатов оценочных процедур;
· выявление и развитие позитивных управленческих практик на всех уровнях управления образованием;
· совершенствование технологии и методов обучения.
В.С. Басюк обратил внимание на то, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», уточнены основные направления (механизмы) реализации задачи по формированию национальной системы профессионального роста педагогических работников:
· повышение уровня обеспеченности педагогическими кадрами региональных систем общего образования;
· модернизация системы подготовки педагогических кадров;
· центры непрерывного повышения профессионального мастерства и методической поддержки педагогов;
· единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогов;
· разработка профессионального стандарта и утверждение порядка аттестации руководителей общеобразовательных организаций;
· создание общих требований к формам и содержанию аттестации педагогических работников.
Говоря о национальной системе учительского роста, Басюк В.С. особо остановился на стоящей задаче – внедрении обновленной системы аттестации педагогических работников на основе единых федеральных оценочных материалов. Он обратил внимание на содержащееся в распоряжении Правительства РФ нововведение – расширение перечня квалификационных категорий: первая и высшая квалификационные категории + методист или наставник. Уточнил, что апробация системы квалификационных категорий намечена на сентябрь 2021 - июнь 2022, а завершение модернизации системы аттестации – на март 2022 года.
В.С. Басюк уточнил ожидаемые результаты формирования национальной системы учительского роста:
· непрерывное профессиональное развитие педагогов;
· повышение престижности профессии учитель;
· обеспечение качества образовательных результатов.
Заместитель Министра просвещения в своем выступлении остановился на крайне важном направлении работы – со школами со слабыми общеобразовательными результатами, которых сегодня – 9234, а также на факторах риска, приведших к таким результатам:
· недостаточная предметная и методическая, психолого-педагогическая подготовка учителей; дефицит учителей;
· высокая доля обучающихся с рисками учебной не успешности;
· низкий уровень оснащенности школы; вовлеченности родителей;
· низкая учебная мотивация школьников и низкий уровень дисциплины;
· высокая доля обучающихся, для которых русский не является родным.
В.С. Басюк перечислил основные задачи, которые предстоит решать этим школам для повышения качества образования:
· реализация программ и проектов, направленных на эффективное функционирование и развитие ОО;
· привлечение, отбор и обучение мотивированных учителей;
· активизация внутришкольной системы профессионального развития педагогов;
· развитие межшкольного сотрудничества;
· дополнительные занятия с обучающимися с затруднениями в учебной деятельности;
· корректировка рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности;
· внедрение в практику преподавания проектной, исследовательской, творческой деятельности;
· комплекс мер по работе с родителями.
В рамках развития инклюзивного образования и поддержки коррекционных школ и детских садов стоит задача обновления инфраструктуры.
В рамках федерального проекта «Современная школа» предусмотрено материально-техническое обеспечение и реализация предмета «Технология» и проведение коррекционных занятий, а также реализация дополнительного образования. В 2020 году в проект включены 130 школ из 81 региона.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Басюк В.С.
на этом совещании рассказал о стратегии развития высшего педагогического образования, в связи с передачей в подведомственность Минпросвещения России 33 педагогических университетов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2020 г. № 907-р.
В частности, заместитель Министра просвещения России охарактеризовал основные стратегические направления развития педагогического образования:
1. Формирование целостного образовательного пространства регионов
· координация взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных организаций разного уровня;
· выработка эффективного механизма взаимодействия в части подготовки педагогических кадров;
· формирование сети «базовых» образовательных организаций педагогических университетов;
· способствование расширению практики заключения договоров о целевом обучении;
· актуализация Программ развития педагогических университетов.
2. Повышение качества и эффективности образовательной и научной деятельности педагогических университетов
· создание системы формирования государственного заказа на подготовку педагогических работников, исходя из прогноза потребности в педагогических кадрах в субъектах Российской iФедерации;
· разработка и внедрение единых модулей воспитательной и вожатской деятельности в рамках реализации ФГОС образовательными организациями, реализующими программы высшего педагогического образования;
· развитие целевой аспирантуры и докторантуры для подготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций ВО и учреждений ДПО;
· динамичное развитие актуальных научных направлений;
· формирование единого цифрового образовательного пространства для системы педагогического образования.






