Методические рекомендации

Большую роль в американской революции сыграли идеологические причины. В первом вопросе следует обратить внимание на влияние европейских идей Просвещения на американцев. Также необходимо определить особенности американского Просвещения. Важно выделить три направления в патриотическом движении американской революции (умеренного, радикального и революционного), представленных Б.Франклином, Т. Джефферсоном, Т. Пейном и  др.

Второй вопрос должен быть посвящен анализу Декларации независимости. Нужно показать ее революционно-компромиссный характер, определить ее всемирно-историческое значение.

Третий вопрос следует начать с рассмотрения причин принятия первой общеамериканской конституции «Статей конфедерации». Следует обратить внимание на конституционное творчество отдельных штатов после войны за независимость. При анализе «Статей конфедерации» нужно выделить статьи, носящие федеративный и конфедеративный характер. В заключении делается вывод о степени централизации республики и факторах, обусловивших такую централизацию.

В четвертом вопросе важно изучить комплекс причин принятия новой конституции, кратко рассмотреть основные проекты конституции, предложенные конституционному конвенту. Основное внимание уделяется анализу содержания статей Конституции 1787 г. (определение ветвей власти, их функции, вопросы об избирательном праве, действие системы сдержек и противовесов).

Обнародование проекта федеральной конституции вызвало широкие дебаты в американском обществе и породило национальные предпартии: федералистов и антифедералистов. Определите, чьим интересам отвечала политика обоих течений. Каковы были их основные требования и принципы? Важное значение в Конституции 1787 г. имеют первые десять поправок, поэтому следует детально проанализировать «Билль о правах», определить актуальность каждой из них в настоящее время.

Большое значение в жизнеспособности Конституции 1787 г. имеют принятые к ней поправки на протяжении всей истории США, было принято около 30 поправок. Необходимо рассмотреть важнейшие из них, повлиявшие на развитие американской государственной системы.

 

Источники и литература

 

1. Американские просветители. Избранные произведения. М.,1968-1969 Т.1 – 2.

2. Гамильтон А. и др. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Д. Джея. М., 1994.

3. Новая история. Пособие для педагогических вузов /Сост.: М.Б.
Рабинович и др. М., 1959. С. 76-86.

4. Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.

5. Практикум по новой истории (1640 - 1870). Вып. 1 /Сост.: Ю.Ф.
Иванов, Ю.П.Муравьев М., 1981. С. 73-88.

6. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и
Америки (1640- 1870)/Сост.: Е.Е.Юровская. М, 1990. С. 65 - 76.

7. Сборник документов по истории нового времени Буржуазные революции XVII - XVIII века / Под ред. В.Г. Сироткина. М., 1990. С. 145-174.

 8. Антонова Л.А. Как проходят выборы в США // США. Экономика,
политика, идеология. 1988. №7.

 9. Война за независимость и образование США. /Под ред. Г. Н.
Севостьянова. М, 1976.

10. Государственный строй США /Под ред. А.С. Никифорова. М., 1976.

Иванов Р.Ф. Франклин. М.,1972.

11.История США/ Под ред. Н.Н. Болховитинова. М., 1983. Т.1.
12.Каленский В.Г. Мэдисон. М., 1981.

13.Конституция США: история и современность / Под обшей ред. А.А.

Митина и Е.Ф. Язькова. М., 1988.

14.В.Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. М., 1985.

15.Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. М., 1984.

16.Становление американского государства/ Отв. ред. А. А. Фурсенко. СПб., 1992.

17.Согрин В.В. Идейные течения в Американской революции XVIII века. М., 1980.

18.Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. М., 1983.

19.Согрин В.В. Образование Североамериканского государства: новое

Прочтение// ННИ.2002.№1.

20.Согрин В.В. Политическая власть, демократия и олигархия в Северной  Америке колониального периода// Отечественная история. 2000.№1. 

21.Согрин В.В. Политическая история США. М.,2001.

22.Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический

справочник. М., 1988. Президентские выборы. С. 90-92.

23.Фурсенко А.А. Американская революция и образование США Л.,1978.

24.Ширяев Б.А. Политическая борьба в США, 1783 - 1801. Л., 1981.

25.Шпотов Б.М. Фермерское движение в США.1780 - 1790-е годы. М,1982.

 







Тема IV. Европейское Просвещение

Цель занятия: на основе первоисточников рассмотреть взгляды ведущих просветителей Англии, Франции и Германии, выделить основные направления в Просвещении, общечеловеческие и классовые идеи в их творчестве.

 

План

 

1. Феномен Просвещения и феодальная Европа.

2. Английское Просвещение: Т. Гоббс, Д.Локк, Д.Дефо, Д.Свифт, А.Смит и    другие.

3. Старшие просветители во Франции: Вольтер, Ш. Монтескье.

4. Младшие французские просветители: Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

5. Немецкое Просвещение:  Г.Э.Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, И.Кант. 

 

Доклад: Идеи просветителей и реалии Великой французской революции.

 

 

Методические рекомендации

 

В первом вопросе необходимо выяснить социально-экономические, политические и культурные предпосылки возникновения Просвещения, выделить его общие черты. Определить влияние Просвещения на капиталистическое развитие Европы.

Основные вопросы темы необходимо начинать с общей характеристики Просвещения Англии, Франции и Германии, выделяя их специфические черты и особенности. Затем рассмотрение каждого вопроса можно построить форме сообщений студентов. Эти сообщения должны включать биографию просветителя, его основные творческие идеи и работы, их влияние на современников и последующие поколения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: