Общий объем финансирования высшего образования. Согласно данным Минфина России на государственные расходы из федерального бюджета
на подраздел "Высшее образование" в 2019 году было направлено 577,5 млрд. рублей, исполнение от плана на 01 января 2020 года составило 97,5%. Структура и механизм финансирования высшего образования в России за последнее десятилетие претерпели значительные изменения. Доступ к федеральным средствам (субсидиям из федерального бюджета) получили не только государственные вузы, но и частные на конкурсной основе через распределение контрольных цифр приема (КЦП). Данный факт положительно сказывается на уровне и качестве конкуренции среди частных и государственных вузов. Сам механизм государственного финансирования высшего образования стал максимально открытым и понятным всем сторонам профессионального сообщества. Субсидия на выполнение государственного задания выделяется исходя из базовых нормативных затрат на подготовку одного обучающегося с учетом специфики специальности, формы обучения, уровня образования и т.д., а также с учетом региональных особенностей - дополнительных корректирующих коэффициентов, учитывающих средний уровень заработной платы в регионе и расходы на коммунальные услуги. При этом за последние годы
в значительной степени изменилась структура доходов государственных вузов. Если 10 - 15 лет назад основой бюджетов вузов было государственное финансирование, а средства от приносящей доход деятельности составляли 20 - 30%, то
на сегодняшний день структура бюджетов вузов поменялась в противоположном направлении. Наиболее экономически эффективные вузы более 70% своего бюджета формируют за счет средств от приносящей доход деятельности. Средняя доля внебюджетных расходов в бюджетах образовательных организаций высшего образования, по данным формы ФСН № ВПО-2 за 2018 год, составляет чуть более 40%. В соответствии со статистическими данными по итогам 2018 года средняя доля поступлений из внебюджетных источников по государственным вузам (включая вузы субъектов Российской Федерации и муниципальные вузы) составляет 40,7%,
в том числе 12 вузов (2,7%) имеют объем внебюджетных средств более 70%, от 50 до 70% - 72 вуза (14,4%), у 83,2% государственных вузов объем составляет менее 50% от общего объема бюджета вуза из всех источников. Большая часть внутренних затрат на исследования и разработки в секторе высшего образования – средства государства (68,2%), средства предпринимательского сектора составляют 28%, средства вузов – 2-3%. Наиболее высокая доля финансирования со стороны бизнеса отмечена в таких отраслях наук, как «Строительство» (57%), «Металлургия» (56%), «Нанотехнологии» и «Добыча полезных ископаемых» (по 55%).
|
|
Реализация мероприятий инвестиционного характера в системе высшего образования. В 2019 году в рамках реализации мероприятий ФАИП в сфере высшего образования осуществлялось проектирование, строительство и реконструкция 79 объектов с общим объемом финансирования из федерального бюджета 19 736,5 млн. рублей.
|
|
В 2019 году Минобрнауки России обеспечен ввод в эксплуатацию 17 объектов капитального строительства образования, из них:
8 общежитий на 4 018 мест:
общежитие квартирного типа на территории Донского государственного технического университета на 949 мест;
общежитие Грозненского государственного нефтяного института имени академика М.Д. Миллионщикова на 150 мест;
общежитие Нижегородского государственного университета имени
Н.И. Лобачевского на 610 мест;
общежитие с кафе Поморского государственного университета имени
М.В. Ломоносова Северного (Арктического) федерального университета
им. М.В. Ломоносова на 474 места;
общежитие Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева на 530 мест;
общежитие Северо-Восточного федерального университета имени
М.К. Аммосова на 500 мест;
общежитие Самарского государственного аэрокосмического университета
им. академика С.П. Королева на 255 мест;
общежитие для студентов РУДН на 550 мест;
5 объектов учебной инфраструктуры:
строительство учебно-лабораторного корпуса Московского физико-технического института (Национального исследовательского университета);
восстановление и реконструкция главного учебного корпуса Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана;
учебно-лабораторные корпуса с инженерными сетями на базе незавершенного строительства клинической больницы на 500 коек РУДН;
строительство учебно-библиотечного корпуса Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова и учебно-лабораторного корпуса естественнонаучных дисциплин Ингушского государственного университета;
2 физкультурно-оздоровительных комплекса с плавательными бассейнами (Ингушский государственный университет и Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина);
2 объекта вспомогательного назначения:
многофункциональный комплекс Сибирского федерального университета и периметр безопасности объектов «Деревни Универсиады» на территории кампуса Сибирского федерального университета.
Стипендиальное обеспечение и социальная поддержка студентов. Структуру стипендиального обеспечения обучающихся образовательных организаций высшего образования составляют государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендии Президента Российской Федерации, а также Правительства Российской Федерации, именные стипендии, стипендии обучающимся, назначаемые юридическими или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение, стипендии слушателям подготовительных отделений. Средняя государственная академическая стипендия в 2019 году составила 3 140 рублей,
в повышенном размере – 9 212 рублей, средняя государственная социальная стипендия – 3 472 рубля. Средний размер сумм академической стипендии и (или) социальной стипендии в повышенном размере студентам 1 и 2 курсов составил
11 575 рублей. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и Федеральным законом
«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрена индексация стипендиального фонда с 1 сентября 2019 г. на 3,8%,
с 1 сентября 2020 г. – на 3,0%, с 1 сентября 2021 г. – на 4,0%.
|
|
Минобрнауки России возобновило программу жилищных сертификатов.
В июле поддержку для улучшения жилищных условий получат 20 молодых ученых из учреждений Академии наук и вузов, опубликован список получателей социальных выплат на приобретение жилья. В рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Минобрнауки России выдано
в 2020 году 98 сертификатов, в 2019 – 154 сертификата, в 2018 – 42 сертификата.
Право на получение денежной субсидии предоставляется молодому ученому не старше 35 лет для кандидатов наук или 40 лет для докторов наук, а его научный стаж должен составлять не менее 5 лет. Алгоритм действий молодого ученого, желающего участвовать в программе, размещен на официальном сайте Минобрнауки России.
В 2020 году на рассмотрение в министерство поступило 358 комплектов документов молодых ученых, выразивших желание стать участниками программы.
Мониторинг повышения заработной платы педагогических работников
в системе профессионального образования. Задача повышения заработной платы работников в системе высшего образования, поставленная в указах Президента Российской Федерации в 2012 году, по-прежнему, решается в соответствии
с Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р.
По данным Росстата за январь-декабрь 2019 г. отмечаются следующие итоги выполнения целевых показателей соотношения средней заработной платы к оценке среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации на 2019 год:
по педагогическим работникам, реализующим программы высшего образования показатели достигли целевого значения, равного 200%
от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем регионе,
в 82 субъектах Российской Федерации, за исключением Республики Бурятия – 185,5%, Камчатского края – 192,5%, Магаданской области – 193,4%
от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по соответствующим регионам. В Ненецком автономном округе отсутствуют педагогические работники, реализующие программы высшего образования;
|
|
по педагогическим работникам, реализующим общеобразовательные программы, преподавателям и мастерам производственного обучения, реализующим образовательные программы СПО, показатели достигли целевого значения, равного 100% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем регионе (с учетом возможного 5% отклонения), во всех субъектах Российской Федерации.
За январь-декабрь 2019 года, по данным Росстата, в целом зафиксирован рост среднемесячной заработной платы педагогических работников и научных сотрудников (по сравнению с аналогичным периодом 2018 года), в том числе:
преподавателей и мастеров производственного обучения организаций, реализующих программы СПО, – с 36,5 тыс. рублей до 39,1 тыс. рублей (рост составил 7,1%);
педагогических работников, реализующих программы высшего образования, – с 82,5 тыс. рублей до 89,9 тыс. рублей (9,0%); научных сотрудников – с 100,1 тыс. рублей до 106,0 тыс. рублей (5,9%).
В таблице 2.1. приведены субъекты Российской Федерации с наибольшим уровнем средней заработной платы ППС и итоги предварительного анализа достижения целевых показателей Указа Президента Российской Федерации № 597 в 2019 году (данные, полученные Минобрнауки России в январе 2020 года).
Таблица № 2.1.
Субъект | Средняя заработная плата ППС, тыс. руб. | % к средней заработной плате по субъекту |
Чукотский автономный округ | 221,0 | 231% |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 201,7 | 219% |
Магаданская область | 156,9 | 196% |
г. Москва | 155,7 | 210% |
Сахалинская область | 144,7 | 197% |
Ханты-Мансийский автономный округ | 142,8 | 213% |
Камчатский край | 134,0 | 203% |
Республика Саха (Якутия) | 129,1 | 202% |
г. Санкт-Петербург | 115,4 | 210% |
Мурманская область | 115,1 | 203% |
В таблице 2.2. приведены субъекты Российской Федерации с наименьшим уровнем средней заработной платы ППС и итоги предварительного анализа достижения целевых показателей Указа Президента Российской Федерации № 597
в 2019 году (данные, полученные Минобрнауки России в январе 2020 года).
Таблица № 2.2.
Субъект | Средняя заработная плата ППС, тыс. руб. | % к средней заработной плате по субъекту |
Республика Северная Осетия-Алания | 44,3 | 194% |
Карачаево-Черкесская Республика | 45,8 | 203% |
Республика Ингушетия | 46,1 | 210% |
Республика Дагестан | 47,7 | 212% |
Республика Калмыкия | 48,0 | 206% |
Кабардино-Балкарская Республика | 48,1 | 214% |
Ивановская область | 50,9 | 225% |
Орловская область | 52,3 | 201% |
Саратовская область | 53,1 | 215% |
Брянская область | 53,1 | 208% |
С целью безусловного выполнения Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 597 по итогам 2019 года Минобрнауки России было доведено целевым образом дополнительное финансирование из федерального бюджета учреждениям на повышение оплаты труда ППС в объеме 6,1 млрд. рублей.
Неоправданно высокая дифференциация в оплате труда работников различных вузов страны, вузов одного субъекта Российской Федерации, в вузе между работниками различных квалификационных уровней внутри одной квалификационно-профессиональной группы, между работниками, занимающими
в вузе одну и ту же должность, на одной кафедре, в одном структурном подразделении является проблемой действующей системы оплаты труда в вузах. Отсутствуют гарантированные на федеральном уровне минимальные размеры должностных окладов для работников вузов, обеспеченные соответствующим финансированием, система выплат стимулирующего характера и эффективного контракта не являются действенными инструментами, обеспечивающими прозрачную, понятную каждому работнику и справедливую оценку результатов и качества труда ППС и других категорий работников образовательных организациях высшего образования.
Многие первичные профсоюзные организации вузов за последние три года,
в результате взаимодействия с представителями Департамента экономической политики Минобрнауки России в рамках Всероссийских семинаров - совещаний, получая информацию о результатах мониторинга заработной платы педагогических вузов, научились эффективно сотрудничать с представителями своих социальных партнеров по экономическим вопросам, успешно добиваясь повышения окладной части заработной платы педагогических работников и активизировали свои действия по вопросу повышения заработной платы работников из числа учебно-вспомогательного персонала.
В 2020 году Минобрнауки России подготовило новый проект Положения
об оплате труда по подведомственным организациям, направив его на согласование в Профсоюз в начале мая 2020 года. Данный проект пока не получил одобрения
со стороны Профсоюза. На основании сведений, которые предоставили члены Президиума КСП Профсоюза в установленные законодательством сроки, Профсоюз направил в Минобрнауки России экспертное заключение с предложениями и замечаниям по проекту нового примерного Положения об оплате труда. Однако официального ответа Профсоюз не получил. В рамках индивидуальных консультаций с представителями Минобрнауки России была получена информация, что проект Положения находится на доработке в правовом департаменте Минобрнауки России.
Однако можно предположить, что приостановка дальнейшей работы над проектом Положения об оплате труда в организациях, подведомственных Минобрнауки России, связана еще и с тем, что Правительство Российской Федерации подготовило законопроект, согласно которому именно ему будет дано право определять требования к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Данный документ будет рассмотрен на заседании Государственной Думы в первом чтении в осенней сессии.
На федеральном уровне предполагается разрабатывать требования
к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Президент России Владимир Путин в январе 2020 года призвал задуматься
о внедрении отраслевой оплаты труда во всей социальной сфере. Он подчеркнул, что делать это нужно аккуратно, чтобы не потерять компенсационные и стимулирующие выплаты.
В настоящее время вузы и их первичные профсоюзные организации в вопросах оплаты труда должны руководствоваться «Едиными рекомендациями
по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год», утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2019 года, коллективными договорами, локальными нормативными актами, в том числе Положениями
об оплате труда, принятыми с учетом мнения или по согласованию с выборным профсоюзным органом первичной профсоюзной организации работников.
Вопросы обеспечения педагогическими кадрами профессиональных образовательных организаций и меры их социальной поддержки. По мнению Профсоюза, при всех очевидных достижениях реализации государственной политики в системе СПО остается актуальной задача обеспечения педагогическими кадрами профессиональных образовательных организаций и создание эффективной системы мер их социальной поддержки. Эта тема очередной раз была заявлена
на круглом столе в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре «Актуальные вопросы развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации». В резолюцию круглого стола были внесены предложения от Общероссийского Профсоюза образования:
Ø Повысить уровень реальной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения. В конце 2019 года все регионы достигли установленного показателя: соотношение средней заработной платы работников образовательных организаций СПО и средней заработной платы по региону равен 100%. Размер средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения увеличился на 45,3 %. Однако, во-первых, целевой показатель достигнут преимущественно за счет интенсификации труда (работники имеют нагрузку 1,5-2,0 ставки), за счет выполнения дополнительной учебной (преподавательской, педагогической) работы, а также других дополнительных видов работы. Это показал проведенный в июле-августе 2019 года Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Общероссийским Профсоюзом образования мониторинг. Во-вторых, целевой показатель определяется не
в отношении каждого педагогического работника индивидуально, а по всем учреждениям региона в целом, что вызывает непонимание со стороны работников и их справедливое недовольство уровнем оплаты труда и массовые обращения
в различные органы власти. В-третьих, на сегодняшний день сложилось так, что средняя заработная плата педагогических работников и мастеров производственного обучения в 2 раза ниже целевого показателя уровня средней заработной платы врачей (200%), а также гораздо ниже уровня средней заработной платы многих работников медицинских учреждений. Фактически уровень заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения приравнен к уровню средней заработной платы младшего и среднего медицинского персонала.
Ø Рассмотреть возможность дополнительных мер поддержки с целью повышения статуса молодых специалистов со стажем работы до 3-х лет в СПО.
Во многих регионах имеется такой опыт, но, как правило, он касается молодых специалистов школ и детских садов на селе. Было бы правильным ввести социальную федеральную программу по примеру «Земский учитель», льготы и гарантии для преподавателей и мастеров производственного обучения в виде ежемесячных доплат и единовременных выплат, закрепленных на федеральном уровне, т.к. невозможно удержать молодого специалиста, когда ставка заработной платы равняется 10-12 тыс. рублей, а доплат (за аттестационную категорию, стаж и др.) у них нет.
Справочно: На основе полученных данных при участии региональных организаций Профсоюза удалось установить следующее: образовательный ценз педагогических работников системы СПО достаточно высок, удельный вес лиц
с высшим образованием в общей численности педагогических работников составляет 90%, более трети преподавателей, мастеров производственного обучения и методистов имеют высшую квалификационную категорию. Однако одной из главных проблем кадрового обеспечения является то, что 20 процентов составляют преподаватели и мастера производственного обучения, которые перешагнули
60-летний рубеж, и при этом доля работников в возрасте до 35 лет составляет лишь 12,2 %.
Ø Рассмотреть возможность увеличения размера целевого показателя - соотношения средней заработной платы работников профессиональных образовательных организаций и средней заработной платы по экономике по региону – до 150%), предусмотрев условия финансового обеспечения реализации этих мер
в субъектах Российской Федерации с учетом увеличения финансовой поддержки региональных бюджетов из федерального бюджета.
Ø Рассмотреть возможность введения грантовой поддержки лучших преподавателей и лучших мастеров производственного обучения по примеру грантовой поддержки лучших учителей, которая осуществляется и на федеральном уровне, и на уровне регионов. Пока имеются единичные случаи грантовой поддержки в регионах (как пример – республика Татарстан, там ежегодно проводится республиканский конкурс и 40 лучших преподавателей и лучших мастеров производственного обучения получают грантовую поддержку в виде ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 8046 рублей в течение года).
Ø Сформировать на федеральном уровне систему профессиональных конкурсов среди преподавателей и мастеров производственного обучения
по примеру конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года» в целях поддержки и поощрения педагогических работников и их инноваций, для формирования позитивного социального имиджа, повышения уровня компетентности, предоставления возможностей для профессионального и карьерного роста.
Ø Рассмотреть возможность распространения выплаты на кураторов групп за осуществление классного руководства классным руководителям в размере 5 тысяч рублей и в систему СПО. Этот вопрос вызвал массу обращений из учреждений СПО. По статистике на сегодняшний день 42% учащихся идут
в колледжи, этап среднего профессионального образования совпадает с периодом юношества, имеющим свои психологические и психофизиологические особенности, и здесь огромная роль педагогических работников, осуществляющих классное руководство, очевидна.
В декабре 2019 года в г. Санкт-Петербурге состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Среднее профессиональное образование: практика и управление», организаторами которой являются Центр экономики непрерывного образования и Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (ЦЭНО и ФИРО РАНХиГС). Всероссийская конференция проводилась при поддержке Общероссийского Профсоюза образования.
По предложению членов Президиума Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций в профессиональных образовательных организациях (далее - КС СПО), в декабре 2019 года отделом профессионального образования аппарата Профсоюза было направлено в адрес Министерства просвещения РФ письмо с просьбой оказать содействие в решении вопроса, связанного с назначением досрочной пенсии преподавателям профессиональных образовательных организаций в ситуации, при которой необходим подсчет возраста обучающихся в профессиональных образовательных организациях. Принимая во внимание то, что сведения по Форме № СПО-1 предоставляются по состоянию
на 1 октября, предложено рассмотреть возможность в разделе «Распределение численности студентов, приема и выпуска по возрасту и полу» в графе 01 изменить существующую формулировку «число полных лет на 1 января следующего календарного года» на формулировку «число полных лет на 1 октября календарного года» либо «число полных лет обучающихся, приступивших к занятиям в новом учебном году».
20-24 апреля 2020 года была проведена онлайн-сессия Всероссийской педагогической школы Общероссийского Профсоюза образования (далее – ВПШ). Для участия в сессии были приглашены молодые преподаватели профессиональных образовательных организаций. Образовательный блок онлайн-сессии был направлен на знакомство с эффективными формами организации дистанционного обучения, с работой по совершенствованию профессиональных и надпрофессиональных компетенций, профилактике эмоционального и профессионального выгорания в условиях самоизоляции, знакомство с авторскими методиками обучения, современными подходами к организации учебной и внеурочной деятельности, развитие навыков эффективной коммуникации и др. В рамках онлайн-сессии были обозначены основные направления деятельности Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций в профессиональных образовательных организациях (КС СПО) и его роль по представительству и защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников и обучающихся системы среднего профессионального образования.
С целью осуществления общественного контроля за соблюдением прав и интересов работников образовательных организаций, реализующих программы СПО, представитель Профсоюза принимал участие в работе конкурсной комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по проведению открытого публичного конкурса по распределению организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям и специальностям среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, представлял интересы членов Профсоюза
в составе Аттестационной комиссии Министерства просвещения Российской Федерации для проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации.