Темы практических занятий по Новой и новейшей истории

Тема I. Процессы модернизации и евроатлантический мир в Новое время

Цель занятия: на основе монографической литературы, учебных пособий, документов проанализировать экономическое и политическое положение евроатлантического мира в период становления модернизационных процессов, раскрыть содержание понятия «модернизация» и ее составных частей.

 

План

 

1. Экономическое развитие Европы в период становления модернизационных     

процессов.

2. Политическая карта Европы  со второй половины XVI по XVIII век.

3. Модернизация: суть, составные части.

 А) Модернизационные процессы в экономической сфере евроатлантического    

     общества.

Б) Модернизационные процессы в социальной сфере.

В) Модернизационные процессы в политической сфере.

Г) Модернизационные процессы в культурной сфере.

4.  Раннебуржуазные революции и процессы модернизации.

   

 

Методические рекомендации

 

В первую очередь необходимо уяснить хронологические рамки изучаемого периода и его основное содержание. Обратить внимание на дискуссию в Отечественной историографии по проблеме периодизации Нового времени. При изучении первого вопроса необходимо дать развернутую характеристику экономического развития Европы в эпоху Нового времени.

Во втором вопросе следует дать характеристику международного положения в Европе в указанное время. Проанализировать внешнюю политику ведущих и второстепенных европейских держав. Определить роль европейских стран в мировой политике. Следует подчеркнуть влияние экономического развития государств на их внешнюю политику.

Третий вопрос семинарского занятия предполагает поэтапное исследование возникновения и развития модернизационных процессов в различных сферах деятельности человеческого общества. Студент должен доказать, что модернизация евроатлантической цивилизации является комплексным, сложным, неоднозначным длительным эволюционным динамическим процессом, составляющим суть эпохи Нового времени. Необходимо показать, что в экономической области главным содержанием модернизации являлись аграрный и промышленный перевороты. В социальной – появление новых классов и стратов, постепенная ликвидация сословной структуры феодального общества, разрушение традицонно-корпоративных связей и крестьянской общины. В политической области модернизация коренным образом изменила государственную систему многих европейских государств, привела к образованию политических партий, формированию новых идеологий и политических учений. В культурной сфере модернизация произвела секуляризацию жизни европейского общества, что обусловило возникновение и развитие многообразия различных культурных течений и направлений в духовном и материальном быте Европы (в первую очередь Просвещения).

Четвертый вопрос требует изучения общих и особенных черт в раннебуржуазных революциях (английской, североамериканской, французской). Необходимо доказать, что эти революции явились важным катализатором процессов модернизации.

 

Источники и литература

 

1. Барг М.А. Сравнительно-историческое изучение буржуазных революций XVI - XVIII вв.//Вопросы истории (Далее ВИ).1975.№9.

2. Барг М.А., Черняк Е.Б. Революции европейского масштаба в процессе перехода от феодализма к капитализму (XVI – XIX вв.)// Новая и новейшая история (Далее ННИ). 1988.№3.

3. Бовыкин Д.Ю. Революционный террор во Франции XVIII века: новейшие интерпретации // ВИ. 2002.№6.

4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. М., 1986-1992. Т.1. С.53-55, 63-83, 104-107, 118-225;Т.2. С. 510-520, 550-557; Т.3. С.39-65, 359-395, 552-560, 573-638.

5. Виппер Р.Ю. История нового времени. М., 1999.

6. Гладышев А.В. Французская революция: взгляд из 21 века// ВИ. 2007. №10.

7. Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. М. 1965.

8. Зарин В.А. Запад и Восток в мировой истории XIV-XIX вв. Западные концепции общественного развития и мирового рынка. М., 1991

9. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М. 1997.

10.Ионов И.Н. Теория цивилизаций: этапы становления и   развития // ННИ.1994. №4-5.

11.«Круглый стол» проблемы периодизации новой и новейшей истории//  ННИ.1995. №1.

12. История Европы. Т.4. Европа нового времени (XVII – XVIII века). М., 1994. С.5-7, 83-111, 138-217, 243-272, 349-400, 421-456.

13.Революция и реформа: их влияние на историю общества. ННИ. 1991.№2.

14.Сергеев В.В., Чумаков Н.Д. Еще один взгляд на проблему периодизации новой и новейшей истории// ННИ. 1997. №2.

15.Фурсенко А.А. Американская и французская революции XVIII века//ВИ.  1972. № 11.

 

Тема II. Демократическое движение в английской буржуазной революции [1]

Цель занятия: на основе анализа документов рассмотреть идейные истоки демократического движения, проанализировать процесс его формирования, на примере движения левеллеров и диггеров осветить этапы развития демократических сил и их роль в ходе революции.

 

План

 

1. «Великая ремонстрация» как программа буржуазно-дворянской оппозиции в начальный период революции.

2. Расстановка классовых сил в парламентском лагере в середине 40-х годов XVII века.

3. Формирование движения левеллеров и их программы.

4. Дискуссия на конференции в Пётни (октябрь-ноябрь 1647 года).

5. Развитие программы левеллеров и их борьба за углубление революции (1648-1653 годы).

6. Складывание программы «истинных левеллеров». Социальная утопия Дж. Уинстенли.

7. Движение диггеров и его поражение.

 

Доклады: Карл I и Карл II, Оливер Кромвель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: