Профсоюз отмечает необходимость доработки описания характеристики результата по данному мероприятию

Так, из описания следует, что «формируемая сеть ЦНППМ ПР обеспечивает»: … «подготовку работников по программам педагогической магистратуры, направленным на формирование и развитие исследовательской культуры обучающихся и педагогов».

Обращаем внимание на то, что согласно «Методическим рекомендациям
по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. № Р-140), «центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее – ЦНППМ) – юридическое лицо, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, осуществляющее непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников…».

В связи с этими рекомендациями, например, уже в отдельных пилотных регионах 2019 года эти центры (ЦНППМ ПР) создавались на базе организаций ДПО, СПО и соответственно реализовывать программы педагогической магистратуры не имеют возможности, так как соответствующие программы реализуются только на уровне высшего образования.

Согласно пункту 4 изменений к 31.12.2024 г. (вместо 31.12.2020 г.) будет достигнут результат: «Введена национальная система учительского роста педагогических работников».

Учитывая предусмотренную в пункте 24 раздела III Основных принципов «Разработку предложений по обновлению системы квалификационных категорий педагогических работников, с учетом общественных и экспертных обсуждений», в характеристике ожидаемого результата вместо введения новых должностей в номенклатуру, предусмотрено «нормативно установить дополнительные квалификационные категории педагогических работников». При этом сохранить все предусмотренные федеральным и региональным законодательством социальные гарантии предполагается и при введении новых профессиональных категорий педагогических работников. Следует уточнить, о чем идет речь: о квалификационных или профессиональных категориях?

На стр. 17. Запроса в глоссарии при определении понятия «Национальная система учительского роста» п редусмотрено внесение изменений в перечень профессиональных категорий педагогических работников. Однако следует отметить, что такого перечня не существует, а ссылка на постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 не правомерна.

В связи с вышеизложенным предлагается исключить в формулировках всего текста Приложения № 2 «Запрос на изменение паспорта федерального проекта «Учитель будущего»» слова «введение новых должностей».

Профсоюз обращает внимание на то, что в случае, когда речь идет
о национальной системе учительского роста, новые квалификационные категории должны иметь федеральный статус.

В предложенной характеристике ожидаемого результата «Введение НСУР» предусматривается внесение изменений в нормативную базу, регламентирующую систему оплаты труда в каждом регионе Российской Федерации на основе методических рекомендаций Минпросвещения России, что не является обязательным для исполнения администрацией регионов. По мнению Профсоюза, условия материального вознаграждения педагогических работников, которым будут установлены новые квалификационные категории, должны определяться на федеральном уровне в рамках требований к отраслевой системе оплаты труда в сфере образования. 

Согласно пункту 7 изменений к 31.12.2024 г. будет достигнут результат
«Не менее 70% учителей в возрасте до 35 лет вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.»

Учитывая, что в характеристике этого результата определено, что в целях его достижения будут реализованы программы выявления и поддержки молодёжи, мотивированной к освоению педагогической профессии, Профсоюз предлагает,
в целях конкретизации данного положения и содействия ранней профессиональной ориентации обучающихся, проявляющих способности и интерес к педагогической деятельности, включить в проект изменений такое мероприятие, как «Организация и проведение Всероссийской психолого-педагогической олимпиады школьников им. К.Д. Ушинского (региональный и всероссийский этапы)»:

сроки реализации: начало – 1 января 2020 г., окончание – 31 декабря 2024 г.;

ответственный исполнитель – Милёхин А.В., директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России;

вид документа, характеризующий результат, – распоряжение об утверждении положения об Олимпиаде, информационно-аналитический отчёт о результатах её проведения;

результаты реализации по годам: 2020 г. – не менее 10%, 2021 г. – не менее 25%, 2022 г. – не менее 50%, 2023 г. – не менее 75%, 2024 г. – не менее 90% субъектов РФ.

Одновременно Профсоюз предлагает рассмотреть возможность включения
в проект изменений паспорта ФП «Учитель будущего» положения о предоставлении юридическим лицам на конкурсной основе грантов в форме субсидий
из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных
на обновление форм допрофессиональной подготовки молодёжи и связанного с ней повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и профессиональных образовательных организаций.»  

5) Подготовлены предложения и замечания ЦС Профсоюза к проекту методических рекомендаций по созданию и использованию механизмов обеспечения возможностей для непрерывного и планомерного профессионального роста педагогических работников; разработанных Минпросвещения России в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» и направлены в Министерство 22.06.2020 года;

В экспертном заключении ЦС Профсоюза отмечено, что содержание проекта рекомендаций, к сожалению, не может обеспечить выполнение поставленной задачи оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в обеспечении новых возможностей для непрерывного и планомерного профессионального развития и роста педагогических работников в соответствии
с целями и задачами федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование», поскольку механизмы обеспечения этих возможностей при отсутствии соответствующей нормативной правовой базы их реализации и носят преимущественно характер намерений и требуют дальнейшего обсуждения и проработки.

ЦС Профсоюза обращает внимание на необходимость преемственности рассматриваемого документа с Методическими рекомендациями по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № АК- 3076/06 в адрес субъектов Российской Федерации), которые были направлены на обеспечение развития системы непрерывного образования в регионах. 

ЦС Профсоюза, поддерживая некоторые положения проекта рекомендаций и выступая за формирование целостной системы непрерывного и планомерного профессионального роста педагогических работников, сообщает следующее.

1. В пояснительной записке отмечено, что методические рекомендации направлены на уточнение, систематизацию и оформление в целостном представлении концептуальных идей, основных элементов национальной системы учительского роста (далее – НСУР) и национальной системы профессионального роста педагогических работников (далее – НСПР ПР), закрепление единого понимания ключевых понятий.

В связи с этим ЦС Профсоюза предлагает обратить внимание на некоторые понятия, представленные в тезаурусе проекта рекомендаций.

Термины «профессиональный рост» и «личностно-профессиональный статус» имеют одинаковое описание и трактуются через концепт «карьера», вместе с тем, определение непрерывного профессионального развития вообще не приведено.

Однако в целевом блоке указано, что конечной целью формирования и введения национальной системы профессионального роста педагогических работников является обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических работников, повышения их личностно-профессионального статуса.

В целях обеспечения единого понимания ключевых понятий представляется целесообразным ввести понятие «непрерывное профессиональное развитие» и представить понятийно-терминологическую модель ключевой категории – непрерывный профессиональный рост во взаимосвязи ее составляющих: карьера, личностно-профессиональный статус, профессиональное развитие и др.

Термины «непрерывное образование» и «непрерывное профессиональное образование» даны как различные, а в разделе 6 появляется еще одно, совсем иное толкование, а именно: «Под непрерывным образованием в национальной системе профессионального роста педагогических работников понимается формирование и повышение уровня профессионального мастерства в процессе освоения программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования и программ краткосрочных обучающих мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов, активностей профессиональных ассоциаций, обмена опытом и лучшими практиками и т.п.), в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в течение всей жизни».

ЦС Профсоюза обращает внимание на определение понятия «индивидуальный образовательный маршрут» (далее – ИОМ). Учитывая, что методологической основой построения индивидуальных образовательных маршрутов является персонифицированный подход, определена его ведущая роль
в дополнительном профессиональном образовании педагогов (далее – ДПО), ЦС Профсоюза предлагает изменить формулировку понятия ИОМ с учетом уточнения его методологической основы – персонифицированного подхода.  

2. Национальная система профессионального роста педагогических работников: цели и задачи.

В системе задач НСПР ПР задача «создания сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» (далее – ЦНППМ ПР) выделена как отдельная, видимо, потому что данная сеть формируется в качестве новой части «системы институтов и механизмов, обеспечивающих непрерывное повышение квалификации педагогических работников, в том числе возможности: овладения навыками использования современных цифровых технологий; участия в деятельности профессиональных ассоциаций, в программах обмена опытом, в программах стажировок; возможности опережающего обучения новым образовательным технологиям, внедрения различных форматов электронного образования». Вместе с тем, по мнению ЦС Профсоюза, требуется конкретизация специфической роли ЦНППМ ПР и ее дальнейшее научно-методическое обоснование. Тем более, что далее в проекте рекомендаций четко обозначено, что создание и функционирование ЦНППМ ПР предполагается в качестве структурных подразделений действующих организаций ДПО.

При этом выявляется серьёзное противоречие: принципиально новую институцию, а именно так задумывались ЦНППМ ПР разработчиками ФП «Учитель будущего» (распоряжения Минпросвещения России от 30.04.2019 г № МР-4/02вн и от 17.12.2019 г. № Р-140), предлагается создавать, в том числе в существующей институциональной форме учреждений ДПО или высшего образования (далее – ВО). Однако, как в ранее подготовленных, так и в рассматриваемых методических рекомендациях не прояснены вопросы совершенствования деятельности учреждений, на базе которых предусмотрено создание ЦНППМ ПР, под новые задачи, в том числе изменение нормативов, связанных с наполняемостью учебных групп, количеством аудиторной и внеудиторной нагрузки преподавателя, методики расчета стоимости обучения одного слушателя и т.п. Также необходимо разъяснить требования к программному обеспечению для полноценной реализации электронного обучения, к аудиторному фонду и типу аудиторий, что важно для реализации коллаборационных форматов обучения (нетворкинги, коворкинги, стратегические и форсайт сессии) с учетом количества аудиторий и приоритета, отдаваемого электронным формам организации повышения квалификации.

3. Национальная система профессионального роста педагогических работников: основные элементы.

В начале раздела авторы приводят определение национальной системы профессионального роста педагогических работников как системы государственных и общественных институтов, но в следующем предложении в качестве элементов НСПР ПР называют уже процессы, сгруппированные по признаку общности целей и функций, для реализации которых и должна, по их мнению, быть создана институциональная среда области их пересечения.

В рамках создаваемых «системы институтов и механизмов, обеспечивающих непрерывное повышение квалификации педагогических работников» и формируемой «сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» беспокойство ЦС Профсоюза вызывает вопрос: будет ли обеспечиваться реализация права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года?

При этом ЦС Профсоюза отмечает, что заявленная в проекте рекомендаций задача«должна быть создана институциональная среда, то есть система государственных и общественных институтов, а именно: юридических норм и правил действия, совокупности правовых, финансовых, организационных механизмов обеспечения возможностей для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников» – уже реализована
на основании предоставления и закрепления за педагогическим работником права «на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года» (п. 5. ст. 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»).

Поэтому, видимо, речь должна идти о совершенствовании институциональной среды и системы ее государственных и общественных институтов.

4. Институты и механизмы реализации процессов непрерывного образования педагогических работников.

В данном разделе ЦС Профсоюза предлагает уточнить, что будет являться результатом работы в рамках национальной системы профессионального роста педагогических работников: «непрерывное образование», «непрерывное профессиональное образование» или «повышение квалификации» педагогических работников?

Также ЦС Профсоюза полагает важным уточнить предлагаемый подход
к модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования, связанный с возможностью ликвидации выявленных профессиональных дефицитов, а именно: только через повышение квалификации педагогических работников по результатам независимой оценки их профессиональной компетентности или будут предложены и другие подходы?

В проекте рекомендаций отмечается, что важнейшая роль в достижении целей и задач НСПР ПР отводится сфере дополнительного профессионального образования, ориентируя ее на использование персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников с учетом результатов оценки актуального уровня их профессиональной компетентности, выявления профессиональных дефицитов и на основе построения индивидуального образовательного маршрута.

Важно отметить, из этого текста ушла современная роль ДПО как инструмента профессионального развития педагога: не учтены серьезные научные разработки в данной области, которые осуществлялись с конца 90-х годов ХХ века, значительный опыт реализации инновационных практик развития педагогических кадров, который накоплен в системе дополнительного профессионального педагогического образования (далее – ДППО) отдельных субъектов РФ.

При этом следует отметить, что авторы рекомендаций совершенно справедливо отмечают, что системная реализация персонифицированного подхода к ДППО требует изменения подходов к его организации, включая модернизацию образовательных технологий, форм организации образовательного процесса, всей инфраструктуры, а также введения персонифицированного порядка его финансирования с использованием соответствующих финансовых механизмов, например выдачей сертификатов (ваучеров) на реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.

Учитывая современные запросы профессионального педагогического сообщества, ЦС Профсоюза обращает внимание на необходимость разработки новой целевой модели дополнительного профессионального педагогического образования, включая новые механизмы реализации персонифицированного подхода в ДППО как компонента НСПР ПР. И если эти вопросы будет разрабатываться и реализовываться каждым регионом и институтом по своему усмотрению, то очевидно, что задача создания единой, целостной системы, тем более в масштабах страны, реализована не будет.

Изменения нормативной правовой базыфункционирования системыДПО потребует и выполнение задачи применения приоритетных форматов повышения квалификации, реализуемых на основе использования современных цифровых технологий, а также «горизонтального обучения» педагогов с использованием программ обмена опытом и лучшими педагогическими практиками. Нормы, по которым сейчас работают данные институты, разрабатывались в совершенно иных социально-экономических и содержательно-технологических условиях.

ЦС Профсоюза предлагает обратить внимание на содержащийся в проекте рекомендаций тезис о том, что «модернизация системы дополнительного профессионального педагогического образования должна обеспечить более успешное выполнение актуальных и перспективных направлений повышения квалификации (профессионального развития) работников образования».

ЦС Профсоюза считает, что надо пояснить, что значит «более успешное», а также определить конкретные показатели измерения этой успешности. Это позволит региональным системам ДППО определить свои проблемные зоны и ключевые ориентиры совершенствования. В противном случае, рассматриваемые рекомендации не послужат повышению качества и эффективности работы организаций ДППО, поскольку формально в деятельности каждого института ДППО перечисленные три направления повышения квалификации используются и обеспечены соответствующими дополнительными профессиональными программами (далее – ДПП), отражены в планах работы и структурных подразделений, и отдельных работников.

ЦС Профсоюза считает важным заявленный в методических рекомендациях механизм создания адекватной сегодняшним реалиям системы профессиональной ориентации обучающихся, способной помочь выпускникам школ обеспечить осознанный выбор педагогической профессии в качестве дальнейшей жизненной траектории, направления будущей профессиональной деятельности. 

ЦС Профсоюза предлагает обратить внимание на то, что при организации работы по ранней профориентации на педагогическую профессию крайне важным становится не только создание системы профессиональной ориентации, обеспечение осознанного выбора педагогической профессии, но и обеспечение механизма сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, среднего профессионального и высшего образования в период обучения и при вхождении в профессию (в течение 3-5 лет).

Поэтому ЦС Профсоюза предлагает предусмотреть для решения этой задачи использование системы наставничества, в том числе с привлечением Советов молодых педагогов региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования, созданных в субъектах Российской Федерации.

В целях преодоления дефицита педагогических кадров ЦС Профсоюза предлагает создать Программу ранней профориентации на педагогическую профессию на федеральном и региональном уровнях, а также «дорожную карту»
по выполнению Программы как механизма реализации процессов непрерывного образования педагогических работников.

5. Институты и механизмы выявления образовательных запросов педагогических работников к системе дополнительного профессионального образования.

В данном разделе ЦС Профсоюза полагает важным дать разъяснения
по следующему абзацу: «Так, в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по формированию и введению национальной системы учительского роста оценка уровня квалификации учителя проводится с учетом единых подходов
к процедуре оценивания и с использованием единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Предложена оценка актуального уровня педагогических компетенций учителя по четырем блокам компетенций: предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным. Оценочные материалы, представленные к апробации, разрабатывались на основе профессионального стандарта педагога и требований ФГОС общего образования».

Согласно паспорту ФП «Учитель будущего» в регионах, где созданы центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, установлено достижение показателя «доля педагогических работников, прошедших добровольную независимую оценку профессиональной квалификации», в процентах от общего числа педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей. Однако ещё не разработаны на федеральном уровне оценочные материалы добровольной независимой оценки квалификации, позволяющие осуществлять единообразный, всесторонний мониторинг профессиональной квалификации педагогов. Эта ситуация сегодня составляет ключевой риск реализации ФП «Учитель будущего» в регионах, потому что достижение установленного показателя осуществляется в рамках соглашения между Минпросвещения России и органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

Риски реализации федерального проекта «Учитель будущего» определяются каскадным невыполнением ряда контрольных точек Плана мероприятий
по реализации федерального проекта «Учитель будущего»/приложение № 1
к Паспорту федерального проекта «Учитель будущего», приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование»
от 07 декабря 2018 г. № 3.

Надо признать, что этот принципиально важный раздел проекта методических рекомендаций не может быть использован органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации без наличия соответствующих нормативных правовых актов, определяющих и фиксирующих порядок и условия сопряжения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части «Аттестации педагогических работников» (ст. 49) и Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». По глубокому убеждению ЦС Профсоюза, уточнение позиции Министерства просвещения Российской Федерации в отношении предполагаемых направлений совершенствования аттестации учителей и всех педагогических работников, а также в отношении возможности и целесообразности введения оценки квалификации педагогических кадров
в рассматриваемых рекомендациях является необходимым.

ЦС Профсоюза обращает внимание на то, что в методических рекомендациях не обозначена роль работодателя педагогических работников. Так, работодатель отвечает за кадровую политику, то есть профессиональное развитие педагогических работников и необходимый уровень владения ими профессиональными компетенциями, а также за планирование и распределение финансовых ресурсов организации. В представленном перечне «институтов и механизмов выявления образовательных запросов» отсутствует основной заказчик – работодатель педагога, тогда как «необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель» (ст. 196 Трудового кодекса РФ).

Исходя из этого, в проекте методических рекомендаций должен содержаться ответ на вопрос: каков механизм финансового обеспечения выявления профессиональных дефицитов в результате независимой оценки квалификационного уровня конкретного педагогического работника и образовательных запросов на их преодоление. Соответственно не раскрыт формат определения образовательных запросов педагогов, основанный на потребности образовательных организаций. Вовлечение руководителей образовательных организаций в формирование эффективной внутриорганизационной системы профессионального развития кадров (формирование «обучающих сообществ», реализация форматов «горизонтального обучения», «педагогического тьюторства», наставничества и др.) является также одной из задач национальной системы профессионального развития педагогов.

Кроме того, в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ предусматривается предоставление определенных гарантий и компенсаций работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от основной работы
в соответствующих образовательных организациях, или на прохождение независимой оценки квалификации.






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: