Методический кейс социального педагога
Содержание
1. Нормативно-правовые документы.
2. Основные аспекты организации работы социального педагога.
3. Материалы основной деятельности социального педагога.
4. Методические рекомендации к Инструкции № 905 об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении.
а) по индивидуальной программе коррекционно-воспитательной работы с обучающимся (воспитанником)» (форма 3-у).
б) «Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения обучающегося (воспитанника)» (форма 4-у).
5. Примерный план работы на учебный год, отражающий работу с обучающимися по направлениям деятельности.
6. Примерный план работы с родителями.
7. Методические материалы: локальные акты, анкеты, памятки.
8. Приложения: профилактические мероприятия.
Нормативно-правовые документы.
· Конституция Донецкой Народной Республики
· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015 года с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС).
· Закон Донецкой Народной Республики «О безопасности» № 04-IНС (постановление Народным Советом Донецкой Народной Республики № 17 от 12.12.2014 г.).
· Закон Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят Постановлением Народного Совета 30 апреля 2015 года; с изменениями, внесенными Законом от 14.04.2017 № 175-IHC).
· Закон Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (постановление № 79-IHC от 02.10.2015г.).
· Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности» (принят Постановлением Народного Совета 29 мая 2015 года);
· Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии терроризму» (принят Постановлением Народного Совета 15 мая 2015 года).
· Закон Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации» от 02.10.2015 г. №79-ІНС.
· Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16 августа 2017 г. № 832.
· Концепция патриотического воспитания детей и обучающейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015г.
· Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 №815.
· Приказы, инструкции, распоряжения
· Приказ №69/2 / 531 от 17.09.2015 г. «Об утверждении льготных категорий и перечня документов» и Перечень документов, подтверждающих льготную категорию детей, имеющих право на бесплатное питание в дошкольных и школьных учреждениях Донецкой Народной Республики.
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 08 декабря 2017 г. № 1339 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции развития непрерывного воспитания детей и обучающейся молодёжи Донецкой Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.12.2015 № 905 «Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении».
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.04.2016 № 338 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 апреля 2016 г. № 378 «Об утверждении Порядка организации профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей, лагерей с круглосуточным пребыванием детей, лагерей труда и отдыха и площадок досуга детей».
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13 января 2017 года № 11 «Об утверждении Плана мероприятий Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики по профилактике правонарушений среди обучающихся».
· Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2018 г. № 45 «Об утверждении Комплекса мер по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и населения на период до 2025 года».
· Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 15 июня 2017 г. № 7-14 «Об утверждении Порядка учёта детей в возрасте от 6 до 18 лет, проживающих на территории муниципального образования, за которым закреплена муниципальная общеобразовательная организация».
· Инструкция об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.12.2015 г. № 905.
· Методические рекомендации для классных руководителей по проведению внеклассных мероприятий, классных часов и родительских собраний по правовому воспитанию, формированию негативного отношения к противоправным действиям (Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования, 2016 год).
· Методические рекомендации «Социально-педагогические аспекты реализации Концепции патриотического воспитания детей и обучающейся молодёжи в системе учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях через поддержку и развитие детского общественного движения».
· Уголовный кодекс Донецкой Народной республики.
· Инструктивное письмо «О деловом стиле учащихся» №1823 от 15.07.2015.
· Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения.
Основные аспекты организации работы социального педагога.
Цели и задачи деятельности социального педагога, основные формы и методы его работы должны исходить из той проблемы, целей и задач работы общеобразовательной деятельности которые должны быть реализованы в текущем учебном году.
Деятельность социального педагога заключается в оказании помощи обучающемуся в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, интеграции в общество, иными словами – помощи в социализации обучающегося.
Исходя из задачи, мы можем обозначить главную цель деятельности социального педагога. Это создание условий для психологического комфорта и безопасности обучающегося, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, общеобразовательной организации, ближайшем окружении.
Социальная работа направлена на оказание поддержки, помощи, защиты всем участникам образовательного процесса. Все функции социальный педагог реализует через основные виды деятельности.
1.Организационно-методическая работа – деятельность, которая включает в себя ведение документации, написание отчетов, составление рабочих планов, подготовку к проведению мероприятий:
-организация межведомственного сотрудничества (СДН, ОДСД);
-организация сотрудничества с родителями (законными представителями);
-работа с документами: составление плана работы на год, составление плана работы на месяц, ежедневное ведение документации (журнал учета рабочего времени), обновление списков детей льготных категорий, обследование жилищно-бытовых условий и составление актов, составление отчетной документации, обработка и оформление результатов диагностики, подготовка к проведению мероприятий.
2.Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения:
-индивидуальное консультирование (по запросу для всех участников образовательного процесса);
-групповое консультирование (согласно годовому плану, по итогам диагностики, по запросу).
3.Диагностическая деятельность – изучение личности обучающихся на протяжении всего периода обучения.
4.Просветительская и профилактическая деятельность – предупреждение негативных тенденций в развитии и поведении обучающихся (социальная адаптация обучающихся, профилактика насилия и жестокого поведения, профилактика конфликтов, гражданско-патриотическое воспитание, правовое воспитание, формирование здорового образа жизни, профориентация обучающихся, трудовое воспитание (организация занятости обучающихся в летний период), духовно-нравственное (семейное воспитание и работа с семьёй) работа Совета профилактики).
5.Защитные функции и связи с общественностью (социальное инспектирование, социально-правовая защита детей льготных категорий).
6.Педагогическая деятельность – проведение занятий, направленных на обучение, развитие и воспитание обучающегося.
7.Самообразование – повышение уровня профессиональной компетентности (изучение методической литературы, участие в семинарах, практикумах, тренингах, тематических консультациях).