Тема I. Процессы модернизации и евроатлантический мир в Новое время
Цель занятия: на основе монографической литературы, учебных пособий, документов проанализировать экономическое и политическое положение евроатлантического мира в период становления модернизационных процессов, раскрыть содержание понятия «модернизация» и ее составных частей.
План
1. Экономическое развитие Европы в период становления модернизационных
процессов.
2. Политическая карта Европы со второй половины XVI по XVIII век.
3. Модернизация: суть, составные части.
А) Модернизационные процессы в экономической сфере евроатлантического
общества.
Б) Модернизационные процессы в социальной сфере.
В) Модернизационные процессы в политической сфере.
Г) Модернизационные процессы в культурной сфере.
4. Раннебуржуазные революции и процессы модернизации.
Методические рекомендации
В первую очередь необходимо уяснить хронологические рамки изучаемого периода и его основное содержание. Обратить внимание на дискуссию в Отечественной историографии по проблеме периодизации Нового времени. При изучении первого вопроса необходимо дать развернутую характеристику экономического развития Европы в эпоху Нового времени.
|
|
Во втором вопросе следует дать характеристику международного положения в Европе в указанное время. Проанализировать внешнюю политику ведущих и второстепенных европейских держав. Определить роль европейских стран в мировой политике. Следует подчеркнуть влияние экономического развития государств на их внешнюю политику.
Третий вопрос семинарского занятия предполагает поэтапное исследование возникновения и развития модернизационных процессов в различных сферах деятельности человеческого общества. Студент должен доказать, что модернизация евроатлантической цивилизации является комплексным, сложным, неоднозначным длительным эволюционным динамическим процессом, составляющим суть эпохи Нового времени. Необходимо показать, что в экономической области главным содержанием модернизации являлись аграрный и промышленный перевороты. В социальной – появление новых классов и стратов, постепенная ликвидация сословной структуры феодального общества, разрушение традицонно-корпоративных связей и крестьянской общины. В политической области модернизация коренным образом изменила государственную систему многих европейских государств, привела к образованию политических партий, формированию новых идеологий и политических учений. В культурной сфере модернизация произвела секуляризацию жизни европейского общества, что обусловило возникновение и развитие многообразия различных культурных течений и направлений в духовном и материальном быте Европы (в первую очередь Просвещения).
|
|
Четвертый вопрос требует изучения общих и особенных черт в раннебуржуазных революциях (английской, североамериканской, французской). Необходимо доказать, что эти революции явились важным катализатором процессов модернизации.
Источники и литература
1. Барг М.А. Сравнительно-историческое изучение буржуазных революций XVI - XVIII вв.//Вопросы истории (Далее ВИ).1975.№9.
2. Барг М.А., Черняк Е.Б. Революции европейского масштаба в процессе перехода от феодализма к капитализму (XVI – XIX вв.)// Новая и новейшая история (Далее ННИ). 1988.№3.
3. Бовыкин Д.Ю. Революционный террор во Франции XVIII века: новейшие интерпретации // ВИ. 2002.№6.
4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. М., 1986-1992. Т.1. С.53-55, 63-83, 104-107, 118-225;Т.2. С. 510-520, 550-557; Т.3. С.39-65, 359-395, 552-560, 573-638.
5. Виппер Р.Ю. История нового времени. М., 1999.
6. Гладышев А.В. Французская революция: взгляд из 21 века// ВИ. 2007. №10.
7. Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. М. 1965.
8. Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории XIV-XIX вв. Западные концепции общественного развития и мирового рынка. М., 1991
9. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М. 1997.
10.Ионов И.Н. Теория цивилизаций: этапы становления и развития // ННИ.1994. №4-5.
11.«Круглый стол» проблемы периодизации новой и новейшей истории// ННИ.1995. №1.
12. История Европы. Т.4. Европа нового времени (XVII – XVIII века). М., 1994. С.5-7, 83-111, 138-217, 243-272, 349-400, 421-456.
13.Революция и реформа: их влияние на историю общества. ННИ. 1991.№2.
14.Сергеев В.В., Чумаков Н.Д. Еще один взгляд на проблему периодизации новой и новейшей истории// ННИ. 1997. №2.
15.Фурсенко А.А. Американская и французская революции XVIII века//ВИ. 1972. № 11.
Тема II. Демократическое движение в английской буржуазной революции [1]
Цель занятия: на основе анализа документов рассмотреть идейные истоки демократического движения, проанализировать процесс его формирования, на примере движения левеллеров и диггеров осветить этапы развития демократических сил и их роль в ходе революции.
План
1. «Великая ремонстрация» как программа буржуазно-дворянской оппозиции в начальный период революции.
2. Расстановка классовых сил в парламентском лагере в середине 40-х годов XVII века.
3. Формирование движения левеллеров и их программы.
4. Дискуссия на конференции в Пётни (октябрь-ноябрь 1647 года).
5. Развитие программы левеллеров и их борьба за углубление революции (1648-1653 годы).
6. Складывание программы «истинных левеллеров». Социальная утопия Дж. Уинстенли.
7. Движение диггеров и его поражение.
Доклады: Карл I и Карл II, Оливер Кромвель.