Жизнь Сиддхартхи Гаутамы Будды. Первая, вторая и третья проповеди Будды

Что такое религиоведение? Разделы религиоведения. Междисциплинарность в религиоведении.

Религиоведение – область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии. Религиоведение заявило себя светской наукой. Оно стремится к беспристрастности и не имеет аксим, в отличие от теологии.

ВАЖНО: религиоведение не может быть христианским или исламским, оно изучает ВСЕ религии, не отдавая предпочтение какой-то определенной.

Разделы религиоведения:

  • Социология религии - религия рассматривается как общественная система (появилась в 19 веке);
  • Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных (появилась в конце 19 - начале 20 века);
  • Философия религии рассматривает сущность и природу религии, объясняет основные идеи и принципы, на которых она основана, абстрагируясь от конкретных форм религии (!);
  • История религии отражает мир в его религиозном разнообразии;
  • Феноменология религии - концентрируется на священном. Изучает все, что наделено сверхъестественными свойствами в разных религиях.

Междисциплинарность в религиоведении:

Методы изучения в религиоведении позаимствованы из других наук: истории, этнографии, социологии и некоторых иных. Таким образом, религиоведение носит междисциплинарный характер.

 


2. Кризисы религиоведения. Трудности определения предмета и метода религиоведения. Европо- и христианоцентризм в религиоведении (молитесь, если вам попадется этот билет….)

 

Кризисы религиоведения:

I период: 60-ые годы - религиоведы хотят использовать только научные методы исследования религии (отделение от теологии);

II период: Усиление теологического влияния в межвоенный период вытесняет научные методы -> кризис на основе “научного атеизма”;

III период: Критика второго периода после второй мировой. Религиоведы пытаются подойти к рассмотрению религии с точки зрения новейших достижений науки. Но наука пошла вширь (накопление фактологического и исторического материалов, создание словарей и учебников), но не вглубь (поиск истины через сравнение религий) -> методологический кризис второго периода не преодолен.

 

Трудности определения предмета и метода:

Определение предмета религиоведение как комплексная относительно самостоятельная отрасль знания складывалось начиная с 19 века, хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры.

 

Европо- и христианоцентризм в религиоведении

Европоцентризм: его проявлением считается описание и объяснение неевропейских религиозных явлений в категориях, развившихся на европейской культурной почве и христианстве. Критикуется тот факт, что понятийный аппарат, используемый европейскими религиоведами, не обладает универсальным характером, будучи связан с европейским и христианским пониманием религии и культуры.

Действительно, религиоведение, возникшее в русле христианского богословия и философии, естественным образом перенимало христианское понимание религии. Многие религиоведческие понятия сформировались непосредственно в христианской, в особенности в протестантской, среде. Однако другие восходят к пониманию религии, сформированному эпохой Просвещения. При исследовании идей и верований неевропейских религий, их порой автоматически интерпретировали в европейских и христианских категориях. Примером трудностей, вызванных применением европейских понятий, являются бесконечные дискуссии о термине и понятии «религия» в неевропейских культурах, а именно вопрос: является ли религия, как она понимается в европейском религиоведении, действительно общекультурным явлением.

 


Жизнь Сиддхартхи Гаутамы Будды. Первая, вторая и третья проповеди Будды.

Есть древняя и довольно общепринятая традиция, повествующая о земной жизни конкретного человека, который признан Буддой нашей вселенной и нашего космического цикла; его имя – Сидхартха Гаутама.

Сидхартха Гаутама стал известен как Будда Шакьямуни. Даты его жизни, согласно традиции, 563–483 до н. э. Мы говорим «согласно традиции», потому что независимых, не легендарных источников, подтверждающих историчность Будды Шакьямуни, не существует.
Родился в статусе принца, оставил дворец и стал монахом-аскетом в 29 лет, достиг «пробуждения» (т. е. стал Буддой). Проповедовал свое учение вплоть до своей
смерти в 80 лет. Традиция, однако, превратила жизнь Будды Шакьямуни
в сложный, многоярусный миф, расцвеченный сверхъестественными явлениями, чудесами, притчами и метафорами.

Дхармача́кра-праварта́на-су́тра (ну или первая проповедь) - произнесённая им более 2500 лет назад около города Бенарес, в Оленьей роще перед пятью аскетами, с которыми он практиковал ранее - ещё до достижения им Пробуждения. Содержит основу учения Будды: достижение пробуждения посредством как аналитического знания (практически эта проповедь - своеобразный анализ бытия), так и практики медитации и достижения состояния нирваны (нирвана - в буддизме это не просто "блаженное расслабленное состояние") - то есть речь идёт о практике «Срединного пути», разумной работы над мышлением с целью очистки ума от умопомрачений, аффектов.
В буддийской «Сутре развязывания узла глубочайшей тайны» провозглашается известная доктрина о трёх поворотах колеса Дхармы:
1. Во время первого поворота Будда проповедовал учение о Четырёх Благородных Истинах и причинно­-зависимом происхождении.
2.Во время второго поворота Будда проповедовал учение о пустоте и бессущностности всех дхарм.
3.Во время третьего поворота Будда проповедовал учение о природе Будды и учение о «только лишь сознании», согласно которому «все три мира суть только лишь сознание».
При проповеди Будда не акцентировал внимание на наказании за несоблюдение заповедей, опираясь не на страх или совесть своих последователей, а на здравый смысл, согласно которому при выполнении данных заповедей станет более возможной «личная и социальная гармония». В целом, методы борьбы со страстями, созданные Буддой, отличаются от методов более ранних аскетических школ. Будда указывал на необходимость не подавления чувств, а на необходимость развития непривязанности к вещам и явлениям, необходимость сознательного контроля и практики самонаблюдения.

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: