СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ФИЛИАЛ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Утверждаю
Начальник службы локомотивного хозяйства Свердловской
железной дороги
__________________ В.Л. Балдин
«______»________________2005 г.
ИНСТРУКЦИЯ
По эксплуатации единой комплексной системы приборов безопасности (ЕКС)
№_______
Екатеринбург 2005
Содержание
1. | Область применения | 3 |
2. | Нормативные ссылки | 3 |
3. | Термины и определения | 3 |
4. | Назначение и состав системы ЕКС | 4 |
5. | Подсистема КЛУБ-У | 5 |
6. | Подсистема САУТ-ЦМ/485 | 10 |
7. | Подсистема УСАВП-ЧС2(КАУД) | 12 |
8. | Подсистема ТСКБМ | 18 |
1. Область применения
Данная инструкция по эксплуатации единой комплексной системы приборов безопасности (ЕКС) обязательна к применению всеми локомотивными депо Свердловской ж.д. локомотивные бригады, которых эксплуатируют пассажирские электровозы, оснащенные данной системой.
Нормативные ссылки
В настоящей инструкции использованы ссылки из следующих документов:
|
|
- Руководство по эксплуатации системы автоведения УСАВП-ЧС2(КАУД) КНГМ.466451.002РЭ;
- Руководство по эксплуатации регистратора параметров движения и автоведения РПДА-П КНГМ.421429.002РЭ;
- Руководство по эксплуатации системы автоматического управления торможением поездов САУТ-ЦМ/485 97Ц.06.00.00 РЭ;
- Руководство по эксплуатации комплексного локомотивного устройства безопасности КЛУБ-У-00 36991-00-00 РЭ;
- Руководство по эксплуатации телемеханической система контроля бодрствования машиниста ТСКБМ НКРМ.424313.003 РЭ.
Термины и определения
В настоящей инструкции приняты следующие сокращения и обозначения:
УСАВП-ЧС2(КАУД) — универсальная система автоведения электровозов пассажирского движения
САУТ – система автоматического управления торможением поездов
КЛУБ-У - комплексное локомотивное устройство безопасности
ТСКБМ - телемеханическая система контроля бодрствования машиниста
ДПС — датчик угловых перемещений (датчик пути и скорости)
РПДА-П – регистратор параметров движения и автоведения электровоза
ЭПТ – электропневматический тормоз
ПТ – пневматический (автоматический) тормоз
КрМ – кран машиниста
КМ – контроллер машиниста
ТМ – тормозная магистраль
НМ – напорная магистраль
ТЦ – тормозной цилиндр
УР – уравнительный резервуар
ЭПК – электропневматический клапан
ЭПВ – электропневматический вентиль.
Назначение и состав системы ЕКС
ЕКС предназначена для:
· энергооптимального ведения поезда по участку с соблюдением расписания для обеспечения безопасного интервала следования поездов по графику;
|
|
· предупреждения проездов запрещающих сигналов;
· контроля бдительности машиниста;
· выполнения постоянных и временных ограничений скорости;
· исключения несанкционированного движения, в том числе при отключении машинистом системы ЕКС;
· контроля режимов работы тягового оборудования;
· контроля исправного состояния тормозной системы;
· регистрации грубых отступлений в содержании железнодорожного пути на основании сверхнормативных ускорений;
· регистрации параметров движения;
· регистрации действий локомотивной бригады по управлению поездом;
· остановки поезда и отправления под запрещающий сигнал по командам, принятым по радиоканалу в зоне станций.
В состав единой комплексной системы безопасности (ЕКС) входят следующие системы и приборы безопасности: система автоведения УСАВП-ЧС2(КАУД), регистратор параметров движения и автоведения РПДА-П; система автоматического управления торможением поездов САУТ-ЦМ/485; комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У; телемеханическая система контроля бодрствования машиниста ТСКБМ.
Подсистема КЛУБ-У
5.1. Перед включением подсистем САУТ-ЦМ/485, УСАВП-ЧС2(КАУД), ТСКБМ, производят включение аппаратуры КЛУБ-У, для этого необходимо:
- включить тумблер питания «ПИТ» на блоке БКР-У;
- установить кассету в кассетоприемник БИЛ-У;
- включить ЭПК поворотом ключа влево;
5.2. После включения КЛУБ-У провести ввод в аппаратуру предрейсовой информации
5.2.1. Ввод поездных характеристик осуществляется только на стоянке при установленной в БИЛ или БР-У кассеты регистрации.
Для ввода поездных характеристик следует нажать на клавиатуре БИЛ-У кнопку «Л». После появления в информационной строке БИЛ-У наименования параметра нужно ввести его значение с помощью цифровой клавиатуры БИЛ-У. Нажать на кнопку «D» для ввода набранного параметра. Последовательно ввести: табельный номер машиниста, номер поезда, длина состава в осях, длина в вагонах, масса поезда, т.
5.2.2. Выбор режима движения осуществляется только на стоянках локомотива или МВПС при установленной кассете регистрации.
С помощью кнопки «РМП» клавиатуры БИЛ-У, установить режим движения поезда. Горящий индикатор БИЛ-У «П» соответствует поездному режиму работы, индикатор «М» маневровому режиму работы. Следование по сигналу “КЖ” в режиме КЛУБ-У “М” запрещено. Выбор маневрового режима движения невозможен при показаниях “КЖ”, “БМ” или “К” на БИЛ и БИЛ-ПОМ.
5.2.3. Ввод номера пути может осуществляться на стоянках и во время движения. Для ввода номера пути машинист должен нажать кнопку «П» на БИЛ-У. На БИЛ в информационной строке появится сообщение «НОМЕР ПУТИ» завести номер пути 0…15, затем нажать кнопку «D», появится сообщение «ПРИЗНАК ПРАВИЛЬНОСТИ ПУТИ» ввести 0 если следование осуществляется по неправильному пути, или 1 – если движение осуществляется по правильному пути.
5.2.4. Ввод координаты и характера ее изменения при отсутствии электронной карты на участке следования локомотива осуществляется, как на стоянке так и во время движения локомотива. Для ввода координаты и характера ее изменения ввести команду "К6" и затем ввести значения параметров: координата в метрах и изменение координаты 0 или 1 (0 – возрастание координаты при движении по нечетному пути в правильном направлении, 1 – возрастание координаты при движении по четному пути в правильном направлении)
5.3. Выключение аппаратуры КЛУБ –У производится после выключенияСАУТ-ЦМ/485, УСАВП-ЧС2(КАУД), ТСКБМ. Для выключения аппаратуры КЛУБ-У необходимо:
- выключить ЭПК поворотом ключа по часовой стрелке до упора;
- изъять кассету регистрации из БИЛ-У;
- тумблер «ПИТ» на блоке БКР-У установить в положение «Выключено»;
|
|
- автоматические выключатели КЛУБ-У, установить в положение «Выключено»;
5.4. Порядок пользования КЛУБ-У в пути следования
- включить аппаратуру КЛУБ-У;
- ввести предрейсовую информацию;
- перед началом движения локомотива установить рукоятку контроллера машиниста в тяговую позицию в противном случае при достижении скорости движения больше 2 км/ч произойдет срыв ЭПК С момента постановки рукоятки крана машиниста в тяговую позицию машинист должен начать движение в течении 70 сек., при невозможности начать движение необходимо кратковременно (1-2сек) перевести контроллер машиниста в нулевую позицию, чтобы непроизошло срыва ЭПК. При наличии на БИЛ, БИЛ-ПОМ сигналов «К», «КЖ», «БМ», «Б» в поездном режиме при достижении скорости 2 км/ч., происходит однократная проверка бдительности и машинист обязан кратковременно нажать рукоятку РБ время нажатия на рукоятку бдительности должно не менее 2 сек.
- перед началом движения при наличии на БИЛ-У сигналов «К», «КЖ», «БМ» необходимо одновременно нажать рукоятки РБ, РБП и начать движение в течении 10сек; При начале движения после нажатия рукояток бдительности по истечению 10сек произойдет срыв ЭПК.
- для смены огня локомотивного светофора с «К» на «Б» в случаях предусмотренных инструкциями одновременно нажать рукоятки РБ, РБП и кнопку ВК на БИЛ-У;
- при достижении скорости превышающей допустимую скорость на 1 км/ч снимается напряжение с ЭПК, необходимо в течении времени (6 ± 0,5) сек снизить скорость до значения допустимой, в противном случае произойдет срыв ЭПК.
- При движении на красный сигнал светофора система КЛУБ-У осуществляет прицельное торможение до полной остановки. Дальнейшее движение осуществляется после одновременного нажатия рукояток РБ, РБС.
5.5. Работа блока КОН
В случае внезапного загорания «К» или «КЖ» огня на локомотивном светофоре или блоке индикации КЛУБ и скорости движения выше контролируемой при данных огнях. Машинист должен кратковременно на (5-6)с выключить ЭПК ключом с обязательным включением после этого и принять меры для снижения скорости ниже контролируемой. Если машинист выполнил требования т.е. снизил скорость до допустимой либо давление в тормозных цилиндрах соответствует (0,7)кг/см2 и включил ЭПК не позднее (5-6)сек., то блок КОН не вмешивается в работу приборов безопасности.. Если требования не соблюдены, то через (7-10)с. блок КОН подает питание на электропневматический вентиль (ЭПВ), тот выпускает воздух из полости над срывным клапаном ЭПК и включает экстренное торможение без выдержки времени.
|
|
При выключении ЭПК при движении локомотива через 7…10 с. произойдет срыв ЭПК без предупредительного свистка.
5.6. Список функций кнопок блока БИЛ-У
Кнопка «И» или «К2» - изменение яркости свечения индикации блоков БИЛ-В и БИЛ-ПОМ;
Кнопка «F» - изменение частоты несущей АЛС (действует при отсутствии электронной карты участка);
Кнопка «РМП» - выбор режима движения:
Кнопка «<0>» - сброс значения вводимого параметра в нуль;
Кнопка «ВК»:
- при одновременном нажатии на нее и на рукоятки РБ и РБП происходит переключение сигнала «К» на «Б» на блоках БИЛ-В и БИЛ-ПОМ;
- при сигнале «КЖ» на БИЛ-В и БИЛ-ПОМ при отработке кривой торможения по ЭК во время движения к светофору с запрещающим сигналом и остановке при допустимой скорости менее 20 км/ч. При нажатии на эту кнопку на стоянке допустимая скорость устанавливается равной 20 км ч
Кнопка «ПОДТЯГ», Кнопка «ОТПР», Кнопка «ОС», Кнопка «К20» - управление САУТ;
Кнопка «Л» - ввод предрейсовых поездных характеристик;
Кнопка «П» - ввод номер пути и признака сто правильности;
Команды клавиатуры БИЛ-У
Команда «К6» - ввод начальной координаты и характера её изменения;
Команда «К1» - команда принудительного перехода на следующий участок ЭК;
Команда «К45» - номер активной кабины;
Команда «К70» - выключение диагностики КЛУБ-У;
Команда «К71» - выключение диагностики КЛУБ-У, (наличие исправных логических модулей)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | В |
МЦО | БИЛ | ИПД | ВУ-2 | ЭК | ММ | УФИР | САУТ | РК | ТК | ТСКБМ |
Команда «К80» - давление в тормозной магистрали;
Команда «К81» - давление в магистрали тормозных цилиндров;
Команда «К83» - давление в уравнительном резервуаре 1-й кабины;
Команда «К91» - перезапуск первого комплекта;
Команда «К92» - перезапуск второго комплекта;
Команда «К259» - включение диагностики САУТ;
Команда «К260» - выключение диагностики САУТ;
Подсистема САУТ-ЦМ/485
6.1.САУТ-ЦМ/485 имеет три состояния:
-выключен - тумблер включения САУТ находится в положении "ВЫКЛ";
-питание на САУТ-ЦМ/485 подано, но выходные цепи отключены - тумблер включения САУТ находится в положении "ВКЛ", а переключатель "АЛС-САУТ" на пульте управления (ПУ-СА-УТ-ЦМ/485) - в положении "АЛС". Это состояние САУТ является нерабочим и служит для кратковременного перевода САУТ-ЦМ/485 в режим "АЛС" в случае сбоев без потери информации базы данных, при этом индикаторы пульта машиниста (ПМ-САУТ-ЦМ/485) работают в моргающем режиме и горит красный светодиод "ВЫКЛ".
-включен - тумблер включения САУТ находится в положении "ВКЛ", а переключатель "АЛС-САУТ" на ПУ-САУТ-ЦМ\485 - в положении "САУТ" горят индикаторы на ПМ-САУТ-ЦМ/485 и зеленый светодиод "ВКЛ".
6.2.Речевые сообщения делятся на два вида:
-сообщения, требующие подтверждения бдительности нажатием кнопки "РБ" и начинающиеся со слова "Внимание";
-сообщения, не требующие подтверждения бдительности ("Впереди мост" и т.п.).
6.3.На электровозе САУТ-ЦМ/485 отрабатывает ступенчатое торможение через ЭПТ.
6.4.При отсутствии или неисправности путевых устройств и смене кода АЛСН на более запрещающее, САУТ-ЦМ/485 отрабатывает снижающую программу скорости с записью на индикаторе расстояния минимального блок-участка (750м). В случае смены огней локомотивного светофора с зеленого на желтый и с белого на красно-желтый на индикаторе расстояние автозаписи не фиксируется.
6.5.Кнопка "ПОДТЯГ" на ПУ-САУТ-ЦМ/485 срабатывает не далее, чем за 500 м до точки прицельной остановки, при этом после счета расстояния блок-участка САУТ-ЦМ/485 автоматически записывает по прибор "S" расстояние 300м, которое позволяет двигаться со скоростью не более 30 км/ч на запрещающий сигнал светофора. После счета 300-метрового отрезка САУТ-ЦМ/485 осуществляет остановку служебным торможением. Каждое последующее нажатие кнопки "ПОДТЯГ" в пределах 300-метрового отрезка приводит снова к заданию расстояния 300 м. Если запрещающий сигнал расположен до конца счета 300-метрового отрезка, то машинист должен сам остановить поезд.
6.6.Кнопка "К20" служит только для проезда запрещающего сигнала светофора со скоростью не более 20 км/ч при этом. После проезда запрещающего сигнала и появления разрешающего показания программная скорость автоматически возрастает до 42 км/ч. В случае необходимости двигаться с максимальной скоростью нужно снова нажать "К20".
6.7.Кнопка "ОТПР" служит - для безостановочного проследования разрешающего сигнала путевого светофора при движении по некодированному пути и "белом" показании локомотивного светофора. Срабатывает не далее, чем за 500 м до точки прицельной остановки.
6.8.Кнопка "ОС" служит для отмены действий временных или постоянных ограничений скоростей, передаваемых из базы данных блока электроники.
В случаях появления сбоев САУТ-ЦМ/485 необходимо пользоваться тумблером "АЛС-САУТ" на ПУ-САУТ-ЦМ/485 без выключения общего питания САУТ.
В случаях выключения САУТ машинист обязан повторно включить САУТ на следующем блок-участке, если профиль пути позволяет разогнать поезд после вынужденного торможения или через несколько блок-участков на благоприятном профиле.
Во всех случаях повторного включения САУТ необходимо выполнить следующие требования:
- при зеленом показании локомотивного светофора разрешается включить САУТ при любой скорости движения в пределах допустимой при движении на светофор с зеленым показанием;
- при желтом показании локомотивного светофора разрешается включить САУТ при скорости менее 60 км/ч;
- при белим показании локомотивного светофора на скорости движения менее 50 км/ч,с последующим нажатием, через 2....3 с, после включения САУТ, кнопки «Отправление» на ПУ;
- красно-желтом или красном показаниях локомотивного светофора разрешается включать САУТ после остановки поезда.
ПРИМЕЧАНИЕ: Нажатие на любую кнопку ПУ или дублированную кнопку на БИЛ КЛУБ-У должно быть кратковременным, до упора, но не менее 0,5 с.