Организация обучения в образовательных организациях высшего образования и действия Профсоюза в условиях пандемии

В связи с началом распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации Минобрнауки России одним из первых среди федеральных органов исполнительной власти на основании приказа № 398 от 14 марта 2020 г. «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», рекомендовал всем вузам с 16 марта 2020 года ограничить по возможности проведение очных совещаний и при необходимости рекомендовать удаленный режим работы. После Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ Президента РФ № 239) с 04 апреля российские вузы повсеместного перешли на дистанционное обучение студентов. Большинство вузов оказались не готовы быстро организовать учебный процесс надлежащим образом. Главной проблемой оказалось то, что для студентов очных отделений полномасштабное дистанционное обучение никогда не осуществлялось. Не были отработаны ни дистанционные образовательные технологии, ни соответствующим образом адаптировано содержание образовательного процесса, общий уровень подготовки профессорско-преподавательского состава не соответствовал новым требованиям времени. Стало понятно, что эффективное использование онлайн-технологий требует особых компетенций преподавателей, управленцев, студентов, а также эффективных и удобных технологических решений, особой организации образовательного процесса. Без этого нельзя говорить о полноценном образовании в дистанционном формате.Поэтому дистанционное обучение началось с перенастройки учебного процесса, что соответствующим образом сказалось на качестве обучения.

В начале июля на заседании Общественного совета при Минобрнауки России было уделено особое внимание деятельности вузов в условиях пандемии и актуальным вопросам их дальнейшего развития. Членам Общественного совета был представлен аналитический доклад – «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее», подготовленный рабочей группой ректоров ведущих университетов по инициативе Министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фалькова[14].

Авторы доклада пришли к выводу, что система российского высшего образования прошла стресс-тест, а приобретенный за время пандемии опыт позволил сформировать «окно возможностей» для очередного шага в развитии российской высшей школы. Опыт российских университетов продемонстрировал важность цифровых технологий и наличие вопросов, которые не могут быть решены при их отсутствии. Пандемия дала толчок вузам и преподавателям к самоанализу и обнажила вопросы, требующие доработки. Пандемия усилила запрос всех участников образовательного процесса на социальную и психологическую поддержку.

Однако никакие самые современные и эффективные системы дистанционного обучения не могут в полном объеме заменить привычных аудиторных форм обучения. Для большинства вузов онлайн-образование и нынешняя экстренная коммуникация преподавателей со студентами – совершенно разные вещи.
На практике занятия в условиях дистанционного обучения в вузах проводились зачастую в фрагментарном режиме, студенты делали лабораторные работы без измерительных инструментов и прочего необходимого оборудования. Естественнонаучные предметы практически не изучались студентами, т.к. для самостоятельного изучения эти темы весьма трудны, а в условиях дистанционного обучения нормальный контакт «студент-преподаватель» невозможен.

Пандемия проявила сильную неоднородность вузов и риск дальнейшего расслоения. Немалая часть студентов фактически была переведена на заочное обучение, инфраструктура и опыт работы с цифровыми технологиями в ряде вузов оказались недостаточными для эффективного перехода в удаленный формат работы: 20% вузовфактически осуществляли заочное обучение, не обеспечивая его качество. 60% перешли в дистант с потерями качества образования, и только 20% вузов сохранили обучение в синхронном режиме.

В результате известны случаи обращений в суд обучающихся с требованием снизить плату за обучение студентов очных отделений до уровня студентов-заочников, так как по факту студенты не получали качественного образования.

С самого начала Минобрнауки России отказалось от детальной регламентации работы университетов в период пандемии, подчеркнув важность инициативного действия коллективов вузов в зависимости от конкретных условий, сделав ставку
на самостоятельность и компетентность вузовских управленческих команд. Однако проблемы неравенства доступа к качественному образованию участников образовательного процесса стала явной в результате вышеназванного исследования, проведенного рабочей группой ведущих университетов:
13% вузов не имеют даже минимальной инфраструктуры, всего 11% вузов имеют достаточную цифровую инфраструктуру, а 30% студентов из низкодоходных групп населения не имеют достаточной функциональной техники. В итоге 20% вузов ожидали указаний
от регулятора и подходили к решению проблем формально, а 70% вузов перенимали лучшие практики и смогли перестроиться.

Сегодня возникает вопрос, не стоило ли регулятору все же настоять
на использовании одинаковых регламентов, протоколов деятельности, цифровых платформ? Возможно, это помогло бы вузам со слабыми инфраструктурой и кадровым ресурсом. Но, по-видимому, это также замедлило бы темпы адаптации для ведущих вузов, уже имевших опыт и ресурсы.

Как оказалось, студенты нуждаются в социально-психологической поддержке, индивидуальных траекториях, развитии навыков самостоятельной работы. При этом 34% не считают дистанционный формат менее эффективным, 14% не удовлетвореныонлайн-форматами, а 40% студентов отмечают нехватку общения
с преподавателями.

Но даже там, где дистанционное обучение удалось наладить, проблемы
с оплатой за обучение не исчезли.
Уже с начала апреля вузы оказались в сложном финансовом положении. Доходы от оказания платных образовательных услуг сократились из-за резко возросших неплатежей студентов и практически полного свертывания всех программ дополнительного профессионального образования.

Для решения накопившихся проблем Минобрнауки России были разработаны и реализованы дополнительные меры социальной поддержки обучающихся в период пандемии:

Ø В соответствии с приказом [15] вузы самостоятельно смогли продлевать и назначать выплату государственной социальной стипендии на основании документов, подтверждающих право на выплату, в электронном виде
с обязательным предоставлением оригиналов после окончания ограничительных мер в связи с COVID-19. Также, если сроки окончания выплат заканчивались с 15 марта по 15 мая 2020 года, и студент не имел возможности предоставить необходимые справки в электронном виде, то вузы назначали выплату ежемесячной материальной поддержки в размере не ниже социальной стипендии. Выплаты назначались с учетом мнения студенческих советов или представительных органов обучающихся (при их наличии). Выплату материальной поддержки производили
на срок до конца месяца, следующего за месяцем окончания ограничительных мер на территории региона, где находится вуз. Студенческие профсоюзные организации от своего имени или от имени членов Профсоюза организовали направление запросов по выплате социальных стипендий в органы социальной защиты субъектов Российской Федерации. В итоге в большинстве регионов получилось решитьвопросы, связанные с обновлением справок и выплатами студентам положенных средств.

Ø Рекомендации [16] по организации деятельности общежитий направлены руководству вузов по многочисленным обращениям студентов. Дело в том, что
с марта месяца более полумиллиона студентов выехали из общежитий и вернулись
в места постоянного проживания. В сложившихся условиях оплачивать проживание в общежитиях многим виделось нецелесообразным. Министр науки и высшего образования в своих выступлениях неоднократно предлагал ректорам вузов рассмотреть вопрос о снижении или отмене платы за наем и платы за коммунальные услуги с обучающихся или о переносе уже оплаченного периода проживания на последующий период проживания в общежитии.

Ø Для поступающих на программы бакалавриата и магистратуры: вузам рекомендовано не повышать стоимость обучения в 2020 году, оставив ее на уровне 2019 года. Многие вузы самостоятельно принимали решения о предоставлении рассрочки по оплате обучения или уменьшении стоимости обучения, также проводилась (и эту работу будет необходимо продолжить в начале нового учебного года) индивидуальная работа с обучающимися по каждому конкретному случаю.

Ø Разработан проект Постановления Правительства РФ
«О государственной поддержке образовательного кредитования»,
которое предлагает предоставить более широкие возможности университетам в части перевода лучших студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на образование, на бюджетные места, и расширить программу льготного образовательного кредитования студентов, снизив процентную ставку до 3% и увеличив срок пользования кредитом до 15 лет.

Ø Со следующего года выпускники 40 российских вузов смогут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а стартап. Это позволит студентам не только получить диплом, но и сразу привлечь инвестиции в собственный проект. Разработка и реализация программы обучения студентов и преподавателей университетов в подготовке стартапов в качестве выпускной квалификационной работы предусмотрены программой «Цифровая экономика». Пробный старт состоялся еще в 2017 году в Дальневосточном федеральном университете. Со следующего года студенты всех уровней высшего образования (бакалавриата, специалитета и магистратуры) могут стать участниками программы. Главное условие – соответствие роли в команде стартапа и функциональных обязанностей студента направлению специальности.

Ø Разработаны системные меры по содействию трудоустройству студентов в этом году, вузам предложено трудоустраивать студентов в вузах. Резкое падение уровня дохода многих студентов, невозможность оплачивать свое обучение и нахождение в крупных городах обнажило уровень потребности в социальной помощи обучающихся. Размер государственной академической стипендии, получаемой студентом, ниже прожиточного минимума почти в 7 раз, что ни в коей мере не позволяет студенту полноценно существовать, о чем неоднократно заявляли студенческие профсоюзные организации. Режимы ограничения, введенные во многих регионах, привели к тому, что подрабатывающие в свободное от учебы время студенты просто потеряли источники дохода. Справедливости ради стоит упомянуть, что встречаются случаи, когда студенты наносят ущерб качеству получаемых знаний, подрабатывая ночами или осуществляя трудовую деятельность полный рабочий день в качестве официантов, курьеров, таксистов и т.п. Тенденция к росту числа работающих студентов дневной формы обучения была подтверждена социологическими исследованиями, а результаты этих исследований, описаны в докладе «Стресс-тест для системы высшего образования» [17] . Было установлено, что более 40% студентов подрабатывали во время обучения, а во время самоизоляции многие из них потеряли свое место работы. Для многих ректоров вузов это стало сигналом о необходимости более пристального внимания к адресному распределению социальных выплат студентам вузов. На данный момент трудоустроены 16 000 студентов. Собрано более 5 000 вакансий на исследовательские позиции для выпускников 2020 года, которые будут размещены на портале «Работа в России». Так, помимо развития 207 уже действующих Центров карьеры и трудоустройства при вузах, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации станет соисполнителем государственной программы «Содействие занятости населения» с целью интеграции работы центров карьеры вузов с региональными центрами занятости, и сможет реализовать дополнительные механизмы трудоустройства выпускников по договоренности с Минтрудом России.

Общероссийским Профсоюзом образования также осуществляются дополнительные меры поддержки и мероприятия для обучающихся в период пандемии:

Ø В рамках организации трудоустройства студентов на летний период была запущена всероссийская программа «Сириус. Лето: начни свой проект», которая объединит школьников, вузы и бизнес для решения задач в интересах страны. Реализована трудовая занятость студентов на этот летний период совместно с «Российскими студенческими отрядами». Запланировано трудоустроить 60 тысяч студентов в летний трудовой семестр 2020 года. Профсоюзные студенческие организации включились в данную работу, так как повсеместно штабы студенческих отрядов или созданы при профсоюзных организациях, либо тесно взаимодействуют с первичными профсоюзными организациями студентов. На федеральном уровне у СКС Профсоюза и Всероссийского движения «Российские студенческие отряды» уже давно сложились партнерские отношения. Наши организации проводят совместные мероприятия в регионах и оказывают методическую поддержку движению студенческих отрядов.

Ø СКС Профсоюза в апреле-июне 2020 года провели 3 Всероссийских онлайн-викторины, посвященных истории страны, юбилею Победы в Великой отечественной войне и Дню молодежи. В данных мероприятиях суммарно участвовало около 5000 человек из всех регионов страны. Проведение таких мероприятий было воспринято студенчеством очень позитивно: ко времени проведения первой викторины (22 апреля) студенты уже месяц находились
в условиях дистанционной учебы и были лишены обычного общения со своими коллегами; находясь дома в условиях ограничительных мер, они смогли объединиться в команды и провести время весело и в то же время с пользой для собственного саморазвития, смогли почувствовать себя в профсоюзном сообществе, понять, что Профсоюз даже таким образом помогает преодолеть сложности ограничений.По итогам проведения викторин, в социальных сетях и сообществах профсоюзных организаций наблюдался значительный рост интереса к деятельности первичных профсоюзных организаций студентов. В канун 75-летия Великой Победы СКС Профсоюза совместно с Советом молодых педагогов провели онлайн-викторину, посвященную этой знаменательной дате, в которой уже приняли участие не только студенты, но и молодые педагоги.

Ø Проведено 2 онлайн-кибертурнира под эгидой СКС Профсоюза
(по играм DOTA 2 и FIFA 2020).
Данные мероприятия также нашли поддержку
у членов Профсоюза, потому как похожие турниры проводились отдельными первичными профсоюзными организациями. Профсоюзный актив самостоятельно выбирает компьютерные игры, основываясь на массовости, интересе, возможности мультиплеерной игры, а также на отзывах членов Профсоюза.

Профессорско-преподавательский состав и управленческий персонал вузов также столкнулись с большими трудностями в процессе перехода
на образовательный процесс в дистанционном режиме. Переход на дистанционные формы обучения заметно увеличил их фактическую нагрузку. Средние фактические трудозатраты при годовой учебной нагрузке преподавателя не более 900 часов выросли по разным оценкам на 10-20%, а по оценке Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека,
в отдельных случаях, до 75%.
Кроме того, в складывающей финансовой ситуации, вузы по-прежнему обязаны неукоснительно исполнять Указ Президента Российской Федерации об обеспечении средней заработной платы профессорско-преподавательского состава в размере 200% от средней зарплаты в реальном секторе экономики.

В условиях пандемии вузы всех форм собственности нуждаются
в дополнительной финансовой поддержке со стороны государства, если вуз имеет государственную аккредитацию.
При этом необходим оперативный контроль
со стороны Минобрнауки России и Профсоюза за обеспечением выплаты заработной платы работникам вузов в полном объёме.
Это даст возможность учебным заведениям сохранить свое положение, сберечь преподавательский состав, который является важной частью учебного процесса, а студентам – позволит благополучно завершить обучение.

Большинство преподавателей российских вузов видят дистанционное обучение исключительно как дополнение к традиционному образованию и обеспокоены, что переход в онлайн приведет к падению качества знаний, профанации и разрушению системы высшего образования в России. По результатам доклада «Уроки Стресс-теста» треть опрошенных преподавателей пожаловались на отсутствие в квартире места для комфортного ведения занятий, больше половины указали, что им не нравится работать дома. При этом 85,7% преподавателей почувствовали рост нагрузки в связи с переходом в режим онлайн обучения. Несмотря на то, что педагогам не требуется добираться из дома до работы, «радикально» увеличилось время, необходимое для подготовки к занятиям, отмечается в докладе.

Среди угроз дистанционного образования преподаватели видят спад мотивации студентов к обучению, отсутствие в системе образования индивидуального подхода, обезличенность, формализация процессов образования, склонность к шаблонным, унифицированным решениям, поверхностные знания и списывание, невозможность контролировать уровеньзнаний и рост нагрузки на преподавателей. При этом большинство опрошенных дистанционное образование считают «правильным и современным дополнением» к традиционному очному образованию. Но с переводом большинства лекций и семинаров в онлайн не соглашаются 67% опрошенных.

Таким образом, текущий радикальный переход на дистанционное образование вызывает неприятие преподавателей, которое в большей степени связано не с уровнем квалификации, а разрушением привычного уклада жизни и необходимостью иначе рассматривать свое рабочее место, искать индивидуальные подходы к обучению.

Основной запрос преподавателей сводится к трем составляющим:

- материальная (обеспечение компьютерной техникой и программными средствами);

- коммуникативная (среда для общения, необходимая и достаточная для поддержания удаленного обучения, включения в коллектив и поддержания высокого уровня обучения);

- организационная (снижение бюрократического давления и предоставление большей свободы в выборе средств и методов обучения).

Таким образом, заметная часть преподавателей имеет те или иные негативные установки в отношении онлайн-форматов. И это объяснимо, так как в условиях пандемии многие российские вузы «бросили» своих педагогов один на один
с проблемами вынужденного перехода на дистанционное обучение. Преподавателям самим пришлось оборудовать рабочие места на дому, а затем оплачивать выросшие счета за интернет и электроэнергию. Зачастую работники были не обеспечены необходимым оборудованием: ноутбуками, веб-камерами, наушниками, графическими планшетами.

Для проведения полноценных занятий с обучающимися отсутствовало и надлежащее программное обеспечение. Работникам не были предоставлены удобные и качественные платформы для проведения занятий с большим количеством слушателей, с возможностями взаимодействия с ними в разном формате. Часть имеющихся программ (например, Zoom, Google Meet, MS Teams)
в бесплатной версии устанавливают ограничения по времени проведения занятия или количеству одновременных участников.

Также большинству работников, переведенных на дистанционный режим, не выплачивалась компенсация за самостоятельное оборудование своего рабочего места, которая предусмотрена ст. 312.3 Трудового кодекса Российской Федерации. Образовательные организации нуждаются в дополнительных финансовых средствах на обеспечение перехода на дистанционное обучение, и часть этих средств необходимо направлять накомпенсацию педагогам за дополнительную учебную нагрузку и затраты на использование в учебном процессе собственных ресурсов, будь то оборудование, интернет-трафики или электроэнергия.

Другой значимой проблемой перехода на дистанционное обучение стала значительно возросшая методическая и психологическая нагрузка на преподавателей. Дистанционный режим работы предполагает значительно меньшую вариативность возможных методов изучения материала. В частности, исчезла возможность проводить практические занятия у преподавателей технических, физических, биологических, химических и других дисциплин. С другой стороны,
у педагогических работников возникают бо́льшие временные затраты на подготовку в связи с необходимостью гораздо более тщательной методической проработки каждого занятия, а также необходимостью существенно менять структуру и содержание отработанных годами программ дисциплин. Отдельную проблему представляет собой безопасность программ, используемых при проведении дистанционных занятий. Некоторые преподаватели столкнулись с атаками со стороны интернет-пользователей (zoom-bombing). Из-за этого некоторые занятия были сорваны, преподаватели и студенты испытали стресс, потратили время
на возобновление занятия. Во всех случаях преподавателям приходилось самим бороться с наплывом «троллей». Такая ситуация многократно увеличивает уровень психологической нагрузки на педагогических работников. Учитывая рост нагрузки при дистанционном обучении, необходимо добиваться сохранения всех стимулирующих и компенсационных выплат в полном объеме.

В итоге на начало июля 2020 года можно считать, что ППС справились
с работой в дистанционном режиме, но им было неудобно, психологически некомфортно, не хватало компетенций: 60% не использовали формы дистанционного обучения, 88% скептически относились к дистанционным формам, 40% демонстрировали усталость от увеличившегося объема работы, а 20% понадобилась помощь цифровых волонтеров.

Ранее, в начале мая, Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов (далее – КСП Профсоюза) совместно
с отделом профессионального образования аппарата Профсоюза провел мониторинг
среди председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов
по вопросу соблюдения трудовых прав работников в условиях дистанционного режима работы и проведения других мероприятий по предотвращению распространения COVID – 19[18].

Результаты профсоюзного мониторинга, основанные на сведениях, полученных от половины всех ППО работников вузов (без учета ППО в филиалах, региональных вузах и вузах др. отраслей), находящихся в структуре Общероссийского Профсоюза образования, также показали, что необходимо обратить внимание на проблемы фактического увеличения затрат времени на реализацию дистанционного процесса преподавателями и на необходимость технической поддержки преподавателей и студентов вузов в целях обеспечения качественного учебного процесса. В этой части результаты мониторинга Профсоюза полностью совпадают с результатами доклада «Уроки «стресс-теста» вузы в условиях пандемии и после нее».

Однако первичным профсоюзным организациям вузов необходимо обратить особое внимание на соблюдение трудовых прав работников всех категорий, являющихся членами Профсоюза, при осуществлении юридически значимых процедур, связанных с изменением условий труда и заключением дополнительных соглашений.

В сфере высшего образования профессорско-преподавательский состав сталкивается с многочисленными ограничениями в связи с необходимостью участия в конкурсе на замещение соответствующих должностей. Несмотря на наличие отдельных позитивных примеров автоматического продления контрактов
на следующий учебный год, большинство образовательных организаций требует
от своих работников обязательного участия в конкурсных испытаниях. При условии ограничений
на передвижения, ограничений в работе некоторых органов исполнительной власти, преподаватели не могут вовремя предоставить все необходимые документы.

Также сохраняются риски, что в период пандемии пройдут реорганизации (слияние факультетов, ликвидация кафедр и т.д.), которые приведут к сокращению штатов. Такие действия уже сейчас начаты в некоторых образовательных организациях.

В этой части необходимо наложить мораторий на проведение реорганизации образовательных организаций, изменение штатного расписания на время пандемии до конца 2020 г. Также отложить проведение конкурсов, продлив срок действия трудовых договоров на время пандемии как минимум до окончания 2020 г.

Кроме того, председатели первичных профсоюзных организаций работников вузов столкнулись в период сложной эпидемиологической обстановки в стране
с необходимостью решать проблемы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда:

Ø 1. Ограничения в части посещения воспитанниками (обучающимися) детских садов, являющихся структурными подразделениями вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования.

Процесс перехода на дистанционное обучение не был выстроен
с организационной точки зрения. Преподавателям зачастую приходилось самостоятельно выстраивать расписание и устанавливать связь с обучающимися.
Вместе с тем преподаватели, имеющие детей, столкнулись еще и со сложностями, связанными с тем, что дети также находились дома во время занятий
с обучающимися. Не у всех преподавателей есть изолированная комната дома, чтобы проводить занятие в тишине.

На основании п. 2.1. приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 08.05.2020 № 648 временно приостановлено посещение обучающимися с 12 мая 2020г. организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, до издания приказа Минобрнауки России об отмене указанного приостановления. Так, в соответствии
с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г.
№ 1293-р в перечень организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, входят и детские дошкольные учреждения (ДДУ). Однако дошкольные образовательные учреждения, являющимися структурными подразделениями вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования, не принимали детей преподавателей в дежурные группы. В связи с этим в ряде вузов возникла социальная напряженность в среде их работников, осуществляющих трудовую функцию, в том числе образовательный процесс в домашних условиях, и не имеющих возможность отдать своих детей в ДДУ при вузах.

Председатели первичных организаций работников вузов совместно
с администрацией вузов вынуждены были искать решения этой проблемы.
От первичных профсоюзных организаций были направлены письма в Минобрнауки России с просьбой дать разъяснения о причинах распространения ограничения посещения дежурных групп воспитанниками ДДУ организаций, подведомственных Минобрнауки России. Также данная проблема была озвучена во время совещания председателей региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования с участием Министра науки и высшего образования Российской Федерации В. Н. Фалькова. В начале июня 2020 г. данное ограничение было снято.

Ø 2. Проведение медосмотров и диспансеризации работников вузов
в период сложной эпидемиологической обстановки

В соответствии со статьями 212, 213 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Нормативных правовых актов федерального уровня, которые запрещали или не рекомендовали проведение на данный момент медосмотров, не было. Регулирование ограничений в связи с коронавирусной инфекцией в отдельном субъекте Российской Федерации осуществляется на основании законодательных актов субъекта Российской Федерации.

В связи с ситуацией, связанной с коронавирусом, приказом Минздрава России от 18 мая 2020 г. № 455н был уточнен порядок организации работодателями обязательных периодических медицинских осмотров. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н.
В случае введения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение периодических осмотров, указанных в Перечне факторов и Перечне работ (за исключением пунктов 14 - 26 Перечня работ), а также случаев, когда условия труда отнесены к подклассам 3.3 и 3.4 в соответствии
с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по решению работодателя может быть отложено, но не более чем на 6 месяцев.» Таким образом, для работников образовательных организаций периодические медицинские осмотры, по-прежнему, организуются в установленные работодателем сроки. Процедура проведения медицинских осмотров должна осуществляться с учетом строгого соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить
от работы
(не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

Доводим до сведения, что председатель одной из первичных профсоюзных организаций работников вуза, получив исчерпывающие разъяснения данного вопроса от специалистов аппарата ЦС Профсоюза, смог убедить администрацию вуза провести диспансеризацию в соответствии со всеми нормами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, предприняв исчерпывающие меры для исключения возможности распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В период прохождения работниками флюорографии профком принял непосредственное участие в организации и проведении медицинских осмотров, утвердив жесткий график прохождения по времени, строго контролируя все нормы, тем самым сняв напряжение в коллективе и минимизируя риски заражения работников вуза во время проведения флюорографии.

Ø 3. Наличие в вузах лицензированных медицинских кабинетов.

В условиях повышенной эпидемической опасности, связанной
с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) КСП Профсоюза считает необходимым наличие в вузах лицензированных медицинских кабинетов.
Ранее медицинские кабинеты с врачами (фельдшерами, медсестрами) имели многие вузы. В настоящее время медицинские кабинеты от поликлиник в вузах отсутствуют (за редким исключением).

Анализируя сложившуюся ситуацию, необходимо инициировать вопрос
о возобновлении функционирования в вузах медицинских пунктов, кабинетов и поликлиник с учетом финансово-экономического положения работодателя, а также при участии региональных органов управления в сфере здравоохранения в обеспечении медицинским персоналом и оборудованием данных подразделений вузов, а также их лицензирования.

Ø 4. Увеличение нагрузки на педагогических работников.

На основании результатов социологических опросов работников вузов, которые были организованы и проведены первичными профсоюзными организациями работников вузов, установлено, что преподаватели испытывают сейчас большую психологическую нагрузку, стрессы, нервное напряжение и «эмоциональное выгорание», а также перенапряжение голосового и зрительного аппаратов, что
в конечном итоге приводит к ухудшению здоровья и отражается на качестве образования. Законодательно социальная защита работников в связи с реализацией образовательных программ в дистанционном режиме государством не предусмотрена. Отсутствуют в Перечне профессиональных заболеваний такие профессионально-обусловленные заболевания как фарингиты и ларингиты.

КСП Профсоюза предлагает обратиться в Минтруд России и Минздрав России с предложением о внесении изменений и дополнений в подзаконные акты, учитывающие воздействие вредных производственных факторов трудового процесса, а именно в Перечень профессиональных заболеваний, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 27.04.2012г. № 417н, и дополнить раздел IV. «Заболевания, связанные с физическими перегрузками и функциональным перенапряжением отдельных органов и систем» пунктом 4.7.2. - ларингит (фарингит), а также заболеваниями органов зрения, психосоматическими заболеваниями (например, синдром «эмоционального выгорания»), хронической недостаточности вен нижних конечностей.

Ø 5. Вопросы нормирования труда работников вузов.

Соблюдение норм труда работников напрямую связано с вопросами охраны труда и создания здоровых и безопасных условий труда. В условиях дистанционного режима работы, объем их работы увеличился, что привело практически к ненормированному рабочему дню преподавателей. Время, которое затрачивает преподаватель на проведение зачетов и экзаменов, возрастает в разы. Также существует проблема отсутствия норм труда работников вузов, не относящихся к ППС.

Статьей 333 ТК РФ установлено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В этой связи вне зависимости от режима работы (очное преподавание либо дистанционное) продолжительность рабочего времени не должна выходить за установленные нормой рамки.

В настоящее время нормирование труда педагогических работников регулируется Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601. Так,
в соответствии с пунктом 6.1. Приложения 2 к данному приказу для определения учебной нагрузки педагогических работников, замещающих должности ППС, ежегодно на начало учебного года локальным нормативным актом организации устанавливается средний объем учебной нагрузки, а также ее верхние пределы – дифференцированно по должностям ППС по структурным подразделениям с учетом обеспечиваемых ими направлений подготовки.

Принимая во внимание сложившуюся эпидемиологическую обстановку, в связи с которой учебный процесс осуществляется в дистанционном режиме, по мнению Профсоюза, в локальный нормативный акт образовательной организации необходимо внести изменения, касающиеся режима работы ППС.

Актуальным является вопрос о необходимости создания на федеральном уровне нормативно-правовой базы по нормированию труда ППС в условиях проведения занятий в дистанционном режиме, отражающих более высокие временные затраты при дистанционном режиме работы.

Также необходимо разработать рекомендации по нормированию труда работников вузов, не относящихся к ППС.

Ø 6. Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения.

Одной из значительных сложностей в период дистанционного обучения стала материально-техническая неподготовленность образовательных организаций
к переводу работников на дистанционный режим. Зачастую работники не обеспечивались необходимым оборудованием: ноутбуками, веб-камерами, наушниками, графическими планшетами, а также программными средствами. Некоторые преподаватели вынуждены были делить свое устройство для выхода
в интернет с детьми, которые должны были также учиться в школе или вузе онлайн.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Где именно выполняется эта работа, статья 22 ТК РФ не регламентирует, т.е. она справедлива всегда. Таким образом, работодатель в любом случае имеет эти обязанности.

В ТК РФ есть понятие «дистанционная работа». Порядок ее выполнения регламентирован, а в соответствии со статьей 312.3 ТК РФ порядок и сроки обеспечения дистанционных работников необходимыми для исполнения ими своих обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, порядок возмещения других связанных с выполнением дистанционной работы расходов определяются трудовым договором
о дистанционной работе. Это требование не противоречит статье 22 ТК РФ, а более детально расшифровывает её применительно к отношениям особого рода – дистанционной работе.

В соответствии с вышеизложенной нормой работник, выполняющий дистанционную работу, либо получает оборудование от работодателя, либо получает компенсацию за использование своего оборудования.

Отсутствие указания в дополнительном соглашении размера компенсации за использование личного оборудования при осуществлении удаленной работы является грубым нарушением порядка оформления трудового соглашения. С одной стороны, это может повлечь судебные иски работников (статья 57 ТК РФ – не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей), с другой стороны, вызвать аргументированные претензии со стороны Государственной инспекции труда и привести к административной ответственности.

Также в сегодняшних непростых условиях работы преподавателей возникло много проблем по применению нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, в которых не прописан режим работы
в самоизоляции, дистанционная и удаленная работа в период эпидемии и т.д. Отсутствует правоприменительная практика, например, в части организации рабочего места в бытовых условиях, зоны ответственности работодателя, если произошел несчастный случай, установлении его связи с производством (доказать, что он произошел в период выполнения основной функции, а не на прогулке и т.д.)

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находятся проекты федеральных законов:

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» и «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы»;

Депутаты Государственной Думы Российской Федерации уже приняли
в первом чтении законопроект о поправках в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающихся дистанционного режима работы. Инициатива депутатов уточняет понятие удаленной работы, которая может быть постоянной, временной и комбинированной, а также упрощает процедуру перевода сотрудников
на временный дистанционный формат. Законопроектом усиливается защита тех, кто трудится удаленно.

Ограничивается перечень оснований для увольнения дистанционных работников. В случае принятия предложенных поправок уволить дистанционного работника можно будет только по основаниям, предусмотренным нормами Трудового кодекса.

Планируется также уточнить вопросы, связанные с использованием оборудования, режимом рабочего времени и времени отдыха при удаленном режиме работы.

Очевидно, что любые трудовые отношения должны быть прописаны и закреплены на законодательном уровне. Работник и работодатель должны четко знать свои права и обязанности. В случае принятия данного законопроекта каждая из сторон будет понимать, как действовать в той или иной ситуации.

В период пандемии на удаленную работу было переведено порядка 6 млн работников. Но тем не менее дистанционный режим работы для нашего общества во многом явление новое. Именно поэтому на подготовку поправок ко второму чтению отведено 60 дней, это вдвое больше, чем обычно. Будет создана рабочая группа,
в которую войдут депутаты и сенаторы, представители Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе и представители Общероссийского Профсоюза образования.

Заслуживает внимания и одобрения совместная работа первичных профсоюзных организаций вузов с администрацией вузов по материально-технической поддержке преподавателей на момент перехода в дистанционный формат в целях обеспечения преподавателей необходимым оборудованием для организации рабочего места и приобретения платного доступа к программному обеспечению, необходимому для осуществления образовательной деятельности. Первичные профсоюзные организации формировали списки необходимого оборудования, также во многих вузах уже в первые дни дистанционного обучения студенты помогали своим преподавателям перейти в режим онлайн. В вузах сформировались группы или штабы студентов - IT-волонтеров, в том числе и на базе студенческих профсоюзных организаций. Цифровые волонтеры оказывали помощь преподавателям с настройкой и использованием онлайн-платформ, а также помощь в решении сопутствующих технических проблем.

Цифровая трансформация высшего образования поставила перед Минобрнауки России и вузами амбициозные задачи и, безусловно, привела к корректировке стратегических планов на ближайшие годы. Профсоюзные организации, являясь неотъемлемой частью университетского сообщества, с честью прошли этот сложный период, продолжали свою деятельность в условиях ограничений и оказывали практическую помощь членам Профсоюза. Новые условия диктуют необходимость изменения подходов к повседневной работе Профсоюза.

Период март-июль 2020 года запомнится всем без исключения. Много вызовов было поставлено перед страной и вузовским сообществом. При этом первичные профсоюзные организации студентов также продолжали работать и защищать права и интересы обучающихся. Даже в условиях введенных ограничений продолжалась работа с обращениями членов Профсоюза, выплачивалась материальная помощь, проводились совещания в режиме онлайн, принимались неотложные решения, организовывались мероприятия. Многие профкомы организовали помощь студентам, проживающим в общежитиях, малообеспеченным семьям работников, работникам пенсионного возраста в части обеспечения минимальными продуктовыми наборами, участвовали в волонтерских проектах в регионах. Первичные профсоюзные организации как работников, так и студентов, мобилизовавшись в сложных условиях, смогли продолжить свою основную деятельность по защите прав и интересов членов Профсоюза - работников и обучающихся образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций.

Необходимо отметить некоторые важные аспекты, с которыми Профсоюз, его первичные профсоюзные организации столкнутся в ближайшее время:

1. Остро стоит вопрос о дистанционном приеме (отчислении) в члены Профсоюза. С этим первыми столкнутся первичные профсоюзные организации студентов уже 1 сентября, если в регионах не будут сняты ограничительные меры, и вузы начнут осенний семестр в онлайн режиме. Необходимо в оперативном порядке определить организационную процедуру действий профсоюзного актива
по мотивации профсоюзного членства в дистанционном режиме.

2. Выборным профсоюзным органам необходимо проработать и принять необходимые документы, регламентирующие порядок работы профсоюзных органов в условиях дистанционной работы при принятии решений, затрагивающих выплату материальной помощи (подтверждение присутствия членов профсоюзного комитета, документирование процесса голосования и т.п.).

3. В ближайшее время будут определяться лучшие практики проведения онлайн-мероприятий в целях популяризации имиджа Профсоюза и профорганизаций (квесты, квизы, викторины, конкурсы, обучение профактива, онлайн-стримы с ответами на часто встречающиеся вопросы и т.п.) для того, чтобы в дальнейшем направить в региональные организации методические рекомендации по совершенствованию мотивационной работы с членами Профсоюза.

4. Всем организациям необходимо продолжить переход на электронный учет членов Профсоюза, что позволит более адресно оказывать поддержку членам Профсоюза и в онлайн-режиме реагировать на изменяющиеся условия.

7. Усиление воспитательной работы. Президентом Российской Федерации
22 мая 2020 года был внесен проект федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее – Законопроект), в котором, видимо, по причине первичной направленности на общеобразовательные организации, в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие исключительно советы обучающихся и советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При этом, как
в других частях Законопроекта, так и в самом Законе об образовании представительным органам обучающихся, которыми являются первичные профсоюзные организации студентов, предоставлены равные права с иными органами, перечисленными в части 6 статьи 26 Закона об образовании, в том числе и в части учета мнения при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся.

СКС Профсоюза подготовил и направил письмо в адрес Комитета
по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, было организовано направление телеграмм и писем от членов Профсоюза, первичных профсоюзных организаций студентов вузов в адрес Президента Российской Федерации с предложением включить представительные органы обучающихся в перечень имеющих право на участие в разработке нормативных актов образовательной организации в области воспитательной работы, для чего изложить часть 3 статьи 12.1 Законопроекта в следующей редакции:
«В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в пункте 1 части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и представительные органы обучающихся (при их наличии)». 22 июля 2020г. Государственная Дума приняла
в третьем чтении поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся, в том числе предложенные Профсоюзом.

В июне текущего года СКС Профсоюза по итогам внутреннего мониторинга и обращений студентов направил в адрес Министра науки и высшего образования Российской Федерации письмо с просьбой о корректировке приказа № 566
от 09.04.2020 г. по назначению государственной социальной стипендии и
о необходимости разъяснения по подведомственным организациям положений, связанных с оформлением этого вида стипендии в условиях сохраняющихся ограничений.

Много вопросов возникло по проведению этапов Всероссийского конкурса «Студенческий лидер». Президиум СКС Профсоюза и специалисты аппарата Профсоюза еженедельно осуществляли мониторинг эпидемиологической ситуации
в регионах, консультировали регионы по вопросам проведения мероприятия. Многие региональные организации Профсоюза откликнулись на предложения оргкомитета Конкурса и провели вузовские и региональные этапы в онлайн-режиме. Некоторые окружные этапы также сейчас проводятся в онлайн-режиме. Безусловно, дистанционный формат проведения конкурсов профессионального мастерства снижает уровень зрелищности, наглядности публичных выступлений и ощущения принадлежности к процессу у участников конкурсных испытаний, но в данной ситуации ЦС Профсоюза, понимая риски, на первое место ставит здоровье членов Профсоюза. В то же время можно найти и положительные стороны при дистанционном режиме работы: возможность к участия большей численности профсоюзного актива не только в конкурсной, но и в образовательной программе. Сегодня проходят окружные мероприятия, полным ходом идет подготовка к финальным мероприятиям Конкурса.

 






























































Раздел 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: