- основная:
1. История для бакалавров: учебник для студентов вузов / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 573 с. (ГРИФ).
2. Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб.: Питер, 2013. – 810 с. – ISBN 978-5-496-00153-3; То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1
3. Семин В.П. История России: учебник. – М.: КноРус, 2013. – 438 с. - ISBN: 978-5-406-02755-4; То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253116.
- дополнительная
Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5-е изд., перераб. И доп. 2009. – Гл.14, §2,3,4.
Чз, Аб – Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10-е изд., 2009. – Тема 11.
Чз – Геллер М., Некрич А. История России. 1917–1995. В 4-х т. – М.: «Мик», «Агар», 1996. – Т. 3, 4.
Чз – Конституция РФ. (Любое издание).
Чзп– Медушевский А.Н. Перестройка и причины крушения СССР с позиций аналитической истории//Российская история. 2011. №6 – С. 3-30.
Чзп – Согрин В.В. 1985–1995: реалии и утопии новой России //Отечественная история. 1995. №2. – С. 3–16.
Чзп – Согрин В.В. Уроки российской истории и современные реформы //Вопросы философии. 2002. №11. – С. 3–23.
Чзп – Согрин В.В. Второе пришествие либерализма в Россию (опыт историко-политологического анализа) // Отечественнаяистория. 1997. №1. – С. 105–117.
– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. - ISBN: 978-5-238-01639-9. То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К СЕМИНАРУ №9
Методические указания по подготовке к семинару
Цель занятия – проанализировать основные этапы преобразований в СССР, а затем – в России, начиная с 1985 г.; рассмотреть итоги этих преобразований.
1. Раскрывая первый вопрос, следует обратить внимание:
- на факторы, за счет которых новое политическое руководство страны намеревалось ускорить развитие социализма (ускоренное развитие машиностроения, школьная реформа и др.);
- на содержание политической реформы, получившей отражение в Законе об изменениях и дополнениях к Конституции СССР;
- на различные проявления политического радикализма, предшествовавшие попытке государственного переворота в августе 1991 г.
2. Второй вопрос предполагает характеристику либеральных экономических реформ, начавшихся в 1992 г., их последствий. Следует показать обострение политической обстановки в России, вылившееся в вооруженное противостояние Верховного Совета и Президента в октябре 1993 г., и последовавшую за этим «десоветизацию» страны.
3.При подготовке ответа на третий вопрос, следует познакомиться, помимо обязательной литературы, с работами В.В. Согрина (см. список дополнительной литературы), который убедительно показывает, что вместо обещанной радикалами «вестернизации» России произошла ее «латиноамериканизация».
Подготовка к итоговому тестированию
Подготовка к тестированию осуществляется по сборнику тестовых заданий по истории, подготовленному на кафедре гуманитарных наук.
Итоговое тестирование проводится в специализированном компьютерном классе по завершении учебных занятий по дисциплине. Результаты тестирования учитываются при выставлении студенту итоговой оценки по дисциплине.
Приложение 1
Общие правила работы по методу малых групп
1.Преподаватель распределяет студентов учебной группы на 3-4 малых группы (в зависимости от численности учебной группы); в каждой малой группе студенты выбирают лидера (руководителя).
2.Задачи лидера малой группы (далее – МГ):
а) организовать и проверить заранее подготовку участников МГ к семинару (прежде всего – наличие конспектов ответов и словарей обязательных терминов);
б) организовать работу группы на семинаре (грамотно распределить силы в МГ и обеспечить реальной работой каждого).
3.Общая схема работы на семинаре:
- ответ по вопросу силами одной из групп,
- рецензия ответа силами другой группы (плюсы и минусы ответа, дополнения),
- дополнительные вопросы от групп-слушателей (в случае, если отвечавшая группа не может ответить на дополнительный вопрос, ответ даёт группа, задавшая вопрос; то есть вопросы «соперникам» и ответы на них каждая МГ должна готовить заранее и «с запасом»).
4.Поощрительные баллы (% к общей сумме баллов, набранных за занятие) можно заработать:
- используя материал по историографии проблемы (10%),
- используя средства наглядности (10%),
- используя обязательные термины и их определения(10%),
-привлекая интересный материал (в том числе краеведческий) из дополнительной литературы и других источников информации (10%).
5. Штрафные баллы начисляются:
- за каждого молчавшего в течение семинара студента (10%),
- за каждого отсутствовавшего без уважительной причины (20%),
- за нарушение правил работы (использование распечаток и учебников при ответе) (10%).
Преподаватель ведет учет разных видов работ студентов «малых групп» и оценивает их.
При проведении семинаров традиционным методом или методом «малых групп» используется общая оценочная шкала (см. Приложение 2).
При подведении итогов семинара определяется МГ – победительница и личный вклад каждого участника.
При выставлении индивидуальных оценок в контрольную неделю учитываются баллы, набранные каждым участником МГ.
Приложение 2