Характеристика бюджетного процесса в Российской Федерации 2020 года

Информационно-

Аналитические материалы

(к августовским педагогическим совещаниям 2020 года)

 

 

Г. Москва,

Август 2019 года

Информационно-аналитические материалы

к августовским педагогическим совещаниям
в 2020 году


Оглавление

    Стр.
1. Характеристика бюджетного процесса в Российской Федерации 2020 года   4
2. О предложениях Профсоюза по мерам, направленным на совершенствование заработной платы работников образования, формирование отраслевой системы оплаты труда, в том числе в рамках подготовки проекта Единых рекомендаций на 2021 год по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений   8
3. Информация об изменении размеров ставок заработной платы (должностных окладов) отдельных категорий педагогических работников, поименованных в Указах Президента России от 2012 г., установленных в субъектах Российской Федерации, и их доли в структуре средней заработной платы в 2020 г. по сравнению с 2018 г.   30
4. О действиях Профсоюза по рассмотрению актуальных вопросов защиты трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования в рамках Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений   45
5. Актуальные темы, рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации, для обсуждения на августовских педагогических совещаниях в 2020 году. Информация ЦС Профсоюза по предложенным темам   51
6. Основные задачи, направленные на совершенствование и развитие общего образования (включая дошкольное) и дополнительного образования детей, определенные на 2020 год в докладе Правительства РФ Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2019 году. Актуальные задачи Министерства просвещения Российской Федерации, входящие в зону его ответственности, в связи с принятым Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития на период до 2030 года» 98
7. О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций, установленных в субъектах Российской Федерации в 2019 году, по данным мониторинга, проведенного Общероссийским Профсоюзом образования   103
8. Актуальные вопросы обеспечения трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования, в том числе в условиях режима предупреждения распространения новой короновирусной инфекции   111
9. Участие Профсоюза в подготовке предложений по совершенствованию законодательства в сфере труда и образования. Экспертиза и разработка нормативных правовых актов   118
10. О взаимодействии ЦС Профсоюза с Советом по профессиональным квалификациям в сфере общего образования   128
11. Об актуальных направлениях развития системы профессионального образования и возможных действиях Профсоюза   151
12. Актуальные вопросы обеспечения безопасных условий труда и здоровья членов Профсоюза – работающих и обучающихся   196
13. Об актуализации деятельности профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза в условиях цифровой трансформации общества   199
14. Об итогах реализации Пилотного проекта по переходу на единый электронный профсоюзный билет, электронный реестр членов Профсоюза и автоматизированный сбор статистических отчётов   205
15. Профсоюзы образования в условиях пандемии и по ее завершению   209
16. О результатах проведенного Профсоюзом в июле 2020 года экспресс-мониторинга по вопросам: – применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в сфере общего и дополнительного образования детей; – условий привлечения педагогических работников к организации и проведению ЕГЭ 212

Раздел 1

Характеристика бюджетного процесса в Российской Федерации 2020 года

В текущем 2020 году ряд внутренних и внешних факторов оказали серьезное влияние на принимаемые решения в сфере государственной экономической политики в целом и в бюджетной политики государства, в частности, а также на состояние экономики страны. 

Первоначально основным внутренним фактором потенциально существенных будущих изменений стало Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию Российской 15 января 2020 года и последовавший за ним Указ Президента Российской Федерации от 15.01.2020 г. № 14 «О Правительстве Российской Федерации». На основании Указа Правительство под председательством Д.А.Медведева 15 января в полном составе ушло в отставку.  

15 января 2020 года В.В.Путин предложил Государственной Думе кандидатуру М.В.Мишустина на пост Председателя Правительства Российской Федерации, после единодушного согласия депутатов. Указом от 16.01.2020 г. № 17 Президент Российской Федерации назначил с 16 января Председателем Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина, а к 21 января был сформирован и новый состав Правительства.

По состоянию на начало 2020 года экономика страны характеризовалась макроэкономической и бюджетной стабильностью. Общий объём Фонда национального благосостояния к началу 2020 года составил почти 8 трлн рублей. Показатели инфляции и безработицы находились на исторически минимальных значениях. Уровень государственного долга составил 12,3% ВВП, объём золотовалютных резервов увеличился до 554 млрд долларов. Все перечисленные внутренние факторы создавали хорошие предпосылки для положительных структурных и количественных изменений в экономике, в том числе и в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Плановое течение всей экономической жизни страны было нарушено внешним фактором в виде пандемии коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Действие данного фактора привело к возникновению экономического кризиса как в нашей стране, так и в большинстве развитых стран мира. Экономическая ситуация для Российской Федерации осложнилась действием дополнительного внешнего фактора: решения отдельных стран по наращиванию добычи и реализации нефти привели к серьёзному дисбалансу на глобальном нефтяном рынке. Это вызвало обвальное снижение цен на нефть и производные продукты, усилилась волатильность финансовых и валютных рынков, увеличился отток капитала
из страны.

По разным оценкам (по состоянию на июль), при условии не ухудшения ситуации с пандемией снижение ВВП по итогам 2020 года составит около 6%. Для справки: снижение ВВП по итогам кризисных 2009 года составило около 8%, 2014 года – 2%.

Кризис затронул все сферы экономической деятельности: временно остановилась деятельность большей части предприятий сферы услуг, резко выросла безработица, упали доходы населения, резко снизилась деловая активность и выросли убытки предпринимательского сектора. Как следствие, существенно снизилась доходная часть бюджетов всех уровней.

Тем не менее, по состоянию на июль бюджетные обязательства 2020 года
со стороны государства продолжают выполняться. По национальным проектам расходы корректируются по объёмам и направлениям. Текущее оперативное управление экономикой страны осуществляется в рамках антикризисного общенационального плана восстановления экономики, разработанного Правительством РФ и рассчитанного на период до конца 2021 года.

Сложившаяся в стране экономическая ситуация не могла не сказаться на текущей бюджетной политике.

По состоянию на июль месяц 2020 года в рамках бюджетного процесса практически отложены на более поздний срок стандартные процедуры
по разработке, обсуждению и итоговому принятию разрабатываемых Правительством РФ таких документов как:

– основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее – ОНБНиТТП);

– прогноз социально-экономического развития Российской Федерации
на очередной финансовый год и плановый период (далее – Прогноз).

По сложившейся практике, ОНБНиТТП и Прогноз представляются для обсуждения на «площадках» общественных и государственных институтов
в марте-мае, в том числе обсуждение проходит и на «площадке» Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК): сначала на заседаниях рабочих групп РТК, а после – на заседании РТК.

На рабочей группе РТК 23.06.2020 г. в заочном режиме были рассмотрены подготовленные Минэкономразвития России материалы по вопросу «О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменениях цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Материалы были представлены в виде таблиц из макроэкономических показателей, характеризующих:

1) среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (Базовый вариант);

2) среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (Консервативный вариант).

Данный Прогноз Профсоюз может рассматривать исключительно как предварительный. Это связано не только с тем, что заявленные по состоянию
на июнь 2020 года целевые макроэкономические показатели могут претерпеть существенное изменение к осени 2020 года, когда проект федерального бюджета будет вноситься в Государственную Думу на рассмотрение.

Профсоюз отмечает, что в представленном Прогнозе полностью отсутствует социальная составляющая, характеризующая развитие процессов в области регулирования заработной платы в бюджетной сфере экономики.

По результатам общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации ежегодная индексация пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат сегодня гарантированы на уровне положений Конституции Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 3 июля 2020 г № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками»).

Решения по вопросам, связанным с уровнем оплаты труда работников бюджетной сферы, осуществляются в рамках текущего и среднесрочного государственного экономического планирования. В представленном 23.06.2020 г.
на рабочую группу РТК Прогнозе вышеупомянутые вопросы не нашли отражения и остались открытыми.

Важно отметить, что даже в базовом варианте Прогноза (не говоря уже
о консервативном варианте) среднемесячная начисленная номинальная заработная плата работников организаций в целом по Российской Федерации по итогам 2020 года уменьшится по сравнению с 2019 годом. Показатель «среднемесячный доход
от трудовой деятельности», рассчитываемый по методике, утверждённой Приказом Росстата от 13 апреля 2017 г. № 239, и используемый в целях оценки достижения целевых показателей уровней средней заработной платы отдельных категорий работников, в Прогнозе пока никак не обозначен. Но, как показывает текущая экономическая ситуация, снижение этого показателя может быть весьма существенным.

Сегодня вызывает большую обеспокоенность тот факт, что по итогам 2020 года уровень заработной платы категорий работников бюджетной сферы, поименованных в Указах Президента РФ 2012 года, может существенно превысить величину целевого показателя – «среднемесячного дохода от трудовой деятельности», что стало проявляться уже по итогам второго квартала текущего года.

Как известно, объемы выделяемой бюджетам субъектов РФ финансовой поддержки из федерального бюджета определяются в соответствии
с определенными соглашениями и могут быть уменьшены в зависимости от такого превышения целевого показателя.

В сложившейся ситуации Профсоюзу, его региональным (межрегиональным) организациям, наряду с ведением непростых переговоров с властью
по формированию отраслевой системы оплаты труда в сфере образования, предстоит добиваться реализации и других приоритетных задач:

– сохранения в 2020 году (а может быть, и в более продолжительный период) реальной заработной платы педагогических работников, поименованных в Указах Президента РФ от 2012 года, на уровне 2019 года (то есть через индексацию фондов оплаты труда, сформированных в 2019 году, на размер потребительской инфляции 2020 года);

– повышения уровня финансовой поддержки бюджетов субъектов РФ
из федерального бюджета на обеспечение выполнения ими социальных обязательств, а также не уменьшения размеров их финансовой поддержки
из федерального бюджета в случае превышения в субъектах РФ фактическими размерами заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений соответствующих целевых показателей;

– сохранения ежегодной индексации (восстановлена после длительного перерыва в 2018 году) заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенных к отдельным категориям работников бюджетной сферы, поименованным в Указах Президента Российской Федерации
от 2012 года.

Повестка работы Профсоюза во второй половине 2020 года и в последующие годы будет, в том числе, определяться необходимостью решения перечисленных выше проблемных вопросов в пользу работников сферы образования.















Раздел 2

О предложениях Профсоюза по мерам, направленным
на совершенствование заработной платы работников образования, формирование отраслевой системы оплаты труда, в том числе в рамках подготовки проекта Единых рекомендаций на 2021 год по установлению
на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Напоминаем, что сформированные по итогам проведенного в 2018-2019 годах мониторинга выводы о низком уровне эффективности регулирования вопросов совершенствования системы оплаты труда работников образовательных организаций в субъектах РФ на основе утверждаемых на федеральном уровне рекомендаций стали для Профсоюза дополнительным серьезным аргументом и основанием для активизации действий по отстаиванию своей позиции
о необходимости повышения уровня федеральных гарантий по оплате труда педагогических и иных работников образования.

Проведенная Профсоюзом, его региональными, местными и первичными организациями общероссийская акция в сентябре-октябре 2019 года в форме массового направления обращений к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшихся во всех регионах встреч, переговоров представителей законодательной и исполнительной власти с профсоюзными лидерами по требованиям Профсоюза ускорить принятие конкретных мер по реальному повышению заработной платы работников образования, повышению уровня федеральных гарантий по оплате труда и введению единой отраслевой системы оплаты труда работников в сфере образования позволила продемонстрировать власти всех уровней сплоченность и единство Профсоюза в намерении отстаивать законные права работников
на достойные условия и оплату труда.

Представляем хронику событий, связанных с обсуждением и подготовкой предложений по формированию отраслевой системы оплаты труда
в сфере образования

Ø 25 сентября 2019 года (выписка из протокола № 588/4 заседания Совета Федерации) дано поручение Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитету Совета Федерации по социальной политике, Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам обратиться в Правительство Российской Федерации с ходатайством о проработке вопроса по установлению единой отраслевой системы оплаты труда педагогических работников образовательных организаций дошкольного и общего образования. О результатах проинформировать Совет Федерации в период весенней сессии 2020 года.

Ø Комитет Государственной Думы по образованию и науке опубликовал на своем сайте письмо Министерства просвещения России от 25 октября
2019 года № МП-П-3591 с информацией по вопросам, содержащимся
в рекомендациях парламентских слушаний, состоявшихся в Государственной Думе в июле 2019 года.

Содержание информации по рассматриваемому вопросу профильного федерального органа исполнительной власти фактически свелось к констатации общеизвестных фактов и указанию на отсутствие у Минпросвещения России компетенции по регулированию оплаты труда в муниципальных и региональных общеобразовательных организациях.

Справочно.








Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания 23 июля 2019 года № 6683-7 ГД утверждены рекомендации парламентских слушаний на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации»

Принято решение направить Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Кроме того, Правительству Российской Федерации предложено проинформировать Государственную Думу о ходе реализации предложений, содержащихся в Постановлении, в период весенней сессии Государственной Думы 2020 года.

В частности, участники парламентских слушаний считают очень значимыми факторами обеспечения качества образования достойную оплату учительского труда и труда воспитателя детского сада, повышение престижа профессии педагога
в обществе и вовлечение в эту профессию талантливой молодежи, полностью поддерживают предложение Министра просвещения Российской Федерации О.Ю.Васильевой о минимальной гарантированной базе оплаты труда молодого педагога, которая должна составлять не менее 70 процентов от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации при условии работы за одну ставку заработной платы (18 часов) и должна быть зафиксирована в трудовом договоре
с каждым педагогическим работником.

В целях повышения качества общего образования участники парламентских слушаний рекомендовали. Правительству Российской Федерации:

разработать комплекс мероприятий и сформировать совместно с субъектами Российской Федерации «дорожные карты», гарантирующие минимальную заработную плату при условии работы за одну ставку заработной платы (18 часов) в размере не менее 70 процентов от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации и ее фиксацию в трудовых договорах с каждым педагогическим работником, проработав одновременно механизмы оказания субъектам Российской Федерации финансовой поддержки в случае недостаточности у них собственных средств;

Ø 24.12.2019 г. на заседании Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений были приняты Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, которые, однако, не реализованы в законодательстве подавляющего большинства субъектов Российской Федерации.

Ø Принято Обращение Совета Федерации к Правительству Российской Федерации по вопросу установления единой системы оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций (постановление Совета Федерации
от 22.01.2020 г. № 3-СФ)

В частности, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обратился к Правительству Российской Федерации с просьбой проработать вопрос
об установлении в Российской Федерации единой системы оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, обеспечивающей минимальные государственные гарантии по оплате труда и стимулирующей непрерывный профессиональный рост.

Ø В Правительстве Российской Федерации по Обращению Совета Федерации оформлено поручение вице-премьера Т.А.Голиковой: «Минпросвещения России, Минтруда России и Минфину России проработать вопрос, о результатах доложить в Правительство Российской Федерации и проинформировать Совет Федерации до 21.02.2020 г.».

Ø 17.02.2020 г. первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации П.С. Зенькович направил в Совет Федерации официальный ответ
на Обращение, в котором содержались:

– констатация реального состояния дел с оплатой труда педагогических работников (базовые должностные оклады от 3608 рублей (Мордовия) до 22344 рублей (Приморский край); доля окладов (ставок) более 70 % в ФОТ только
в 12 регионах, вопиющее положение в Рязанской области (доля окладов (ставок)
в ФОТ – -23,9%) и Тверской области (доля окладов (ставок) в ФОТ – - 25,3%);

– согласие с позицией Совета Федерации (необходимость реализации международных принципов трудового законодательства (равная оплата за равный труд, прозрачность и понятность установления и начисления заработной платы, необходимость учета в трудовом договоре всех видов выполняемых работ и порядок их оплаты);

– информация о наличии массовых обращений педагогов по заработной плате (за 2019 год более 1300 писем поступило только в Минпросвещения России); а также запланированной Минпросвещения России проработке мер по совершенствованию системы оплаты труда в отрасли образования.

В письме Минтруда России от 05.02.2020 г. (за подписью заместителя Министра В.Л.Вуколова), направленном в адрес Минпросвещения России, сообщалось, что «Минтрудом России совместно с Минздравом России проводится работа по выработке предложений по параметрам отраслевой системы оплаты труда медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, медицинских работников центральных районных и районных больниц. В рамках указанной работы разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений», а также соответствующие подзаконные акты Правительства Российской Федерации.

Предполагаем, что работа по вопросу установления отраслевых систем оплаты труда работников различных отраслей бюджетной сферы должна проводиться поэтапно, с учетом результатов анализа применяемых систем и возможностей их ресурсного обеспечения в регионах».

В письме Минфина России от 08.02.2020 г. (за подписью заместителя министра П.А.Кадочникова), направленном в адрес Минпросвещения России, после изложения на двух страницах действующего порядка установления систем оплаты труда и финансирования нормативных затрат на оплату труда в соответствии
с разграничением полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления сообщалось, что на основании вышеизложенной системной взаимосвязи правовых норм в указанной сфере трудовых отношений Министерство финансов Российской Федерации отмечает, что проработка вопроса об установлении единой системы оплаты труда педагогических работников дошкольных общеобразовательных организаций и общеобразовательных организаций потребует оценки расходов, покрываемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Ø 28.02.2020 г. Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко подняла вопрос об оплате труда педагогов на встрече членов Совета Федерации
с Председателем Правительства РФ М.В.Мишустиным. Однако в перечень поручений премьер-министра по итогам рабочей встречи вопрос не вошел!

Ø Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2019 N2 3273-р в целях реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» утверждены основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста, предусмотревшие проведение к 1 мая 2020 года Минпросвещения России, Минтрудом России, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ с участием Общероссийского Профсоюза образования анализа региональных систем оплаты труда педагогических работников с целью подготовки на его основе предложений по совершенствованию системы оплаты их труда

Информация о результатах анализа региональных систем оплаты труда педагогических работников, проведенного на основе совместно разработанной Минпросвещения России и Профсоюза анкеты, размещается в данных материалах.

Ø Учитывая проводимую Минтрудом России разработку
(в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 08.10.2019 года) проекта ФЗ о наделении Правительства РФ полномочиями по установлению требований к ОСОТ в государственных и муниципальных учреждениях, Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ настоял на включении в Единый план первоочередных мероприятий РТК на 1 полугодие 2020 г. по реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации пункта
об обязательном рассмотрении этого законопроекта на заседании РТК до его внесения в Правительство РФ.

В связи с письмом РТК от 5 марта 2020 г. № П24-11628, направленным в адрес сторон социального партнерства РТК во исполнение п. 12 Единого плана, утвержденного Координатором Комиссии, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой 28.02.2020 г. № 1718п-П24, Совет Ассоциации в заочном режиме рассмотрел законопроект, подготовленный Минтрудом России и, не поддержав его, 5 апреля 2020 г. направил свои замечания и предложения, а также и свой вариант законопроекта в ФНПР и Секретариат РТК.

Текст этого законопроекта был размещен на официальном сайте Общероссийского профсоюза образования, а также направлен депутатам Комитета Государственной Думы по образованию и науке, в Министерство просвещения Российской Федерации.

Ø В решении РТК от 24 апреля 2020 года (Шмаков, Шохин, Котяков, Голикова) значится:

1. Принять к сведению информацию заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации В.Л.Вуколова о проекте федерального закона
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» (далее – проект федерального закона).

2. Отметить, что сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения работодателей, в основном поддерживает проект федерального закона. Одновременно предлагает дополнить проектируемую часть 8 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации словами об учете мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а проектируемую часть 9 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации словами об обязанности субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению указанных требований.

3. Отметить, что сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, поддерживает концепцию проекта федерального закона, нацеленную на преодоление не обоснованной с точки зрения организации оплаты труда дифференциации окладов в учреждениях одной и той же отрасли бюджетной сферы.

Вместе с тем, по мнению профсоюзной стороны, проектируемые полномочия Правительства Российской Федерации об установлении требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, включая установление (дифференциацию) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений, не могут быть целенаправленно реализованы без решения следующих вопросов:

– установления базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;

– внесения в Трудовой кодекс Российской Федерации положений, обеспечивающих реализацию социально-экономической природы минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени, что вытекает из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях
от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П.

Ø Информируем, что Совет Государственной Думы принял решение направить в РТК для рассмотрения проект федерального закона № 911641-7
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», внесенный группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, обсуждение которого в СМИ получило большой общественный резонанс.

Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, рассмотрев этот законопроект, счел невозможным поддержать содержащуюся в нем редакцию дополнения ст.144 ТК РФ и направил в РТК 6 мая 2020 года свое мнение, приведя в заключении следующие аргументы.

Предложенное в рассматриваемом законопроекте понятие «минимальный размер оплаты труда, установленный в субъекте Российской Федерации» противоречит ст. 133 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации может устанавливаться региональным соглашением размер минимальной заработной платы, величина которого не может быть ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого федеральным законом. При этом заключение соглашения
о минимальной заработной плате является правом, а не обязанностью субъекта РФ, поскольку его формирование осуществляется в рамках коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, а устанавливаемый этим соглашением размер минимальной заработной платы не может быть применим
в качестве государственной гарантии по оплате труда, устанавливаемой
на региональном уровне.

Действие такого соглашения не может распространяться на работающих
на территории соответствующего субъекта РФ организаций, финансируемых
из федерального бюджета. Более того, исходя из сложившейся практики применения подобных региональных соглашений, установленная в них минимальная заработная плата (МЗП), в размере, превышающем величину МРОТ, установленного федеральным законом, в большинстве регионов не распространялась на работников государственных и муниципальных учреждений этого региона.

В представленном законопроекте установление базовой ставки заработной платы в качестве «гарантии» по оплате труда предусмотрено только для двух, наиболее массовых категорий работников – педагогических и медицинских. При этом важно отметить, что понятие «базовая ставка заработной платы», используемое при формировании систем оплаты труда педагогических работников, для медицинских работников действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено, что требует его расширения понятиями «базовый оклад, базовый должностной оклад».

В рассматриваемом законопроекте предусмотрено установление единой базовой ставки заработной платы для всех педагогических и медицинских работников государственных и муниципальных учреждений, независимо от уровня их квалификации. При этом необходимо напомнить, что Совет Ассоциации постоянно настаивает на установлении базовой ставки заработной платы (базового должностного оклада) в размере не ниже МРОТ для работников, имеющих наименьший уровень квалификации, для которых установлен начальный – первый квалификационный уровень первой профессиональной квалификационной группы должностей работников.

Необходимо отметить, что предлагаемый в законопроекте порядок установления базовой ставки заработной платы как минимальной государственной гарантии, формируемой на региональном уровне, не обеспечит реальной возможности снижения уровня дифференциации в оплате труда педагогических и медицинских работников, сложившейся между регионами и обусловленной лишь разным наполнением региональных бюджетов.

Необходимо также иметь в виду, что в настоящее время в соответствии
с поручениями Президента Российской Федерации от 08.10.2019 г. в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассматривается законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений».

Ассоциация считает, что нормы, определяющие на федеральном уровне минимальные государственные гарантии по оплате труда в виде базовых ставок заработной платы (базовых должностных окладов) педагогических, медицинских и других работников государственных и муниципальных учреждений, должны формироваться исходя из требований к отраслевым системам оплаты труда, обозначенных Президентом РФ, не только в части установления окладов, должностных окладов, ставок заработной платы, но и единого перечня и условий назначения выплат стимулирующего и компенсационного характера.

В связи с вышеизложенным Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ сочла невозможным поддержать проект федерального закона № 911641-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», внесенный группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Ø 15 июня 2020 года Правительство Российской Федерации осуществило законодательную инициативу и внесло в Государственную Думу законопроект
№ 973252-7 о внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: