При рассмотрении первого вопроса целесообразно охарактеризовать причины конфликта между королем и парламентом; осветить результаты борьбы «Долгого парламента» против абсолютизма до выработки «Великой ремонстрации». Основное внимание следует уделить анализу содержания «Великой ремонстрации» в политической, социально-экономической, церковно-религиозной и других областях.
Второй вопрос требует выделения причин размежевания в революционном лагере, складывания группировок пресвитериан и индепендентов. Нужно осветить их социальный состав и основные программные требования, в т.ч. и в религиозной сфере. Отсюда и из краткой характеристики положения в стране в середине 40-х голов XVII века должно быть объяснено появление движения левеллеров.
Нужно показать процесс формирования движения левеллеров в гражданском обществе: охарактеризовать лидеров, прежде всего Лильберна, осветить развитие их идей. Здесь же следует осветить распространение идей левеллеров в армии и развитие движения в их поддержку. Закончить этот вопрос следует сравнительным анализом двух конституционных проектов «Глав предложений» и «Народного соглашения».
|
|
Документы позволяют достаточно полно рассмотреть атмосферу и содержание дискуссий индепендентов и левеллеров на конференции в Петни. Главное внимание нужно обратить на два вопроса: об избирательном праве и об основах и форме верховной власти. При этом интересно проследить расхождения по этим вопросам среди представителей левеллеров.
Левеллерское движение после конференции в Петни развивалось как в армии, так и в гражданском обществе. Его освещение нужно довести до потери этим движением массового характера. Особое внимание следует уделить дальнейшему развитию идеологии левеллеров, в т ч. в памфлетах Дж. Лильберна в период республики.
Документы и монографическая литература позволяют рассмотреть истоки движения диггеров, складывание их программы. В наиболее полном виде взгляды диггеров нашли отражение в социальной утопии Дж. Уинстенли. Следует ее проанализировать.
Движение диггеров - одна из первых попыток претворить в жизнь идеи утопического социализма. Поэтому интерес представляет изучение их содержания, позиции различных слоев английского общества по отношению к этому движению. Это позволит глубже понять причины поражения идей «истинных левеллеров».
Источники и литература
1. Лавровский В.М. Сборник документов по истории Английской буржуазной революции XVII века. М, 1973.
2. Лильберн Д. Памфлеты. М., 1937.
3. Уинстенли Д. Избранные памфлеты. М.-Л., 1950.
4. Новая история. Пособие для студентов педагогических вузов / Сост.: М.Б. Рабинович и др. М., 1959. С. 24 - 56.
|
|
5. Практикум по новой истории (1640 - 1870). Вып. 1 /Сост.: ЮФ Иванов, Ю.П. Муравьев. М., 1981. С. 13-52.
6.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII - XVIII вв. /Под ред. В. В. Сироткина. М., 1990 С 29 - 48, 55 – 76.
7. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870)/Сост.: Е.Е. Юровская М., 1990. С. 8 -33.
8. Утопический социализм. Хрестоматия. М, 1982. С. 103 - 125.
9. Адо А.В. Идейный конфликт индепендентов и левеллеров вгоды английской буржуазной революции // ННИ. 1984. №3.
10.Английская буржуазная революция XVII века / Под ред. Е.А. Косминского и Я.А. Левицкого В 2 т. М., 1954. Т 1 - 2.
11.Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М.,1991.
12.Барг М А. Народные низы в Английской буржуазной революции XVII века. М., 1967.
13.Бацер М.И. Левеллеры против Кромвеля // ННИ. 2002. №3.
14.История Европы. Т.4. Европа нового времени (XVII – XVIII века). М., 1994. С.11-42.
15.Ховард Б. Оливер Кромвель. Ростов-на-Дону, 1997.
16.Лавровский В.М., Барг М. А. Английская буржуазная революция XVII века. М, 1958.
17.Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей М., 1975.
18.Левин Г.Р. Демократическое движение в Английской буржуазной революции. Л., 1973.
19.Павлова Т. А. Кромвель. М., 1983.
20.Павлова Т. А. Народная утопия в Англии ХVП века, 1997.
21.Павлова Т.А. Уинстенли. М., 1988.
22.Павлова Т.А. Джон Лильберн // ННИ. 1970.№ 1.
23.Хорошев А.В. Карл I Стюарт и парламент// ННИ. 2005.№ 1.
Тема III. Конституционные акты американской революции
Цель занятия: Цель занятия: изучить особенности американского Просвещения, рассмотреть содержание конституционного творчества революционных лет, выявить степень влияния европейского Просвещения и специфические американские подходы к конституционным документам, проанализировать содержание конституции 1787г. и поправок к ней.
План
1. Идейные истоки Войны за независимость.
2. Декларация независимости: содержание и значение.
3. «Статьи конфедерации» - первая американская конституция.
4. Содержание Конституции 1787 года.
5. Борьба вокруг ратификации конституции и «Билль о правах».
6. Поправки к американской конституции в XIX – XX веках.