Задания для самоконтроля

1. Назовите основные этапы деятельности педагога-психоло­га, работающего в ДОУ.

2. Выделите основные уровни адекватности запроса родите­лей и педагогов, обращающихся к психологу за помощью по поводу проблем воспитания, развития и обучения ребенка.

3. Перечислите основные сферы психологического воздей­ствия на окружающую ребенка среду.

4. Объясните, в чем заключается основная цель психологи­ческого воздействия на ребенка и его окружение.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА1

Сначала обратимся к регламентирующим отчетную дея­тельность психолога документам.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНСТРУКТИВНОМУ ПИСЬМУ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 01.03.99 № 3 ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении,

образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологи­-

психологи­ческой и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам2:

1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения
(Форма № 1).

2.Заключение по результатам проведенного психодиагностическо­го исследования (Форма № 2).

3.Журнал консультаций психолога (Форма № 3).

4.Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4).

5.Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы № 5,
5А, 5Б, 5В).

6.Программа работы педагога-психолога с группой (Формы № 6, 6А).

7.Коррекционная работа (Форма № 7).

8.Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8).

9.Требования к авторским программам (Форма № 9).

10.Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма № 10).

11.Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной
методической службы (Форма № 11).

По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного уч­реждения и руководителю муниципальной психологической службы.

1Раздел составлен на основе рекомендаций участникам Всероссий­ского совещания «Служба практической психологии в системе образова­ния России. Итоги и перспективы» от 6-7 июня 2002 г. (г. Москва).

2Формы составлены на основании практического опыта регионов и
апробированы региональным центром социально-психологических иссле­дований и диагностики Самарской области.

Данный отчет включается в отчетную документацию образова­тельного учреждения. Руководитель психологической службы муни­ципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма № 11) руководителю муниципального органа управления об­разованием и руководителю психологической службы региона.

Итак, согласно Приложению к Инструктивному письму МинобразованияVРФ от 1.03.1999 № 3, основными (обязатель­ными) формами отчетности педагога-психолога являются:

• план работы;

• заключение по результатам проведения психолого-педаго­гического обследования (по требованию других лиц выда­ется только в неполном объеме);

• журнал консультаций;

• журнал учета групповых форм работы;

• карта психолого-педагогической и социальной помощи ре­бенку;

• программа работы педагога-психолога с группой;

• аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;

• аналитический отчет руководителю муниципальной мето­дической службы.

Педагог-психолог специализированного дошкольного учреж­дения ведет следующую документацию:

• карту психологического обследования ребенка;

• журнал планирования и учета групповых занятий;

• журнал планирования и проведения индивидуальных за­нятий;

• планы работы с семьей ребенка;

• программы групповой работы;

• перспективный план работы на год и на квартал;

• отчет о результатах психологической работы за год.

Вся документация педагога-психолога хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных спе­циалистов системы образования. На основании этих докумен­тов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющим; делать выписки во внешние орга­низации по запросу родителей.

Рассмотрим подробнее основные формы отчетности педа­гога-психолога в соответствии с этапами его работы и знаком­ства с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ.

Первый этап работы педагога-психолога

На ПМПК1 представляются следующие документы:

• свидетельство о рождении ребенка (предъявляется);

• заключение психолого-медико-педагогического консилиу­ма образовательного учреждения, в котором ребенок обуча­ется (представляется в муниципальную ПМПК), или — му­ниципальной ПМПК (представляется в региональную ПМПК);

• подробная выписка из истории развития ребенка с заключе­ниями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офталь­молога, ортопеда (при необходимости получения дополнитель­ной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет
запрос соответствующим медицинским специалистам). При
отсутствии на местах перечисленных специалистов первич­ное медицинское обследование проводят специалисты ПМПК;

• педагогическое представление (характеристика);

• письменные работы по русскому (родному) языку, матема­тике, рисунки и другие результаты самостоятельной про­дуктивной деятельности ребенка.

Иногда психологу приходится сталкиваться с клинически­ми диагнозами детей, которых родители или воспитатели при­водят на ПМПК. В этом случае необходимы базовые медицин­ские знания, позволяющие декодировать «первичные диагно­зы» детей, указанные в виде шифров в справках от невропатолога или психоневролога.

1 Примерное положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

F80—Р89 — Расстройства психологического (психического) раз­вития

F80.0 — Специфическое расстройство артикуляции (дислалия)

F80.1 — Расстройства экспрессивной речи (общее недоразви­тие речи, моторная алалия)

F80.2 — Расстройства рецептивной речи (сенсорная алалия)

F80.81 — Задержка речевого развития, обусловленная социаль­ной депривацией

F81.0 — Дислексия

F84.4 — Умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями

F84.5 — Синдром Аспергера

F90F98 — Эмоциональные расстройства и расстройства пове­дения

F90.0 — Нарушение активности и внимания

F90.1 — Гиперкинетические расстройства поведения

F90.8 — Другие гиперкинетические расстройства (микромоз­говая дисфункция (ММД))

F90.9 — Неуточненное гиперкинетическое расстройство

F91.0 — Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи

F91.1 — Несоциализированное расстройство поведения

F91.2 — Социализированное расстройство поведения

F91.9 — Нарушение поведения неуточненное

F92 — Смешанные нарушения поведения и эмоций

F92.0 — Депрессивное нарушение поведения

F92.8 — Другие смешанные нарушения поведения и эмоций

F92.9 — Смешанные расстройства поведения и эмоций неуточ­ненные (шизофрения, эпилепсия, РДА и др.)

Р93.0 — Тревожные расстройства у детей, вызванные разлу­кой

F93.1 — Фобическое тревожное расстройство в дошкольном возрасте

F93.2 — Социально тревожные расстройства в дошкольном возрасте

F93.3 — Нарушение вследствие сиблингового соперничества

F93.8 — Другие эмоциональные расстройства в дошкольном возрасте

F93.9 — Эмоциональное нарушение в дошкольном возрасте неуточненное

F94.0 — Элективный мутизм

F94.1 — Реактивное расстройство привязанностей в дошколь­ном возрасте (нарушение социальной взаимосвязи с эмоцио­нальным расстройством, боязливость, настороженность, агрес­сия, самоагрессия, переживание страдания)

F94.2 — Нарушение привязанностей в дошкольном возрасте по расторможенному типу

F94.8 — Другие нарушения функционирования в дошкольном возрасте (недостаточная социальная компетентность)

F95 — Тики (отдельных мышечных групп)

F95.1 — Хронические моторные тики и вокализмы

F95.2 — Комбинирование вокализмов и множественных мо­торных тиков (синдром Жилль де ла Туретта)

F95.8 — Другие тики (лица, конечностей)

F95.9 — Тики неуточненные (негрубо и непостоянно)

F98.0 — Энурез неорганической природы

F98.1 — Энкопрез неорганической природы

F98.4 — Стереотипные двигательные расстройства (раскачи­вания тела, конечностей, кусание ногтей и сосание пальцев, са­моповреждающие действия)

Р98.5 — Заикание

Необходимо заметить, что знание диагнозов должно помо­гать психологу в процессе подбора и уточнения методик пер­вичной диагностики, но никак не служить поводом для их об­суждения как с родителями, так и с администрацией ДОУ: пси­холог не имеет права разглашать подобные диагнозы и/или использовать их против ребенка и его родителей.

В качестве одного из вариантов поведения в проблемной ситуации, требующей «обнаружения» диагноза ребенка, психо­лог может помочь в определении:

• уровня нарушения (нейрофизиологического, психологиче­ского и педагогического)и

• социального вектора его проявления (личность ребенка, ро­дителя, воспитателя, сверстника).

В ПМПК ведется следующая документация:

• журнал записи на ПМПК;

• журнал учета детей, прошедших обследование;

• карта развития ребенка с протоколами, заключениями спе­циалистов и окончательным коллегиальным заключением;

• при наличии диагностики целых коррекционных групп -
данные предварительного и окончательного заключения;

• список специалистов и расписание их работы;

• нормативные документы соответствующих федеральных
органов по работе с детьми с отклонениями в развитии.

Если речь идет о диагностике как одном из направлений комплексной работы педагога-психолога в ДОУ, а не общей за­дачи работы целой «команды специалистов», то здесь тоже су­ществуют определенные формы отчетности. Они делятся на предварительные (таблицы с указанием наиболее часто исполь­зуемых диагностических методик), промежуточные (протоко­лы и карты обследования и т. д.) и итоговые (психолого-педаго­гические характеристики на детей, заключения и т. д.).

Методики как индивидуальной, так и подгрупповой форм диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, их применяется несколько. Поэтому рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик.

 

Название диагностической методики Основная направленность Исходные данные
1 2 3
     

Существует много хорошо разработанных методик диагно­стики эмоционального, познавательного и личностного разви­тия дошкольников, поэтому мы не будем на них подробно оста­навливаться. Достаточно будет упомянуть такие книги, как: • Бугрименко Е.А., ВенгерЛ.А. и др. «Готовность детей к

школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов»;

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. «Словарь — справочник по
психологической диагностике»;

Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонард Э. И. «Отбор детей в
специальные дошкольные учреждения»;

• «Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» /
Под ред. Е. А. Стребелевой;

• «Диагностика и коррекция психического развития дошколь­ников»/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько;

ЗабрамнаяС.Д. «Наглядный материал для психолого-пе­дагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях»;

 

• «Клинико-педагогическое изучение детей со сложным де­фектом»/ Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой;

ЛурияА. Р. «Высшие корковые функции человека»;

Марцинковская Т. Д. «Диагностика психического развития
детей. Пособие по практической психологии»;

Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. «Диагностика
нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»;

• «Психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста»/ Под ред. Е. А. Стребелевой;

Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю.А. «Практикум по детской
психологии. Пособие для студентов пед. институтов, учащих­
ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада»;

ХудикА.В. «Диагностика детского развития: методы ис­следования»;

 

Чиркова Т. И. «Психологическая служба в детском саду»;

ШванцараИ. «Диагностика психического развития».

Протокол обследования ребенка оформляется в виде таб­лицы с указанием следующих пунктов:

 

Психические процессы Методики Результаты (+ или —)
     

После этого заполняется карта психологического изучения ребенка. Она может выглядеть следующим образом:






















double arrow
Сейчас читают про: