Показатели и уровни проявления инициативы у детей дошкольного возраста

 

Названия инициатив  1 уровень \ низкий (типично в 3-4 года) 2 уровень \ средний (типично в 4-5 лет) 3 уровень \ высокий (типично в 6-7 лет)
Творческая инициатива  (наблюдение за сюжетной игрой) Показатели: ¾ активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; ¾ активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; ¾ с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями. Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии), вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении. Показатели: ¾ имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я – шофер» и т.п.); ¾ активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; ¾ принимает и обозначает в речи игровые роли; ¾ развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; ¾ в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности. Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развёртывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками). Показатели: ¾ имеет разнообразные игровые замыслы; ¾ активно создает предметную обстановку «под замысел»; ¾ комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; ¾ может при этом осознанно использовать смену ролей; ¾ замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй), или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке конструировании). Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развёрнутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).

 

 


Названия инициатив  1 уровень \ низкий (типично в 3-4 года) 2 уровень \ средний (типично в 4-5 лет) 3 уровень \ высокий (типично в 6-7 лет)
Инициатива как целеполагание и волевое усилие   (наблюдение за продуктивной деятельностью) Показатели: ¾ обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчётливой цели; ¾ поглощён процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т.п.); ¾ завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; ¾ на вопрос: что ты делаешь? – отвечает обозначением процесса (рисую, строю); ¾ называние продукта может появиться после окончания процесса (предварительно конкретная цель не формулируется). Ключевые признаки:поглощён процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней. Показатели: ¾ обнаруживает конкретное намерение, цель (хочу нарисовать домик..., построить домик..., слепить домик…); ¾ работает над ограниченным материалом, его трансформациями; ¾ результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться, в зависимости от того, что получается). Ключевые признаки: формулирует конкретную цель (нарисую домик); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат (получилась машина). Показатели: ¾ имеет конкретное намерение-цель; ¾ работает над материалом в соответствии с целью; ¾ конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); ¾ самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования (хочу сделать такое же) в разных материалах (лепка, рисование, конструирование). Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает её во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит её до конца.

 


Названия инициатив  1 уровень \ низкий (типично в 3-4 года) 2 уровень \ средний (типично в 4-5 лет) 3 уровень \ высокий (типично в 6-7 лет)
Коммуникативная инициатива  (наблюдение за совместной деятельностью – игровой и продуктивной) Показатели: ¾ привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял; ¾ также выступает как активный наблюдатель, пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; ¾ старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ¾ ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого. Ключевые признаки:обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри...»), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого. Показатели: ¾ намеренно привлекает определённого сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели («Давай играть, делать...»); ¾ ведёт парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение – побуждение партнёра к конкретным действиям («Ты говори...», «Ты делай...»); ¾ поддерживает диалог в конкретной деятельности; ¾ может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт со сверстником. Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть, делать...»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнёра. Показатели: ¾ инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развёртывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий («Давайте так играть..., рисовать...»); ¾ использует простой договор («Я буду..., а вы будете...»), не ущемляя интересы и желания других; ¾ может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; ¾ легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; ¾ может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлечённую тему; ¾ избирателен в выборе партнёров; ¾ осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнёрами. Ключевые признаки: в развёрнутой словесной форме предлагает партнёрам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.

 

                                                                                                                                  


Названия инициатив  1 уровень \ низкий (типично в 3-4 года) 2 уровень \ средний (типично в 4-5 лет) 3 уровень \ высокий (типично в 6-7 лет)
Познавательная инициатива - любознательность  (наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью) Показатели: ¾ замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; ¾ активно обследует вещи, практически обнаруживая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного исходного состояния); ¾ многократно повторяет действия, поглощён процессом. Ключевые признаки:проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия. Показатели: ¾ предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов (Что это? Для чего?); ¾ обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений (Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?); ¾ высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определённого эффекта (Если сделать так..., или так...), не ограничиваясь простым манипулированием; ¾ встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования. Ключевые признаки: задаёт вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата. Показатели: ¾ задаёт вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); ¾ обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...); ¾ стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции); ¾ проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; ¾ самостоятельно берётся делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации). Ключевые признаки: задаёт вопросы об отвлечённых вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо). 

 


Названия инициатив  1 уровень \ низкий (типично в 3-4 года) 2 уровень \ средний (типично в 4-5 лет) 3 уровень \ высокий (типично в 6-7 лет)
Двигательная инициатива   (наблюдение за различными формами двигательной активности ребенка) Показатели: ¾ ребёнок регулярно перемещается в пространстве, совершая различные типы ¾ движений и действий с предметами; ¾ его движения энергичны, но носят процессуальный характер (движение ради движения); ¾ не придаёт значения правильности движений и низкую эффективность компенсирует энергичностью. Ключевые признаки: с удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.). Показатели: ¾ совершает осознанные, дифференцированные относительно объектов и целей движения; ¾ проявляет интерес к определённым типам движений и физических упражнений (бегу, прыжкам, метанию); ¾ изменяет свои движения в соответствии с рекомендациями взрослого (совершает согласованные движения рук при беге, ловит мяч кистями рук и т.д.), но может через некоторое время вернуться к первоначальному способу; ¾ с удовольствием пробует новые типы двигательной активности. Ключевые признаки: интересуется у взрослого, почему у него не получаются те, или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому. Показатели: ¾ физическая активность может носить результативный характер, и ребёнок стремится к улучшению показателей в ¾ ней (прыгнуть дальше, пробежать быстрее); ¾ он прислушивается к советам взрослого о способах улучшения результатов, и усвоив тот или иной навык, повторяет постоянно в своей деятельности; ¾ проявляет интерес к различным формам двигательной активности (езде на велосипеде, плаванию), стремится приобрести специфические навыки для их осуществления; ¾ бодро и без жалоб относится к физической усталости, связывает её со своими спортивными достижениями. Ключевые признаки: интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те или иные физические упражнения более эффективно, охотно выполняет различную деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

 

                                                                                                                                  


КАРТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ   

БЛАНК 1

Творческая инициатива

(наблюдение за сюжетной игрой)

 

Количество обследованных детей ____ч.

1 чел. - ____ %

 

Условные обозначения (использовать выделение цветом):

¾ «обычно» – данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего (зеленый)

¾ «изредка» – данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени (желтый)

¾ «никогда» – данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем (красный)

1 уровень \ низкий

(типично в 3-4 года)

2 уровень \ средний

(типично в 4-5 лет)

3 уровень \ высокий

(типично в 6-7 лет)

В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении

Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (Вариативные диалоги с игрушками или сверстниками)

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что – где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макет, сюжетный рисунок)

Ф.И. ребенка Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г.
1              
2              
3              
4              
5              
6              
7              
8              
9              
10              
11              
12              
13              
14              
15              
16              
17              
18              
19              
20              
21              
22              
23              
24              
25              
26              
27              
28              
29              
30              
               
               

ИТГОГО

(кол. - %) – по каждому уровню:

1 уровень \ низкий

(типично в 3-4 года)

2 уровень \ средний

(типично в 4-5 лет)

3 уровень \ высокий

(типично в 6-7 лет)

Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г.

Обычно:

           

Изредка:

           

Никогда:

           

 

 

 


БЛАНК 2

Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

 

Количество обследованных детей ____ч.

1 чел. - ____ %

 

Условные обозначения (использовать выделение цветом):

¾ «обычно» – данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего (зеленый)

¾ «изредка» – данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени (желтый)

¾ «никогда» – данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем (красный)

1 уровень \ низкий

(типично в 3-4 года)

2 уровень \ средний

(типично в 4-5 лет)

3 уровень \ высокий

(типично в 6-7 лет)

Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется. Бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней

Формулирует конкретную цель («Нарисую домик»). В процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»)

Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат; стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца

Ф.И. ребенка Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г.
1              
2              
3              
4              
5              
6              
7              
8              
9              
10              
11              
12              
13              
14              
15              
16              
17              
18              
19              
20              
21              
22              
23              
24              
25              
26              
27              
28              
29              
30              
               
               

ИТГОГО

(кол. - %) – по каждому уровню:

1 уровень \ низкий

(типично в 3-4 года)

2 уровень \ средний

(типично в 4-5 лет)

3 уровень \ высокий

(типично в 6-7 лет)

Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г.

Обычно:

           

Изредка:

           

Никогда:

           

 

                                                                                                        


БЛАНК 3

Коммуникативная инициатива

(наблюдение за совместной деятельностью – игровой и продуктивной)

 

Количество обследованных детей ____ч.

1 чел. - ____ %

 

Условные обозначения (использовать выделение цветом):

¾ «обычно» – данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего (зеленый)

¾ «изредка» – данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени (желтый)

¾ «никогда» – данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем (красный)

1 уровень \ низкий

(типично в 3-4 года)

2 уровень \ средний

(типично в 4-5 лет)

3 уровень \ высокий

(типично в 6-7 лет)

Обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри...»), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого

Инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть, делать...»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера

В развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия

Ф.И. ребенка Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г.
1              
2              
3              
4              
5              
6              
7              
8              
9              
10              
11              
12              
13              
14              
15              
16              
17              
18              
19              
20              
21              
22              
23              
24              
25              
26              
27              
28              
29              
30              
               
               

ИТГОГО

(кол. - %) – по каждому уровню:

1 уровень \ низкий

(типично в 3-4 года)

2 уровень \ средний

(типично в 4-5 лет)

3 уровень \ высокий

(типично в 6-7 лет)

Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г.

Обычно:

           

Изредка:

           

Никогда:

           

 

 


БЛАНК 4

Познавательная инициатива – любознательность (наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью)

 

Количество обследованных детей ____ч.

1 чел. - ____ %

 

Условные обозначения (использовать выделение цветом):

¾ «обычно» – данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего (зеленый)

¾ «изредка» – данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени (желтый)

¾ «никогда» – данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем (красный)

1 уровень \ низкий

(типично в 3-4 года)

2 уровень \ средний

(типично в 4-5 лет)

3 уровень \ высокий

(типично в 6-7 лет)

Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия

Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что, как, зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата

Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо)

Ф.И. ребенка Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г.
1              
2              
3              
4              
5              
6              
7              
8              
9              
10              
11              
12              
13              
14              
15              
16              
17              
18              
19              
20              
21              
22              
23              
24              
25              
26              
27              
28              
29              
30              
               
               

ИТГОГО

(кол. - %) – по каждому уровню:

1 уровень \ низкий

(типично в 3-4 года)

2 уровень \ средний

(типично в 4-5 лет)

3 уровень \ высокий

(типично в 6-7 лет)

Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г.

Обычно:

           

Изредка:

           

Никогда:

           

 

                                                                                                        


БЛАНК 5

Двигательная инициатива

(наблюдение за различными формами двигательной активности)

 

Количество обследованных детей ____ч.

1 чел. - ____ %

 

Условные обозначения (использовать выделение цветом):

¾ «обычно» – данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего (зеленый)

¾ «изредка» – данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени (желтый)

¾ «никогда» – данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем (красный)

1 уровень \ низкий

(типично в 3-4 года)

2 уровень \ средний

(типично в 4-5 лет)

3 уровень \ высокий

(типично в 6-7 лет)

С удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его

созерцанием, а перемещается ближе к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.)

Интересуется у взрослого, почему у него не получаются те или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому

Интересуется у взрослого, как выполнить те или иные физические упражнения наиболее эффективно, охотно выполняет различную деятельность, сопряженную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта

Ф.И. ребенка Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г.
1              
2              
3              
4              
5              
6              
7              
8              
9              
10              
11              
12              
13              
14              
15              
16              
17              
18              
19              
20              
21              
22              
23              
24              
25              
26              
27              
28              
29              
30              
               
               

ИТГОГО

(кол. - %) – по каждому уровню:

1 уровень \ низкий

(типично в 3-4 года)

2 уровень \ средний

(типично в 4-5 лет)

3 уровень \ высокий

(типично в 6-7 лет)

Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г.

Обычно:

           

Изредка:

           

Никогда:

           

 

 

                                                                                                              


БЛАНК 6

Карта психологического фона развития

 

Кол. обследованных детей ____ч.

1 чел. - ____ %

 

Условные обозначения (использовать выделение цветом):

¾ «обычно» – данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего (зеленый)

¾ «изредка» – данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени (желтый)

¾ «никогда» – данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем (красный)

Составляющие психологического фона

Растущая независимость
в бытовом плане

Контакты
со взрослыми

Контакты
со сверстниками

Положительное
отношение к себе

Итого по каждому ребенку:

Уверенно справляется с бытовыми задачами

Стремится
к самообслуживанию

 

 

Легко обращается за помощью

 

Делится впечатлениями и эмоциями

 

 

Легко вступает в контакты

Имеет близких друзей

Демонстрирует свои достижения

Защищает себя и свои права

 

Ф.И. ребенка Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г.
1                                      
2                                      
3                                      
4                                      
5                                      
6                                      
7                                      
8                                      
9                                      
10                                      
11                                      
12                                      
13                                      
14                                      
15                                      
16                                      
17                                      
18                                      
19                                      
20                                      
21                                      
22                                      
23                                      
24                                      
25                                      
26                                      
27                                      
28                                      
29                                      
30                                      
                                       
                                       

Итого по группе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow