1. Назовите основные этапы деятельности педагога-психолога, работающего в ДОУ.
2. Выделите основные уровни адекватности запроса родителей и педагогов, обращающихся к психологу за помощью по поводу проблем воспитания, развития и обучения ребенка.
3. Перечислите основные сферы психологического воздействия на окружающую ребенка среду.
4. Объясните, в чем заключается основная цель психологического воздействия на ребенка и его окружение.
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА1
Сначала обратимся к регламентирующим отчетную деятельность психолога документам.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНСТРУКТИВНОМУ ПИСЬМУ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 01.03.99 № 3 ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении,
образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологи-
психологической и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам2:
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения
(Форма № 1).
2.Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 2).
3.Журнал консультаций психолога (Форма № 3).
4.Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4).
5.Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы № 5,
5А, 5Б, 5В).
6.Программа работы педагога-психолога с группой (Формы № 6, 6А).
7.Коррекционная работа (Форма № 7).
8.Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8).
9.Требования к авторским программам (Форма № 9).
10.Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма № 10).
11.Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной
методической службы (Форма № 11).
По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
1Раздел составлен на основе рекомендаций участникам Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» от 6-7 июня 2002 г. (г. Москва).
2Формы составлены на основании практического опыта регионов и
апробированы региональным центром социально-психологических исследований и диагностики Самарской области.
Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма № 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.
Итак, согласно Приложению к Инструктивному письму МинобразованияVРФ от 1.03.1999 № 3, основными (обязательными) формами отчетности педагога-психолога являются:
• план работы;
• заключение по результатам проведения психолого-педагогического обследования (по требованию других лиц выдается только в неполном объеме);
• журнал консультаций;
• журнал учета групповых форм работы;
• карта психолого-педагогической и социальной помощи ребенку;
• программа работы педагога-психолога с группой;
• аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;
• аналитический отчет руководителю муниципальной методической службы.
Педагог-психолог специализированного дошкольного учреждения ведет следующую документацию:
• карту психологического обследования ребенка;
• журнал планирования и учета групповых занятий;
• журнал планирования и проведения индивидуальных занятий;
• планы работы с семьей ребенка;
• программы групповой работы;
• перспективный план работы на год и на квартал;
• отчет о результатах психологической работы за год.
Вся документация педагога-психолога хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.
Рассмотрим подробнее основные формы отчетности педагога-психолога в соответствии с этапами его работы и знакомства с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ.
Первый этап работы педагога-психолога
На ПМПК1 представляются следующие документы:
• свидетельство о рождении ребенка (предъявляется);
• заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором ребенок обучается (представляется в муниципальную ПМПК), или — муниципальной ПМПК (представляется в региональную ПМПК);
• подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет
запрос соответствующим медицинским специалистам). При
отсутствии на местах перечисленных специалистов первичное медицинское обследование проводят специалисты ПМПК;
• педагогическое представление (характеристика);
• письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Иногда психологу приходится сталкиваться с клиническими диагнозами детей, которых родители или воспитатели приводят на ПМПК. В этом случае необходимы базовые медицинские знания, позволяющие декодировать «первичные диагнозы» детей, указанные в виде шифров в справках от невропатолога или психоневролога.
1 Примерное положение о психолого-медико-педагогической комиссии.
F80—Р89 — Расстройства психологического (психического) развития
F80.0 — Специфическое расстройство артикуляции (дислалия)
F80.1 — Расстройства экспрессивной речи (общее недоразвитие речи, моторная алалия)
F80.2 — Расстройства рецептивной речи (сенсорная алалия)
F80.81 — Задержка речевого развития, обусловленная социальной депривацией
F81.0 — Дислексия
F84.4 — Умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями
F84.5 — Синдром Аспергера
F90 — F98 — Эмоциональные расстройства и расстройства поведения
F90.0 — Нарушение активности и внимания
F90.1 — Гиперкинетические расстройства поведения
F90.8 — Другие гиперкинетические расстройства (микромозговая дисфункция (ММД))
F90.9 — Неуточненное гиперкинетическое расстройство
F91.0 — Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи
F91.1 — Несоциализированное расстройство поведения
F91.2 — Социализированное расстройство поведения
F91.9 — Нарушение поведения неуточненное
F92 — Смешанные нарушения поведения и эмоций
F92.0 — Депрессивное нарушение поведения
F92.8 — Другие смешанные нарушения поведения и эмоций
F92.9 — Смешанные расстройства поведения и эмоций неуточненные (шизофрения, эпилепсия, РДА и др.)
Р93.0 — Тревожные расстройства у детей, вызванные разлукой
F93.1 — Фобическое тревожное расстройство в дошкольном возрасте
F93.2 — Социально тревожные расстройства в дошкольном возрасте
F93.3 — Нарушение вследствие сиблингового соперничества
F93.8 — Другие эмоциональные расстройства в дошкольном возрасте
F93.9 — Эмоциональное нарушение в дошкольном возрасте неуточненное
F94.0 — Элективный мутизм
F94.1 — Реактивное расстройство привязанностей в дошкольном возрасте (нарушение социальной взаимосвязи с эмоциональным расстройством, боязливость, настороженность, агрессия, самоагрессия, переживание страдания)
F94.2 — Нарушение привязанностей в дошкольном возрасте по расторможенному типу
F94.8 — Другие нарушения функционирования в дошкольном возрасте (недостаточная социальная компетентность)
F95 — Тики (отдельных мышечных групп)
F95.1 — Хронические моторные тики и вокализмы
F95.2 — Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром Жилль де ла Туретта)
F95.8 — Другие тики (лица, конечностей)
F95.9 — Тики неуточненные (негрубо и непостоянно)
F98.0 — Энурез неорганической природы
F98.1 — Энкопрез неорганической природы
F98.4 — Стереотипные двигательные расстройства (раскачивания тела, конечностей, кусание ногтей и сосание пальцев, самоповреждающие действия)
Р98.5 — Заикание
Необходимо заметить, что знание диагнозов должно помогать психологу в процессе подбора и уточнения методик первичной диагностики, но никак не служить поводом для их обсуждения как с родителями, так и с администрацией ДОУ: психолог не имеет права разглашать подобные диагнозы и/или использовать их против ребенка и его родителей.
В качестве одного из вариантов поведения в проблемной ситуации, требующей «обнаружения» диагноза ребенка, психолог может помочь в определении:
• уровня нарушения (нейрофизиологического, психологического и педагогического)и
• социального вектора его проявления (личность ребенка, родителя, воспитателя, сверстника).
В ПМПК ведется следующая документация:
• журнал записи на ПМПК;
• журнал учета детей, прошедших обследование;
• карта развития ребенка с протоколами, заключениями специалистов и окончательным коллегиальным заключением;
• при наличии диагностики целых коррекционных групп -
данные предварительного и окончательного заключения;
• список специалистов и расписание их работы;
• нормативные документы соответствующих федеральных
органов по работе с детьми с отклонениями в развитии.
Если речь идет о диагностике как одном из направлений комплексной работы педагога-психолога в ДОУ, а не общей задачи работы целой «команды специалистов», то здесь тоже существуют определенные формы отчетности. Они делятся на предварительные (таблицы с указанием наиболее часто используемых диагностических методик), промежуточные (протоколы и карты обследования и т. д.) и итоговые (психолого-педагогические характеристики на детей, заключения и т. д.).
Методики как индивидуальной, так и подгрупповой форм диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, их применяется несколько. Поэтому рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик.
| Название диагностической методики | Основная направленность | Исходные данные |
| 1 | 2 | 3 |
Существует много хорошо разработанных методик диагностики эмоционального, познавательного и личностного развития дошкольников, поэтому мы не будем на них подробно останавливаться. Достаточно будет упомянуть такие книги, как: • Бугрименко Е.А., ВенгерЛ.А. и др. «Готовность детей к
школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов»;
• Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. «Словарь — справочник по
психологической диагностике»;
• Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонард Э. И. «Отбор детей в
специальные дошкольные учреждения»;
• «Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» /
Под ред. Е. А. Стребелевой;
• «Диагностика и коррекция психического развития дошкольников»/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько;
• ЗабрамнаяС.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях»;
• «Клинико-педагогическое изучение детей со сложным дефектом»/ Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой;
• ЛурияА. Р. «Высшие корковые функции человека»;
• Марцинковская Т. Д. «Диагностика психического развития
детей. Пособие по практической психологии»;
• Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. «Диагностика
нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»;
• «Психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста»/ Под ред. Е. А. Стребелевой;
• Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю.А. «Практикум по детской
психологии. Пособие для студентов пед. институтов, учащих
ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада»;
• ХудикА.В. «Диагностика детского развития: методы исследования»;
• Чиркова Т. И. «Психологическая служба в детском саду»;
• ШванцараИ. «Диагностика психического развития».
Протокол обследования ребенка оформляется в виде таблицы с указанием следующих пунктов:
| Психические процессы | Методики | Результаты (+ или —) |
После этого заполняется карта психологического изучения ребенка. Она может выглядеть следующим образом:






