КАДРЫ
После того, как была придумана идея, персонажи и мир, после того, как это все соединилось в историю, её пора сеть и нарисовать. Конечно можно просто сеть и рисовать от души, но лучше все-таки делать это зная, как располагать панели с кадрами на страницы, какие из них помогают повествованию, а какие, наоборот, могут запутать читателя.
***
Комиксы, как было сказано ранее, серия изображений, показывающих последовательные действия, складывающихся в одну связную историю. В комиксах есть понятие кадра и на одной странице обычно располагается 6-9 кадров, иногда больше, иногда меньше в зависимости, от событий, которые там разворачиваются.
Кадры помещаются в панели и разные панели служат разным целям.
ПАНЕЛИ
Стандартные панели — это прямоугольники, вытянутые по горизонтали или вертикали. Их можно использовать почти для всего, но, если использовать только один формат панели это сделает историю слишком однообразной и попросту – скучной.
Панели создают композиционную целостность страницы или разворота. Думайте о них как о кадрах фильма, где каждый - это отдельная картина, но вместе они история.
Полукруглые или круглые панели тоже можно использовать, чтобы сделать композицию на страницах интереснее и красивее.
Размер и формат панели помогает повествованию. Они служат для передачи тайминга - скорости происходящего и важности происходящего.
Если говорить просто то: горизонтальные панели показывают более медленные события, вертикальные – более быстрые. Маленькие панели – незначительные события, большие – важные.
Но в этом всем есть небольшие нюансы зная которые вы сможете сделать передачу вашей истории более интересной.
Скорость.
Как показать быстрые события:
- Несколько небольших последовательных панелей показывающих действие пошагово. Бег, прыжки, смена эмоций.
- Прямоугольные длинные панели. Бег, полёт, поездка, падение.
- Наклонённые панели или ее сторон - придают нестабильности и резкости происходящему. Наклон панели должен быть в сторону наклона изображенного предмета или персонажа, чтобы подчеркивать его движение, а не препятствовать ему.
Разумеется, если у вас нет цели застопорить происходящее. Используются в спорах, диалогах с накалом событий, экшен сценах. Можно так же использовать чтобы показать, что диалог происходит быстро, но он без сильного накала эмоций.
Пример: что эти кадры изображают один и тот же объект, но ощущения от них - разные.
В кадре, вытянутом по вертикале - только часть поезда, не его целиком. Изображение обрезано и создается ощущение быстрого движения.
В кадре, вытянутом по горизонтали - поезд целиком. Видим локацию. Это может быть начало сцены, где позже действия перенесутся в вагон, либо конец сцены означающий: впереди у героев долгий путь, который автор, скорее всего, оставит за кадром.
Конечно можно добавить взрыв и детали погони, но они будут выглядеть так же спокойно и размеренно, ничего из ряда вон выходящего.
Последний кадр с наклоном, выглядит более быстрым. Стороны наклонены так же, как и поезд, вправо и подчеркивают его движение.
А что будет, если эти же изображения мы поместим в неподходящие панели?
Чувствуется некая дисгармония.
- Нестандартные панели с “хаотичным” расположением по странице ещё больше убыстряют скорость действия в кадре. Они могут показывать несколько коротких действий произошедших в один момент или серию последовательных действий.
- Когда панели наезжают одна на другую – это значит действие происходят почти одновременно либо одновременно. Можно использовать и в диалоге, и в экшен сцене.
Посмотрите на пример: персонаж произносит фразу и тут же ему отвечают, если бы панель не наезжала на нижнюю, то расстояние между панелями расценивалось как небольшая пауза в диалоге. - Панель внутри панели, показывает одномоментность происходящих действий.
- На одном кадре можно нарисовать последовательное движение персонажа/персонажей. Обычно этот прием используют, когда в одной сцене происходит много действий, но они однотипны: прыжки, бег, танцы.
События обычной скорости
- Панели среднего и крупного размеров, без наклона.
Они могут быть как прямоугольными, так и квадратными. Обычно такой формат используют в диалогах (как очень важных, так и обычных), и общих планах локации. Их прямота подчеркивает спокойствие происходящего.
Конечно можно использовать такие панели при рисовании боя, но нужно добавить к ним визуальные приемы, о которых будет сказано в следующей лекции и чередовать с наклонными или открытыми панелями.
Важность
Как показать, то, что на странице происходит важное событие:
- С помощью размера. Например, одна большая панель или кадр без рамок на целую, почти целую страницу или разворот, то есть две страницы сразу.
Появление персонажа, взрыв, свадьба, падение метеорита и так далее.
- С помощью выхода объекта или персонажа за рамки. В таком случае расширяется пространство, на которое влияет объект: не только на происходящее в одном кадре, но на историю в целом.
Впрочем, вы можете поместить некоторые объекты за рамку, или перекрыть её ими, просто для расширения сцены, чтобы она была более открытой и общей. - С помощью перекрытия одной панели другой. Это показывает не только скорость, но и доминирование одного кадра над другим.
Событие средней важности или не важное помещается в более маленькие панели. Меньше и меньше…
Чередование.
- Однообразное действие.
Персонажи долго куда-то идут, едут, ничего особо не происходит, время течёт размеренно – прямоугольные, горизонтальные панели без чередования с другими форматами. Средний план.
Однотипные панели = монотонность, повторение.
- Обычная сцена – чередование прямоугольных панелей разных размеров. Чередование планов, дальний/средний, может присутствовать крупный. Так же скорее всего на странице будет присутствовать доминирующий элемент.
- Сцена с напряженным диалогом или быстрыми действиями – чередование панелей разных типов: вертикальные, горизонтальные, с наклонными сторонами и т.д. Чередование между крупными и средними планами.
- Экшен – панели нестандартной формы, с наклонными краями и среднего размера быстро сменяют друг друга. Линии подчеркивают движения.
Главные события без рамок. Выходят за границы и наполняют страницу.