Основные тенденции и направления реализации государственной политики в системе среднего профессионального образования

Решение ключевых задач в сфере среднего профессионального образования (далее – СПО), осуществляется в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», основной целью которого является модернизация СПО, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ с учетом региональных потребностей. К ключевым задачам отнесены:

Ø модернизация инфраструктуры организаций среднего профессионального образования (далее - СПО) за счет создания сети межрегиональных центров компетенций и региональных площадок сетевого взаимодействия по продвижению новых образовательных технологий и методик обучения, центров опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП), мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной
из компетенций;

Ø внедрение практико-ориентированных подходов в реализации образовательных программ, в том числе за счет проведения мероприятий во взаимодействии с ключевыми работодателями и расширения их участия
в образовательном процессе и управлении образовательными организациями, внедрения технологий Ворлдскиллс в деятельность системы СПО, в том числе демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации.

Благодаря реализации этого проекта в субъектах Российской Федерации в 2019 году создано 14 ЦОПП, оснащенных современной материально-технической базой. С целью государственной поддержки модернизации СПО в 2019 году на создание не менее чем 700 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций, выделены гранты в форме субсидий
из федерального бюджета 160 образовательным организациям из 65 субъектов Российской Федерации в объеме 3,0 млрд. рублей. За счет указанных средств
к декабрю 2019 года создано 800 мастерских (в рамках одного гранта предусматривается создание 5 мастерских по приоритетной группе компетенций). По результатам конкурсного отбора, проведенного в сентябре - ноябре 2019 г., победителями - получателями грантов в 2020 году признаны 160 заявок из 70 субъектов Российской Федерации с общим объемом финансирования
из федерального бюджета 4,4 млрд. рублей.

Кроме того, в 2019 году продолжили функционирование 7 межрегиональных центров компетенций и 44 региональные площадки сетевого взаимодействия
по продвижению новых образовательных технологий и методик обучения, созданные в 2018 году в 44 субъектах Российской Федерации в рамках приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий».

В декабре 2019 г. состоялся XIII Международный конгресс-выставка «GlobalEducation – Образование без границ», в ходе пленарных заседаний и тематических сессий которого обсуждались практические вопросы развития СПО и непрерывного образования в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы».

В 2019 году процедуру демонстрационного экзамена в составе ГИА
в соответствии с требованиями ФГОС СПО провели 223 образовательные организации, расположенные в 59 субъектах Российской Федерации, по 26 профессиям и специальностям СПО. Для сравнения: в 2018 году в процедурах демонстрационного экзамена участвовали 44 организации из 24 регионов по 9 профессиям. Таким образом, количество охваченных профессий и специальностей ГИА с использованием механизма демонстрационного экзамена выросло в 2,9 раза, а число образовательных организаций, применяющих данную процедуру, – в 8,6 раза. Уровень подготовки, соответствующий стандартам демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Россия, продемонстрировали в 2019 году более 17,3 тыс. выпускников организаций СПО (34%), в 2018 году - более 7,3 тыс. выпускников (28%), в 2017 году - более 2,3 тыс. выпускников (17,3%). В рамках методического сопровождения мероприятий федерального проекта утверждены распоряжениями Министерства просвещения Российской Федерации и направлены в субъекты методические рекомендации о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена.

Разработка и актуализация ФГОС СПО проводится в соответствии с перечнем наиболее востребованных на рынке труда перспективных профессий, требующих СПО (ТОП-50), с учетом требований профессиональных стандартов по 42 укрупненным группам профессий и специальностей совместно с 38 советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Во ФГОС СПО сформулированы новые общие компетенции, учтены требования профессиональных и международных стандартов, передовых технологий, указаны требования
к результатам освоения образовательной программы, педагогическим работникам, материально-технической базе, основной литературе; введен в рамках ГИА обязательный демонстрационный экзамен, указаны минимальные требования
к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы
(умения, знания, практический опыт). С 1 сентября 2019 г. образовательные организации приступили к обучению студентов еще по 41 актуализированному ФГОС СПО.

Сформирован перечень из 89 компетенций Ворлдскиллс и обеспечено повышение квалификации 5 300 преподавателей (мастеров производственного обучения) по программам, основанным на опыте Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее – Союз «Ворлдскиллс Россия»), сертифицированы
1 000 человек в качестве экспертов Ворлдскиллс в 2019 году.
Определены для реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации 28 субъектов Российской Федерации, в которых на базе 92 образовательных организаций функционируют 132 стажировочные площадки.

В 2019 году проведен Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам по 56 компетенциям «Ворлдскиллс» в г. Казани. Всего
в соревнованиях приняли участие 1 354 конкурсанта из 64 стран мира, включая Россию. Национальная сборная Российской Федерации завоевала 14 золотых, 4 серебряных, 4 бронзовых медали и 25 медальонов за профессионализм, обеспечив себе второе место в медальном зачете. Помимо этого, участники из России были отмечены медалями «За высшее мастерство», премией имени Альберта Видала и наградой «Лучший представитель страны».

В 2019 году была проведена Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям СПО по 27 профильным направлениям, включающим 82 специальности СПО в рамках 24 укрупненных групп.

В 2019 г. в Москве прошел V Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс". Участниками соревнований стал 1 501 человек из 84 субъектов Российской Федерации по 62 основным компетенциям.

Система СПО ориентирована на потребности региональных рынков труда.
С этой целью с 2016 года в 20 субъектах Российской Федерации был запущен проект «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (далее – Стандарт), позволяющий выстроить в субъекте Российской Федерации систему управления процессом подготовки кадров, механизмы кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов и передовых технологий. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации
от 6 апреля 2018 г. № Пр-580 работа по обеспечению внедрения Стандарта продолжена во всех субъектах Российской Федерации. По итогам пилотной апробации Стандарта и на основе предложений федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, Роструда), крупных промышленных холдингов (Госкорпорации «Роскосмос», Госкорпорации «Росатом», Группы «Челябинский трубопрокатный завод», ПАО «Российские сети» и других) разработана обновленная версия Стандарта, предусматривающая ориентацию механизмов подготовки кадров под экономический рост регионов и типовая «дорожная карта» внедрения Стандарта в субъекте Российской Федерации. С целью тиражирования полученного опыта функционирует база эффективных практик кадрового обеспечения www.wikiregstandard.ru, где на текущий момент размещено более 250 практик от 25 субъектов Российской Федерации. Дальнейшая реализация ключевых элементов Стандарта будет продолжена в рамках 6 национальных проектов (программ): «Образование», «Демография», «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Наука» и «Цифровая экономика».

3. Общая характеристика системы профессионального образования

По данным форм федерального статистического наблюдения (далее – ФСН)
за 2019 год прием в образовательные организации, реализующие образовательные программы СПО, в 2019 году впервые превысил 1 млн. человек, и, таким образом,
в прошедшем учебном году по программам СПО обучаются более 3 млн. студентов. В связи с ростом востребованности и популярности образовательных программ СПО в ближайшие годы прогнозируется увеличение числа поступающих.

Система высшего образования охватывает 4,07 млн. студентов, в том числе
по очной форме обучения 2,4 млн. человек (58,6%) [11].
При этом, если численность студентов в системе среднего профессионального образования продолжает стабильно расти (прирост 120 тыс. человек в 2019 году по сравнению с 2018 годом), в связи с ростом востребованности и популярности образовательных программ СПО, то численность студентов вузов имеет устойчивую тенденцию к сокращению (в 2019 году на 93 тыс. человек по сравнению с 2018 годом).

По источникам финансирования структура контингента студентов в высшем образовании на 01 октября 2019 года следующая: 1,83 млн. студентов (46,3%) обучаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, 2,18 млн. студентов (53,7%) обучаются по договорам
об оказании платных образовательных услуг.
Из общего числа студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, 10,9% были зачислены в рамках квоты целевого обучения.

Численность обучающихся в образовательных организациях высшего образования за последние три года приведена в таблице 1.1.

 

Таблица № 1.1.

Численность студентов

(тыс. чел.)

год

2013г. 2017г. 2018г. 2019г.
всего 5 647 4 246 4 162 4 069

в том числе:

за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 2 127 1 843 1 849 1 828
по договорам об оказании платных образовательных услуг 3 450 2 341 2 250 2 178

 

Количество студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в 2018 году немного увеличилось (на 0,3%), при том, что общее сокращение численности студентов составило 2,0% в 2018 году за счет снижения численности обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг. Дополнив таблицу сведениями за 2019 год видим, что снижение контингента обучающихся наблюдается как за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, так и за счет снижения численности обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг и составляет уже 2,2% в 2019 году. В образовательных организациях СПО численность педагогических работников в последние три года сохраняется
на уровне 196 тыс. человек.

В образовательных организациях высшего образования работает 229,3 тыс. человек из числа профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), при этом тенденция к снижению численности ППС сохраняется. За 2019 год это снижение составило почти 7 тыс. человек при незначительной положительной динамике роста численности преподавателей и мастеров производственного обучения в СПО – на 1,3 тыс. человек.

В таблице 1.2. приведено распределение численности работников образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, по основным категориям персонала по результатам статистических данных формы ВПО-1 за последние три года.

 

 

Таблица № 1.2.

годы

Всего работников вузов

Руководящий персонал вузов

ППС

численность численность % от общей численности численность % от общей численности
2017 633 506 28 609 4,5% 245 078 38,7%
2018 607 903 29 104 4,8% 236 057 38,8%
2019 590 824 29 404 5,0% 229 334 38,8%

 

В докладе Правительства Российской Федерации предыдущего 2019 года содержался прогноз роста численности ППС с 2019 года, в среднем на 5,2 тыс. человек
в год, при этом численность ППС к 2024 году должна стать порядка 270 тыс. человек. Однако тенденция роста численности ППС пока не наблюдается, а идет планомерное снижение. При том, что, по-прежнему, начиная с 2016 года, мы наблюдаем рост численности руководящего состава в вузах. Менеджеров становится больше в вузах, а преподавателей и их помощников, представителей учебно-вспомогательного персонала (далее – УВП) на кафедрах - все меньше. И эта тенденция не может не тревожить Профсоюз, потому что, чем больше менеджеров в вузе, тем больше не профильных (не относящихся непосредственно к процессу обучения) задач ставится перед ППС и УВП.

В докладе Правительства Российской Федерации по итогам 2019 года прогнозируется рост численности студентов и педагогических работников вузов, начиная с 2020 года. В какой степени подтвердятся прогнозные значения на 2020/2021 учебный год, будет понятно по итогам приемной кампании, которая проходит в этом году со смещением на месяц проведения единого государственного экзамена, по новым правилам в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Надеемся, что со статистическими сведениями по форме ВПО-1 «Сведения
об организации, осуществляющей образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» за 2020 год, можно будет ознакомиться
в конце 2020 года на сайте Минобрнауки России
в разделе «Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок и в сфере высшего образования», где размещены аналогичные сведения за период с 2013 по 2019 годы.

В среднем профессиональном образовании подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по образовательным программам СПО
в
Российской Федерации в 2019-2020 учебном году осуществляли 3 659 образовательных организаций, а в системе высшего образования – 724 организации
(с филиальной сетью из 563 филиалов)[12], в том числе 495 государственных и муниципальных организаций (68,4%). Учредителями образовательных организаций высшего образования являются 20 федеральных органов исполнительной власти.
По состоянию на 01 января 2020 г. 252 вуза были подведомственны Минобрнауки России,
54 – Минсельхозу России, 47 – Минздраву России, 45 – Минкультуры России, 14 – Минспорту России, 6 – Правительству Российской Федерации, 8 – Федеральному агентству железнодорожного транспорта, 28 – иным федеральным органам исполнительной власти. Кроме того, в 2019 году программы высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура) по контрольным цифрам приема реализовывали 8 научных организаций, из них 5 подведомственны Минобрнауки России, 1 – Минздраву России, 2 – Правительству Российской Федерации.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации № 907-Р
от 6 апреля 2020 года, из 252 подведомственных вузов Минобрнауки России33 вуза педагогического и социально-педагогического профиля переданы в ведение Минпросвещения России.

Планируется, что Минпросвещения России должно обеспечить прямое включение вузов в систему профессионального развития педагога. Это – существенное обновление содержания образования, повышение практико-ориентированности образовательных программ, развитие исследовательской культуры обучающихся и педагогов, повышение степени участия студентов
в образовании школьников и развитие механизмов наставничества. Также, планируется создать эффективную, с точки зрения профессиональной подготовки, взаимосвязь между колледжем и вузом, а выпускники педагогических колледжей смогут продолжить обучение в педагогическом вузе по индивидуальному плану.

На базе лучших школ планируется создать стажировочные площадки для студентов и уже работающих учителей.

По мнению целого ряда экспертов педагогического образования, необходимо сконцентрировать усилия школ и педагогических вузов в одном центре: тогда решения в системе образования будут приниматься быстрее и эффективнее. Передача педагогических вузов в ведение Минпросвещения России позволит улучшить качество практики студентов и систему профориентации.

СКС и КСП Профсоюза планируют активно участвовать в создании эффективной системы социального партнерства на уровне вузов и на отраслевом уровне, которая позволит не только сохранить достигнутые ранее договоренности
в рамках коллективных договоров, студенческих соглашений, а также Отраслевого Соглашения по подведомственным Минобрнауки России образовательным организациям высшего образования, но и обеспечит более высокий уровень социальных гарантий будущих учителей и их наставников-работников педагогических вузов.





























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: