Основные понятия буддизма. Три драгоценности. Палийский канон и писания

Буддизм опирается на «три драгоценности», которое часто и сами буддисты приводят как исходный образ или исходную формулу, заключающую в себе всю буддийскую традицию. Триратана – это триада понятий: будда, дхарма и сангха.

1.Будда – совершенное существо, достигшее просветления. Разные традиции, однако, трактуют Будду по-разному.
2. Дхарма – учение Сидхартхы Гаутамы, то есть Будды Шакьямуни (что значит мудрец из Шакиев), которое являли и будут являть миру все будды.

(Четыре благие истины дхармы:
Первая истина в том, что мир есть сансара – круговорот неизбежных, непрекращающихся страданий.
Вторая истина в том, что источник этого состояния – желания всех видов, в целом – эгоистического желания быть, что побуждает живые существа к мыслям и поступкам, производящим карму – некую энергию, которая привязывает эти существа к сансаре.
Третья истина в том, что прекращение этого круговорота страданий состоит, соответственно, в остановке «производства кармы», т. е. в полном отказе от желаний, т. е. к выходу из порочного круга сансары. Этот выход обозначается термином нирвана – буквально: угасание, – достижение некоего внемирного состояния полного небытия или покоя. Его и достигают все будды.
Четвертая истина есть благой Путь к освобождению, к нирване, – Путь, которому и учит Будда и который состоит из моральных предписаний, праведного образа жизни, сложных психотехнических приемов медитации и самоконцентрации, глубокого осознания иллюзорности, бренности, пагубности мира (сансары).
3.Сангха
– монашеская община. Именно в монашестве воплощается в наиболее полном и систематическом виде Благой Путь, который есть главный стержень Дхармы. Монахи призваны олицетворять собой буддийские ценности в чистом виде).

Буддизм никогда четко не определял границ «истинной религии», отличающих ее от «ереси» (как это было в истории христианства); поэтому буддийские верования и обычаи легко смешиваются с разными культурными формами. Буддизм никогда не имел единого духовно-административного центра. Нет такого центра и сейчас.

Пали́йский Кано́н — собрание буддийских текстов на языке па́ли. Известен также как Трипитака. Она до сей поры остаётся главным источником изучения раннего буддизма. В её текстах содержится множество сведений о культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры, которые подтверждаются джайнскими писаниями, и поэтому она является описанием самого раннего периода индийской истории, о котором существуют письменные достоверные сведения и значительные упоминания.

 







Распространение буддизма по миру. Основные направления. Тхеравада и хинаяна. Махаяна.

Несмотря на огромное многообразие, обычным и общепринятым является деление буддизма на три основных направления:
Тхеравада переводится как «учение старцев» и претендует на наибольшую древность. Эта школа подчеркивает центральное значение строгой монашеской дисциплины и отношение к Будде Шакьямуни скорее как к учителю, чем божеству. Тхеравада сравнительно мало внимания уделяет обрядам и этическим правилам вне монастыря. Это не значит, разумеется, что миряне свободны от влияния буддийской этики
и культа. Тхеравада доминирует в Шри Ланке и Юго-Восточной Азии.

Махаяна переводится как «большая колесница», что в устах ее создателей (примерно на рубеже нашей эры) означало, что она обращена не только к монахам, но и ко всем остальным, делая просветление и освобождение уделом не только элиты строгих аскетов. Махаяна создала огромный пантеон божеств, состоящий из множества будд и бодхисаттв; в ней более развиты мифологическая, символическая и ритуальная система. Сам образ Будды Шакьямуни в Махаяне видится скорее как бессмертное космическое существо, чем человек-учитель. Внутри Махаяны есть несколько больших школ, или сект: школа Чистой Земли, школа Чань (в Корее – Сён, в Японии – Дзен), и некоторые другие. Махаяна получила распространение в Центральной Азии (позднее вытеснена оттуда исламом), Китае, Корее, Японии.

Хинаяна — термин, буквально означающий «малая колесница» (в смысле «малый или низший, ущербный путь», «узкий путь»). Данный термин был создан махаянистами для обозначения всех немахаянских направлений буддизма, поэтому он отсутствует в палийском каноне. «Хинаяна» рассматривается в ряде случаев как термин, обозначающий весь ранний буддизм до укрепления махаянских школ. Обозначение термином «хинаяна» современной тхеравады оскорбляет последователей данной школы. Основой хинаяны является буддийская идея о двух состояниях бытия: проявленном и непроявленном, а также идея об отождествлении проявленного с волнением дхарм. Особый акцент хинаяна ставит на том, что «Я» и мир являются лишь быстро-преходящими комбинациями дхарм. Направление подчёркивает нереальность «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальность самих дхарм. Характерной чертой хинаяны является отрицание души как самостоятельной духовной сущности.

Важно помнить, что ни в мировом буддизме в целом, ни в каждом из трех описанных направлений не было и нет единой «правящей» иерархии.

В настоящее время в каждой из стран есть тот или иной официальный институт, глава которого считается главным буддийским иерархом, но при этом сохраняется автономия сект, школ или направлений. Есть и международные организации, объединяющие монашеские иерархии и буддистов мирян разных стран и направлений (самая крупная – Всемирное содружество буддистов – World Fellowship of Buddhists, c центром в Таиланде).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: