Литература к семинару № 6

- основная:

1. История для бакалавров: учебник для студентов вузов / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 573 с. (ГРИФ).

2. Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб.: Питер, 2013. – 810 с. – ISBN 978-5-496-00153-3; То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1

3. Семин В.П. История России: учебник. – М.: КноРус, 2013. – 438 с. – ISBN: 978-5-406-02755-4; То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253116.

-дополнительная:

Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5-е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл. 5, § 2,3; Гл. 7, § 1.

Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10-е изд., 2009. – Тема 5.

Чзп – Белянин Д.Н. Переселение крестьян в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы//Российская история. 2011. № 1. – С. 86-95.

Чзп – Горсул В.Я. Общественные настроения России во время Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов//Российская история. 2012. № 6. – 117 с.

Чзп– Демин В.А. Государственный совет Российской империи в начале ХХ века: механизм формирования и функционирования// Отечественная история. 2006. № 6. – С. 74–85.

Чзп – Захаров В.Ю. Конституциализм как вариант модернизации российского абсолютизма в конце XVIII – первой четверти XIX в.//Российская история. 2011. № 6. – 1с.

Чзп – Канищева Н.И. Столыпинские реформы в области образования, культуры и науки//Российская история. 2012. №2.– С. 139-146.

Чзп – Медушевский А.Н. Великая реформа и модернизация России// Российская история. 2011. № 1. – С. 3-27.

Чзп– Новикова Л.И. П.А. Столыпин как государственный деятель //Политические исследования. 2001. №4. – С. 60–70.

Чзп – Поляков Ю.А. 1812 год: война справедливая, победная//Новая и новейшая история. 2012. № 5. – С. 93-98.

Чзп – Попов А.И. «Скифская война» 1812 г.//Российская история. 2012. № 6.– 45 с.

Чзп – Секиринский С.С. Наполеон в России: судьба легенды//Российская история. 2012. № 6.– 180 с.

Чзп – Туманова А.С. «Отечество наше должно превратиться в государство правовое»: кабинет П.А. Столыпина и разработка закона о свободе союзов//Российская история. 2012. №2. – С. 126а-138.

Чзп – Шелохаев В.В. Столыпинский тип модернизации России//Российская история. 2012. №2. – С. 18а-36.

– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. – ISBN: 978-5-238-01639-9. То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К СЕМИНАРУ №6

Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия – раскрыть диалектику реформ и контрреформ в России в XIX- начале XX вв.

 

 

1. Раскрывая первый вопрос, следует подчеркнуть, что модернизация
в традиционалистском обществе осуществляется с большим трудом. При
этом чем глубже и последовательнее реформы, тем больше вероятность
контрреформ. Последовательная смена реформ и контрреформ (или, как
минимум, реформ и периодов стагнации) – характерная черта российской
истории XVIII– начала XX вв. Так, например, за реформами Петра I следует консервативная политика его преемников, за реформами «просвещенного абсолютизма» Екатерины II – полицейский режим Павла I, за конституционными проектами Негласного комитета Александра I – николаевская реакция. Итогом политики правительства Николая Iстановится глубокий кризис крепостнического хозяйства, что делает буржуазные реформы в России необходимыми и неизбежными.

 

2. Изучая материал по второму вопросу, целесообразно систематизировать его, составив таблицу.






Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX века

Название и время проведения реформы Содержание реформы Время проведения и содержание контрреформ правительства Александра III

 

Следует обратить внимание на неадекватное развитие экономики пореформенной России (ускорение темпов развития капитализма) и политической системы (сохранение архаичной самодержавной монархии) как источник противоречий и социальных конфликтов.

 

3.Третий вопрос предполагает анализ последней в условиях царской России попытки модернизировать страну путем создания парламента – законодательной Государственной Думы – и ликвидации пережитков феодализма в деревне в ходе аграрной реформы П.А. Столыпина.

Логическое задание

В одном из учебников по истории Отечества при характеристике экономического развития России во второй половинеXIXв. написано:

«Ежегодно в середине 70-х в России производилось машин на 2,3 млн. руб. и ввозилось на 1,6 млн., а в середине 90-х производство оценивалось в 9,5 млн. руб. и ввоз в 5,2 млн.руб., т.е. общее потребление машин возросло с 4 млн. руб. до 14,6 млн. руб., или в 3,5 раза».

Можно ли согласиться с таким утверждением? Дайте аргументированный ответ в письменном виде.

СЕМИНАРЫ 7–8. Исторический эксперимент социалистического

Строительства в СССР и его итоги

1. Поиск путей создания нового общества в послереволюционной России
(1917-1929 гг.). «Военный коммунизм». НЭП.

2. Тоталитарное государство и общество в 30-х – нач. 50-х годов XX в.

3. Либерализация общественно–политической системы и экономические
эксперименты 50-х – сер. 60-х годов XX в.

4. Нарастание застойных явлений в экономической и социальной сферах.
Политический и духовно-нравственный кризисы в советском обществе в
начале 80-х годов XX в.

 





Термины

Социализм, коммунизм, «военный коммунизм», новая экономическая политика, тоталитаризм, коллективизация, индустриализация, культурная революция, диссидент, волюнтаризм.

Темы докладов

Альтернативы политического развития России в 1917 году.

Великая Отечественная война: причины, этапы, итоги, значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: