Экономический анализ (иначе — анализ хозяйственной деятельности) играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.
Цель экономического анализа — это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования данной организации, направленное на улучшение ее работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов.
Экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний в зависимости от субъектов анализа, то есть от тех органов, которые его проводят.
Основными задачами внутреннего анализа деятельности организации следует считать:
+проверка обоснованности заданий бизнес-планов и различных нормативов;
+определение степени выполнения заданий бизнес-планов и соблюдения установленных нормативов;
+расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактических величин экономических показателей от базисных;
+изыскание внутрихозяйственных резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности организации и путей мобилизации, то есть использования этих резервов.
Главной задачей является выявление резервов в данной организации.
Перед внешним же анализом стоит лишь одна задача — оценка степени платежеспособности и ликвидности организации, как на определенную отчетную дату, так и в перспективе.
Система показателей, используемых в планово-аналитической работе аптеки, представляет собой комплекс взаимосвязанных экономических и информационных параметров, и отражает цели и задачи плана, характеризует количественные объемы деятельности, качественные и структурные сдвиги, предусмотренные на плановый период.
К планово-аналитическим показателям предъявляются требования: +адекватность; +измеримость; +динамичность; +достоверность; +определенность; +документальность.
Показатели можно классифицировать по различным признакам:
- По содержанию: количественные и качественные.
Количественные показатели хар-ют общий объем и масштабы эконом. деят-ти:
1) параметры, дающие представление об экономическом потенциале предприятия (число работников, величина основного и оборотного капитала, занимаемая площадь и др.);
2) показатели, характеризующие различные стороны хоз деят-ти предприятия (объем товарооборота, размер прибыли, объем доходов и затрат, расходы по заработной плате и др.).
Качественные показатели дают представление о результативности работы предприятия и степени эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Группа качественных показателей включает:
1) показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия (рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения и др.);
2) показатели оценки финансового положения предприятия, которые характеризуют структуру его капитала, его финансовую устойчивость (показатели ликвидности, финансовой устойчивости, маневренности собственного капитала и др.);
3) показатели конкурентоспособности предприятия (доля на рынке, качество товаров, имидж, степень развития рекламы, возможности сбыта и др.).
В зависимости от характера изучаемых явлений выделяют интервальные и моментные статистические показатели. Данные, выражающие развитие явлений за отдельные периоды времени, являются интервальными показателями (товарооборот за месяц, квартал, год). Моментные показатели отражают состояние явления на определенную дату/момент (товарные запасы на начало или конец периода).
В экономическом анализе используют величины, которые могут характеризовать:
+объем изучаемого процесса (объем товарооборота, численность работников);
+уровень процесса (уровень издержек, уровень прибыли);
+соотношение (между производственными и непроизводственными площадями)
В зависимости от способа выражения величины подразделяются на абсолютные, относительные и средние.
Абсолютные величины выражают размер, объем явлений и процессов. В зависимости от применяемых единиц измерения абсолютные величины могут быть:
+натуральные (количество упаковок, число рецептов, размер помещений);
+условно-натуральные (мощность аквадистиллятора, объем холодильной камеры);
+денежные (розничный товарооборот, валовой доход, издержки, прибыль);
+трудовые (штатная численность, продолжительность рабочего дня и др.).