С момента создания психологической Службы и опубликования первого «Положения о психологической Службе в системе народного образования» (1989), значительно изменились как социальное положение населения России, так и сама система образования...
Жизнь все настойчивей ставит... задачу создания условий для проявления... личной инициативы, осознанного поиска и выбора в ситуациях неопределенности, осознания собственной позиции относительно разнообразных социально значимых проблем и вопросов, освоения культуры коммуникации,... разрешения конфликтных ситуаций ненасильственными способами. Все это становится не менее ценным, чем усвоение... определенной суммы информации.
Организация деятельности Службы
1. Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается:
• в целом в сфере общего и профессионального образования — на соответствующее структурное подразделение Минобразования России;
• в сфере органов управления субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) — на первых заместителей начальников управлений;
|
|
• в сфере образовательного пространства районов, городов, районов в городах — на первых заместителей руководителей муниципальных органов управления образованием...
2. Деятельность Службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет соответствующего бюджета и целевых средств учредителей — государственных органов управления образованием, местных (муниципальных) органов управления образованием и частных лиц.
3. Структурные звенья Службы предусмотрены в каждом типе образовательных учреждений Российской Федерации...
4. В структуре деятельности Службы предусматривается двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям.
5. Административное управление осуществляется отделами Службы практической психологии федерального уровня, республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями учреждений образования. Деятельность этих структурных единиц направлена на определение стратегии развития и функционирования Службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы всех ее звеньев.
6. Профессиональное руководство осуществляется через сеть специальных психологических учреждений разного уровня: районных, областных, городских и региональных центров, научно-методических кабинетов, профессиональных ассоциаций и советов.
7. Центры службы практической психологии образования являются образовательными учреждениями системы образования Российской Федерации (согласно положению об образовательных учреждениях психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям
и подросткам) и находятся в ведении' соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает необходимую финансовую, правовую, материально-техническую и организационную деятельность Центра и оказывает необходимую помощь.
|
|
8. Деятельность Службы осуществляется специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими соответствующую квалификацию в области детской, возрастной и педагогической психологии, имеющими диплом государственного образца.
9. Подготовка специалистов Службы ведется в соответствии с образовательным стандартом по профессии и квалификационными требованиями для представителей различных специализаций и категорий.
10.Квалификационные стандарты и требования утверждаются Экспертным советом по подготовке кадров Министерства общего и профессионального образования России.
11.Назначение на должность педагога-психолога должно определяться... согласно действующим нормативам в системе общего и профессионального образования Российской Федерации...
Кодекс психолога в образовании
Наряду с этическими принципами и нормами, значимыми для всех, психолог должен:
• держать в тайне сообщаемую ему личную информацию;
• использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса;
• предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе;
• использовать свои инструменты для расширения свободы выбора человека, с которым он работает;
• всегда способствовать осознанию человеком того, что он сам является причиной своих достижений;
• использовать техники, соответствующие реальности данного человека.