Конспекты: виды и методы их написания

Выделяют 6 основных видов конспектов:

1. План — конспект. В его основе лежит план, который дается преподавателем в начале лекции, или который вы составляете сами. Каждому пункту соответствует фрагмент текста или лекции. Это может быть одна-две фразы или более полное содержание. Основное правило — информацию необходимо излагать последовательно.

2. Схематический план. Он представляет собой составление списка вопросов, ответы на которые появляются в процессе лекции или прочтения материала.

3. Текстуальный конспект. Состоит из отдельных фраз автора, цитат, несущих основной смысл. Фразы связаны между собой логическими переходами. По сути это дословные высказывания автора.

4. Тематический конспект. Это записи, относящиеся к одной теме. Дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему. Используются разные источников, но лишь те фрагменты, которые отвечают заданной теме.

5. Графический. Этот вид активно используется студентами технических специальностей. Такой конспект состоит из схем, графиков и таблиц с краткими пояснениями.

6. Свободный. Индивидуальное изложение, видение мыслей автора через собственное восприятие читателя. По структуре может не соответствовать оригиналу. Такой конспект может включать вышеописанные виды.

Методы конспектирования:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт или mind mapping - техника записи, при которой основной текст конспекта размещается в середине листа. Проще говоря, вы пишете основную мысль или понятие в середине страницы, заключаете его в кружок и начинаете с помощью стрелок записывать ключевые идеи и слова, связанные с основным понятием.

Если вы любитель мозговых штурмов и готовы научиться виртуозно менять цвета ручек (а они вам пригодятся, чтобы делать стрелки более заметными), то этот метод для вас.

Метод Корнелла

Суть его заключается в том, чтобы вести записи на определенным образом размеченной бумаге.

Работа делится на 3 этапа:

· справа ты записываешь важные моменты лекции;

· слева делаешь краткие пометки и замечания;

· внизу страницы (или в конце лекции) подводишь итоги и проводишь анализ - делаешь собственные выводы по теме.

Метод Билла Гейтса

Лист делится на 4 блока и записывает в каждый связанные между собой данные.

Например, одна часть всегда занята вопросами, которые возникают по ходу лекции. Вторая - основными мыслями, третья - краткими пометками и замечаниями, и, наконец, четвертая - примерами.

Метод таблиц

Конспект лекций оформляется в таблицу. Кроме того, необходимо продумать названия заголовков. В сами ячейки следует записать основные термины и идеи.

Метод предложений

Суть заключается в том, что ты пытаешься записать все, что говорит преподаватель. Но! Каждое предложение записывается с новой строчки и нумеруется по порядку. Нумерация помогает не запутаться во время чтения конспекта и отсылает от одного предложения к другому с помощью маленькой пометки (например, «см. №69»).

Совет

Не оставляй место в конспекте на то, чтобы что-то дописать потом. Не допишешь. И не продолжай писать через 2-3 страницы. Воспользуйся стикерами. Когда ты неожиданно возвращаешься к теме, воспользуйся стикером - это искусственно увеличивает объем листа и помогает сохранять структуру.

Сильные заявления. Проверять ты их, конечно же, не будешь:

Ø Сразу после пары...

...потрать 3-5 минут, чтобы вспомнить все, что ты только что услышал(а). Повтори главные тезисы, а затем перечитай конспект и посмотри, что не запомнилось. В теории, этот процесс закрепления должен экономить время для подготовки в будущем.

Ø Придя домой...

...разбери все вопросы, которые ты поставил(а) по ходу лекций, и дополни свой конспект. Разложи конспекты по предметам, если носишь с собой только чистые листы.

Когда будешь готовиться к семинарам и экзаменам, просто соблюдай два важных момента:

1. Никогда не учи в плохом настроении! Информация лучше запоминается, когда человек бодр и весел. Психологи доказали, что на развитие наших познавательных навыков и способностей влияют положительные эмоции. Иначе ты просто потратишь время. А как поднять себе настроение знаешь только ты (только не увлекайся, иначе не хватит времени на подготовку);

2. Задай себе вопрос: «Пригодятся ли мне эти знания? И как они связаны с другими темами, предметами?»

И еще несколько советов, которые помогут тебе лучше осваивать новую информацию…

Внимание является важной составляющей мышления и восприятия информации. Без него становится невозможным полное и качественное принятие информации.

Сам ты, наверное, не раз замечал, что сидя на уроке, иногда отвлекался на другие вещи: смотрел в окно, разглядывал рисунки на стенах и т.д. Вот это как раз и связано с таким психическим процессов, как внимание. Ниже несколько упражнений, помогающих контролировать внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: