Словарь терминов и понятий по дошкольной педагогике

 

Адаптация (от лат. adaptatio – приспособлять) – приспособление организма, личности или группы к измененным внешним условиям. Различают адаптацию физиологическую, при изменении строения и функций организмов к условиям существования; социально-психологическую при включении в новую группу; профессиональную при включении в новые условия труда.

Адаптация к школе – психофизическое приспособление к окружающим условиям, обеспечивающая возможность выполнять учебные функции, выстроить адекватную систему взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами.

Адаптация социальная (1) – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы; (2) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Аккредитация (лат. accredo – доверять ) – процедура официального подтверждения соответствия объекта (образовательной организации) установленным стандартом критериям и показателям на соответствие предоставления профессиональных услуг, право на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца. Аккредитация образовательных программ – официальная экспертиза, (система контроля качества) с целью установления соответствия данной программы принятым образовательным стандартам и потребностям образовательных услуг.

Амплификация детского развития (от лат. amplificatio— распространение, увеличение) — обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым данный возраст наиболее благоприятен, восприимчив. Амплификация предполагает развитие ребенка преимущественно в «специфически детских» видах деятельности (А. В. Запорожец).

Амплификация – обогащение детского развития

Аттестация (лат. attestation – свидетельство) – процедура комплексной оценки готовности соответствия образовательному уровню и требованиям государственного стандарта. Аттестация образовательной организации – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательной организации требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестация образовательных программ – установление соответствия содержания образовательных программ требованиям нормативных документов, являющихся составной частью государственного стандарта в конкретной области образования. Аттестация педагогических кадров образовательной организации – оценка квалификации педагогических кадров по заранее разработанным параметрам. Беседа (1) – вопросно-ответный метод обучения, применяемый учителем с давних времен (например, Сократом), с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний, повторения и закрепления полученных ранее; (2) – метод психолого-педагогического исследования, получения информации на основе вербальной коммуникации; (3) – форма и метод воспитания, раскрывающий содержание соответствующих норм поведения. Библиография (греч. biblion – книга +grapho – пишу) (1) – наука, изучающая произведения печати с точки зрения наиболее широкого использования их в политических, научных, образовательных целях; (2) – библиографические указатели, списки литературы, педагогические обзоры. Биографические методы – способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – философская и психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, базирующаяся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. У истоков классического бихевиоризма стоял американский философ и психолог Дж. Уотсон, который обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S-R-Р «стимул – реакция – подкрепление». Эта концепция рассматривает воспитание и развитие как процесс приспособления человека к жизни в обществе (социализация). Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, С. Пресси и др.) выступают за формирование заданного обществом поведения личности. Вальдорфская педагогика – образовательная система духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения. Методологические и дидактические подходы разработаны Р. Штейнером (1861 – 1925 гг.) на основе антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов, искусства педагога увидеть и раскрыть в человеке природные задатки.

Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования – это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Вариативность среды – наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Ведущая деятельность — вид деятельности, который обусловливает важнейшие изменения в психике, возникновение новообразований на стадии ее развития; деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни, ведущая развитие за собой (А.Н.Леонтьев). Каждый возраст характеризуется своим ведущим видом деятельности. В младенческом возрасте им является непосредственное эмоционально-личностное общение, в раннем — предметно-орудийная деятельность, в дошкольном — игровая, в младшем школьном — учебная, в подростковом — интимноличностное общение со сверстниками, в старшем школьном, в юношеском — учебно-профессиональная деятельность (по Д. Б. Эльконину).

Возраст – социально-демографическая и биологическая характеристика, определяющая место индивида в обществе. Общепризнанной является следующая периодизация развития ребенка: новорожденность – от рождения до 1 мес.; младенчество – от 1 мес. до 1 года; преддошкольное детство – от 1 до 3 лет; дошкольное детство – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст – от 6 до 10 лет; подростковый возраст – от 10 до 15 лет; ранняя юность – от 15 до 17 лет; поздняя юность – от 17 до 21 года; зрелый возраст – от 21 до 60 лет; пожилой возраст – от 60 до 75 лет; старческий возраст – от 75 до 90 лет; долгожители – свыше 90 лет.

Возраст сензитивный — период, наиболее благоприятный для эффективного развития конкретных психических функций, особо чувствительный к определенному типу воздействия окружающей среды.

Возрастная адекватность дошкольного образования – соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Воспитание гендерное (англ. gender – род, пол) – направление воспитания, направленное на формирование социального пола как совокупности социальных норм, определяющих идентичность и полоролевое поведение, допустимое или желательное в зависимости от гендерной принадлежности к женщине или мужчине. Воспитание гражданское – составная часть воспитания, направленная на формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Воспитание духовно-нравственное – составная часть воспитания, направленная на формирование ценностного отношения к жизни, нравственной культуре и гармоничного развития человека на основе чувства долга, справедливости, любви к ближнему, Отечеству, нравственных идеалов и высоких целей. Воспитание естественное – направление в теории и практике воспитания, определяющее главную цель воспитания максимально содействовать реализации заложенных в ребенке различных способностей, создающее для этого наиболее благоприятные условия для приобретения самостоятельности и самоопределения при почти незаметной роли воспитателя и без использования каких-либо мер отрицательного принуждения. Воспитание коммунистическое – система воспитания в СССР, нацеленная на формирование всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство; утверждало в сознании и поведении человека социалистический патриотизм и пролетарский интернационализм, коммунистическое мировоззрение и нравственность, эстетические понятия и вкусы, активность в борьбе с частнособственническими и бытовыми представлениями, сознательное отношение к труду и общественной собственности, производственную и общественную дисциплину и правопорядок, коллективизм, отношения сотрудничества и взаимопомощи. Воспитание космическое – направление в педагогической системе М. Монтессори, главная цель которого самопостроение личности ребенка в специально подготовленной среде; формирование у детей разных возрастных групп (с 3 до 6 и с 6 до 12 лет) на базе целостной картины мира способности к самораскрытию, самосовершенствованию и самореализации, ответственности за цели, способы и последствия производимых на Земле и в Космосе преобразований. Воспитание нравственное – целенаправленный процесс формирования у детей внутренней способности быть верным общечеловеческим, нравственным принципам, умения делать выбор поведения с учетом общественных моральных требований и норм. Воспитание политическое – систематическое и целенаправленное воздействие на сознание и поведение личности с целью формирования самосознания, группового, общественного политического сознания для практической передачи и становления общественно-политического опыта государственного управления. Воспитание половое – часть нравственного воспитания, направленное на активную, социально-ориентированную помощь личности в ее психосексуальном развитии. Предполагает формирование целостной личности мальчика (мужчины) и девочки (женщины), способных понимать психологические и физиологические особенности полов в связи с социальными и нравственными нормами, устанавливать партнерские отношения, готовиться к ответственному супружеству, рождению и воспитанию детей. Воспитание правовое – целенаправленный процесс формирования правового сознания и поведения, осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей. Воспитание религиозное (конфессиональное) – целенаправленный процесс воспитания духовного образа мыслей и поведения строго соответствующего установленному учению той или другой церкви или вероисповедания, сопровождающийся соблюдением их уставов и обрядов. Воспитание свободное – направление в теории и практике воспитания, основанное на свободном, естественном развитии природных способностей, творческих потенций ребенка, предоставлении ему максимальных возможностей для знакомства с окружающим миром и самоопределения в нем, для формирования полноценной личности. Разрабатывали Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, М. Монтессори, и др. В России Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель и др. Воспитание семейное – воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами), направленное на формирование представлений о жизненных целях и ценностях, правилах, нормах и привычках поведения, критериях оценки добра и зла. Повседневное общение по воспитанию самостоятельности, дисциплинированности, передаче опыта семейной жизни. Воспитание социальное – педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его социализации. Воспитание трудовое – составная часть воспитания, направленная на вовлечение детей в труд и ознакомление с производством; вооружение детей знаниями и навыками общественно полезного труда; развитие трудолюбия, психологии трудящегося человека, способного добиваться успеха, проявлять предприимчивость и творческий подход. Идеологи трудового воспитания: О. Саломон, Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, А.С. Макаренко. Воспитание умственное (1) – составная часть воспитания, направленная на процесс обогащения интеллекта детей знаниями, интеллектуальными умениями, навыками, развитие умственных сил, психических процессов, дарований, познавательных интересов, формирование мировоззрения и интеллектуальной свободы; (2) – целенаправленное, планомерное управление процессом развития умственных сил и способностей личности. Воспитание физическое – составная часть воспитания, направленная на всестороннее развитие физических сил ребенка, анатомической, физиологической, нервной и других систем организации, формирование прочных привычек физической культуры, гигиенических навыков и здорового образа жизни. Воспитание экологическое – составная часть воспитания, направленная на овладение учащимися экологическими знаниями, формирование экологического мышления и умения грамотного экологического поведения в окружающей среде, нравственноэстетических качеств по отношению к природе. Воспитание экономическое – составная часть воспитания, направленная на овладение учащимися экономическими понятиями и представлениями, навыками и умениями элементарного действия в сферах организации производства, распределения и потребления, развития экономического мышления. Воспитание эстетическое – составная часть воспитания, направленная на формирование художественно-эстетического сознания, способности воспринимать, чувствовать, эстетические явления в искусстве и действительности, активно участвовать в творчестве и созидании по законам красоты. Воспитание этическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений. Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.

Воспитанность – показатель и результат сформированности у человека (учащегося) совокупности знаний, умений, навыков, качеств личности, реализующихся в процессе его деятельности и поведения в обществе; мера соответствия человека (учащегося) идеалам, требованиям культуры, общества. Воспитатель (воспитательница) — педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет). Воспитательная среда – совокупность факторов становления человеческой личности: природы, системы общественных отношений, сферы общественного сознания, микросферы быта и межличностных отношений. Воспитательное пространство – окружающая ребенка среда (семья, школа, система дополнительного образования, микрорайон проживания и др.), в которой создаются необходимые условия для формирования и развития личности.

Восприятие — психический познавательный процесс, представляющий собой отражение в сознании предметов и явлений материального мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Гендерные различия — такие различия касаются не только первичных и вторичных половых признаков, но и нейропсихологических характеристик, познавательной, эмоциональной сфер, социальных ролей и моделей поведения, психических качеств. Так, у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, у девочек — мелкая. Представительницы женского пола обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и скоростью речи, нежели представители мужского пола. Девочки раньше мальчиков начинают рисовать и охотнее этим занимаются, умеют высказывать более тонкие суждения об искусстве. Им свойственна большая сензитивность, они более склонны обращаться к авторитетам, увереннее чувствуют себя и проявляют большую активность в ситуациях, связанных с общением, нежели мальчики. В настоящее время выявлено, что дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают информацию (позитивную), включают разные корковые системы, что и определяет в значительной степени разные эмоциональные отношения их к воспринимаемому миру и его деление. Учет гендерных различий в воспитательно-образовательном процессе — важное условие повышения его эффективности.

Государственный образовательный стандарт: (1) – основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования, включающий федеральный и национально-региональный компоненты; (2) – основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету.

Готовность ребенка к школе – сформированность у него основных критериев, обеспечивающих адаптацию к обучению, общая и специальная готовность к нему. Под общей готовностью понимается физическое развитие ребенка, наличие у него определенных нравственно-волевых качеств, социальная и специальная подготовка. Специальная готовность – сформированность умений и навыков, облегчающих постижение учебных предметов. Психологическая – готовность всех психических процессов к новым условиям функционирования. Социальная – готовность к взаимодействию и взаимоотношениям с другими детьми и со взрослыми в новой ситуации. Нравственно-волевая – готовность к новому образу жизни, к обучению.

Двигательная форма активности ребёнка – овладение основными движениями.

Дети (правовое положение) – лица, не достигшие совершеннолетия. Конституция Российской Федерации возлагает на родителя заботу о воспитании детей. На трудоспособных детей, достигших 18 лет, возлагается обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях. С момента рождения дети являются правоспособными, а с момента совершеннолетия (18 лет) – полностью дееспособными. Детство – период онтогенетического развития человека от рождения до взрослости, характеризующийся интенсивным ростом организма, формированием высших психических функций, имеющий биологическую основу и опосредованный социально-культурными факторами, воспитанием, обучением, образованием.

Доступность среды – доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, в которой рассматриваются закономерности воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Выделяются три периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5 до 6-7 лет).

Дошкольное детство – гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.

Закон РФ «Об образовании» – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ – основополагающий документ, определяющий политику государства в области образования. Зона актуального развития – состояние личности ребенка, в котором он может делать что-либо без помощи взрослого, определяемое степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно.

Зона ближайшего (потенциального) развития — расхождение в трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого; Зона ближайшего развития — область не созревших, но созревающих процессов; определяется теми возможностями воспитанника, которые он сам в настоящий период реализовать еще не может, но которые благодаря сотрудничеству со взрослыми (или более старшим сверстником) будут его собственным достоянием в ближайший период. Понятие зона ближайшего развития введено Л. С. Выготским; оно широко используется в возрастной и педагогической психологии при решении проблем соотношения обучения и развития.

Игра (1) – вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры; (2) – метод обучения и воспитания, связанный с моделированием условных ситуаций и ролей или иной действительности, функционированием в них обучаемых; (3) – форма организации обучения и воспитания, предполагающая коллективные, групповые, парные и одиночные игры.

Игровая деятельность – сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры.

Игровая позиция — качество личности, значимое для игровой деятельности; особое отношение взрослого (родителя, педагога) к детям, выражаемое с помощью игровых приемов; сложное образование, включающее в себя тесно связанные между собой рефлексию (способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности), инфантилизацию (способность устанавливать доверительные отношения с окружающими), эмпатию (способность чувствовать игровые состояния других людей), активность (способность находить нестандартные пути достижения цели). Игровая позиция основывается на общих принципах игры (самоценность, внеутилитарность, добровольность, игровое равенство и др.) и предполагает овладение внутри-игровым языком, выраженным в слове, жесте, мимике, пластике. Сформированная игровая позиция («партнер», «режиссер», «со- игрок», «координатор») облегчает включение в детскую игру, позволяет взрослому посредством общения оказывать позитивное влияние на ее развитие. Игровая позиция педагога значима и для установления атмосферы доверительности.

Игрушка – условное изображение реальных предметов, вещь специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, развлекательной форме, одно из важных средств воспитания ребенка.

Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры.

Изобразительная форма активности ребёнка – рисование, лепка, аппликация.

Индивид (от лат. ind.ividu.um — «неделимое») — человек как единичное природное существо, представитель, продукт фило- и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных, прежде всего биологически обусловленных, черт.

Индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Индивидуальность — своеобразие человека как индивида и личности; неповторимость сочетания качеств ребенка (взрослого). Индивидуальность проявляется во внешнем облике человека, выразительности его движений, в особенностях протекания психических процессов и состояний, в чертах характера, свойствах темперамента, специфике интересов, потребностей, способностях, одаренности. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются, полностью раскрываются в процессе воспитания.

Индивидуальный подход — психолого-педагогический принцип, предполагающий учет в воспитательно-образовательном процессе индивидуальных и личностных особенностей воспитуемого (обучаемого), успешности его деятельности, ее стиля, условий жизни. И. п. к ребенку (его родителям) — важное условие гуманизации педагогического процесса в дошкольном учреждении (школе); он характерен для педагога с личностно ориентированной моделью поведения.

Индивидуальный стиль деятельности — система относительно устойчивых, индивидуально своеобразных способов и приемов решения человеком задач, возникающих в процессе разных видов его деятельности. Индивидуальный стиль деятельности возникает в результате внутренних и внешних факторов. Б процессе образования важно способствовать выработке стиля деятельности, который бы соответствовал его индивидуальным особенностям, специфике осуществляемой им деятельности. Выраженный индивидуальный стиль деятельности придает своеобразие деятельности человека, по-особому «окрашивает» ее и часто способствует повышению ее эффективности.

Коммуникативная деятельность – общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Компетентность (от лат. competens — соответствующий, способный) индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии; сочетание психических качеств, психического состояния, позволяющее действовать ответственно и самостоятельно. Различают несколько видов компетентности профессиональной: специальная (владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие); социальная (владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда); личностная (владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния деформации личности); индивидуальная (владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к про фессиональному личностному росту, способность к индивидуальному самосохранению, умению рационально организовывать свой труд, осуществлять его без усталости); экстремальная профессиональная (готовность успешно работать во внезапно усложнившихся условиях) (по А. К. Марковой).

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование – обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекция (от лат. correctio — исправление) психологическая — психолого-педагогическое воздействие на психику отдельного человека или на социально-психологическое состояние группы (детского общества) с целью предотвращения или ослабления недостатков в развитии личности (группы).

Кризис возрастной — переходный этап от одного периода возрастного развития к другому, характеризующийся интенсивными качествами, системными изменениями социальных отношений, деятельности и психической организации человека.

Личностная микросреда — компоненты социальной среды, с которыми человек непосредственно взаимодействует и которые в наибольшей степени вызывают у него эмоциональные переживания. В личностной микросреде ребенка прежде всего входят люди, с которыми он общается «лицом к лицу» (отец, мать, прародители, братья и сестры, педагог, сверстники), непосредственное взаимодействие с которыми особо значимо для развития его личности.

Материально-техническое обеспечение программы – учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Методы воспитания детей в семье – пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Механизмы развития ребёнка – общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность.

Мотив — внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл.

Музыкальная форма активности ребёнка – восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Направленность личности — одно из важнейших ее свойств; выражается в системе ведущих мотивов поведения, интересах, идеалах, убеждениях.

Непрерывность образования – обеспечение этой необходимой связи, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная среда для ребёнка дошкольного возраста – предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).

Образовательные области дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Р азрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Общая подготовка детей к школе – психологическая, нравственноволевая, физическая подготовка.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и коммуникации. О. осуществляется посредством вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств. К последним относятся мимика, жесты, взгляд, поза, интонации голоса, пространственная организация общения и др.

Одаренный ребенок — ребенок, обладающий очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок; одаренные дети — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

Онтогенез — индивидуальное развитие организма на протяжении его жизни.

Основные характеристики дошкольного образования – объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Подготовка к школе – длительный процесс, включающий в себя педагогическую работу, направленную на формирование качеств, умений, навыков, необходимых ребёнку для успешного обучения в школе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательно-исследовательская деятельность – исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Полифункциональностьматериалов – разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Предметная деятельность — деятельность, в процессе которой человек открывает общественно-выработанное назначение предметов и способы их применения. Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте.

Преемственность – с точки зрения детского сада – ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе; с позиции школы – опора на те знания, умения, навыки, которые имеются у ребенка, а также на те качества личности, которые, которые сформированы в дошкольном периоде. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью готовности ребёнка самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования – это связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.

Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Профессионализм — высокая подготовленность к решению задач профессиональной деятельности, реализации ее функций. Профессионализм не сводится к высокому уровню умелости, он рассматривается все большим числом исследователей как системное образование, системная организация сознания (Е. А. Климов, С. В. Кондратьева, А. К. Маркова и др.). Основные отличия профессионала от дилетанта: умение прогнозировать процессы и явления, находящиеся в зоне профессиональной деятельности; понимание сущности предмета показателей деятельности; широта кругозора, полнота охвата предмета профессиональной деятельности; степень творчества, оригинальности, новизны; скорость выполнения операции, время на подготовительную работу (по В. В. Петрусинскому). Вершин профессионализма, по мнению специалистов в области акмеологии, человек достигает сам. Большое значение в овладении профессионализмом имеют самодиагностика, самомотивация, самокоррекция, вера в себя.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.

Развивающая образовательная среда – система условий социализации и индивидуализации детей.

Режим дня – система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ручной и художественный труд – вид детского труда, направленный на формирование ручных умений и навыков работы с разнообразным материалом, связан с изготовлением предметов из картона, бумаги, дерева, природного материала.

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — развертывание потенциала личности из самого себя; полная и всесторонняя реализация человеком своих возможностей, талантов, способностей (по А.Маслоу). Понятие С. — одно из основных в гуманистической психологии. С самоактуализацией в значительной степени связано психологическое здоровье человека.

Самообслуживание – труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи санитарно-гигиенические процедуры).

Саморегуляция (от лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — целесообразное, относительно адекватное изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом; саморегуляция воспитателя — управление педагогом своими психическими процессами, собственным поведением и психофизическим состоянием с целью оптимального действия в сложных педагогических ситуациях и обеспечения профессионального самосохранения. Выделяют несколько этапов процесса саморегуляции на личностном уровне: самопознание личности, принятие ей личности, выбор цели и направления процесса саморегуляции, выбор способов личностной саморегуляции, получение обратной связи. Готовность педагога к саморегуляции способствует успеху в его профессиональном самосовершенствовании, личностном росте, сохранении здоровья.

Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья – особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сенсорное воспитание — система психолого-педагогических воздействий, направленная на формирование и стимулирование развития и саморазвития у детей сенсорики. Овладение сенсорными эталонами и способами чувствительного познания, перцептивными действиями существенно влияет на развитие у ребенка ощущений и восприятия. Согласно А. В. Запорожцу, сенсорное воспитание следует осуществлять прежде всего внутри содержательных видов деятельности (манипуляций с предметами, трудовой, игровой, изобретательной, музыкальной, конструктивной деятельности). Существуют и иные взгляды на данный процесс (М. Монтессори).

Сенсорные эталоны — выработанные человечеством и общепринятые, словесно обозначенные образцы основных разновидностей внешних свойств и качеств предметов (цвета, величины, высоты звуков и т.д.).

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Специальная подготовка к школе – приобретение ребёнком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Стиль семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребёнком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.

Творческие игры – игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие игры делятся на режиссёрские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Трансформируемость пространства – изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Труд в природе – вид детского труда, предусматривающий уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Удовлетворенность трудом — позитивно окрашенное психическое состояние человека, возникающее на основе соответствия его надежд, ожиданий, потребностей, установок с последствиями и результатами трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом является предпосылкой продуктивности трудовой деятельности, значимым условием сохранения и укрепления психологического здоровья. На удовлетворенность трудом педагога существенное влияние оказывает сложившаяся в процессе его профессионального взаимодействия система отношений с воспитанниками и их родителями, с коллегами и руководителями; социально-психологический климат в дошкольном учреждении (школе); наличие перспективы для профессионального роста; условия для труда, его организация; возможности для творчества, самоактуализации; оценка результатов деятельности родителями, коллегами, администрацией, поощрение (материальное, моральное) и т. д.

Уровень образования – завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.

Федеральные государственные требования – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Физическая подготовленность – результат физического образования и воспитания. Под ней подразумевается наличие у ребёнка определенных уровней компетентности в плане физического развития, развития двигательных умений и навыков, физических качеств.

Физическое воспитание – организованный процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка.

Физическое образование – комплексный процесс, организованный взрослым и направленный на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками, физическими качествами, привычки к здоровому образу жизни.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

  Хозяйственно-бытовой труд – вид детского труда, направленный на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.


Приложение 1 Методические рекомендации к написанию рефератов, сообщений и докладов: Реферат, сообщение или доклад одна из научно-исследовательских работ студентов.1) доклад на установленную тему, содержащий обзор соответствующих литературных и других источников; 2) изложение содержания научной работы, книги, статьи.

Цели их написания по курсу «Дошкольная педагогика»  предполагают расширение и углубление студентами теоретических знаний по предмету, приобретение практических навыков самостоятельного поиска, изучения и анализа различных методических, психолого-педагогических источников информации.

Тематика обычно определяется преподавателем, но студент может проявлять и свою инициативу в соответствии с личностными и научными интересами. Возможно написание работы по теме предложенной студентом при условии её согласования с преподавателем.При написании реферата, сообщения или доклада от студента требуется умение выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).Основной этап заключается в работе с научной литературой. Он предполагает составление библиографии по рассматриваемому вопросу и конспектирование источников. При необходимости студент должен изучить не только методическую литературу, но и литературу из других отраслей знания в рамках изучаемой проблемы. Полный список использованной литературы помещается в конце работы и составляется в алфавитном порядке.

Затем студент определяет логическую последовательность изложения материала, составляет план, который должен быть достаточно подробным и конкретным. В процессе работы план может корректироваться.

Структура реферата должна включать следующие составные части и разделы:1. Титульный лист.2. Содержание.3. Введение.4. Основное содержание.5. Заключение (выводы).6. Список литературы.7. Приложения (если имеются).Структура доклада должна включать следующие составные части и разделы:1. Титульный лист2. Введение.3. Основное содержание.4. Заключение (выводы).5. Список литературы.Структура сообщения должна включать следующие составные части и разделы:1. Название2. Основное содержание.3. Выводы4. Список литературы

Во введении необходимо обосновать свой выбор, актуальность темы, указать цели и задачи работы, кратко изложить степени изученности проблемы.

В основном содержании автор должен раскрыть суть вопроса, проявить умение выделять главное, объяснять, обобщать и интерпретировать теоретические и статистические данные, показать мыслительную способность синтезировать и анализировать материал.

В заключении необходимо сделать наиболее общие обстоятельные выводы в русле поставленной цели и задач работы и выразить собственное отношение к изученному материалу.

Реферат, доклад, сообщение оформляется на листах формата А4, в печатном виде. Реферат - 10-15 страниц. Доклад – 5-7 страниц. Сообщение – до 3 страниц.

Оценка:

Оценка «отлично»: работа имеет достаточный объем, использованы современные источники, раскрывает изучаемую проблему; студент демонстрирует владение понятиями, дает им определение; демонстрирует знание содержания разделов дисциплины; делает обобщения и выводы.

Оценка «хорошо»: работа имеет достаточный объем, изложены теоретические аспекты проблемы; студент демонстрирует владение основными понятиями, дает им определения; демонстрирует знание содержания разделов дисциплины.

Оценка «удовлетворительно»: работа выполнена формально, изучаемую проблему не раскрывает, литература по проблеме использована недостаточно; демонстрирует фрагментарное знание содержания разделов дисциплины.

 


Приложение 2 Методические рекомендации к написанию контрольной работы
: Контрольная работа одна из основных научно-исследовательских работ студентов.Тематика контрольной работы определяется в соответствии с последнем номером в зачетной книжке. При написании контрольной работы от студента требуется умение выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами). Материал должен излагаться логично, последовательно и соответствовать плану работы. Не допускается дословного механического переписывания текста из использованной литературы, за исключением цитат, которые должны сопровождаться ссылкой на источник. Ссылка оформляется в конце страницы, на которой находится цитата. В ссылке указываются фамилия и инициалы автора, название статьи или монографии (для монографии - место и год издания, для периодических изданий - название журнала, год выпуска и номер), также указывается страница, на которой находится цитата, или цифровые данные.Структура контрольной работы должна включать следующие составные части и разделы: 1. Титульный лист - указывается название вуза; вопросы контрольной работы; курс обучения, группа, ФИО автора; ФИО, учѐное звание, степень преподавателя; город и год. 2. Содержание. 3. Введение - во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель работы, задачи и методы исследования, при определении целей и задач исследования необходимо правильно их формулировать. Так, в качестве цели не следует указывать «сделать». Правильно будет использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить» и т.д.;.  4. Основное содержание - основная часть работы включает два  вопроса (последняя цифра в номере зачетной книжки. Например последняя цифра 1, следовательно вопросы 1 и 11, цифра 0 – вопросы 10 и 20). Каждый из которых посвящается решению задач, сформулированных во введении и заканчивается констатацией итогов, приветствуется иллюстрация содержания работы таблицами, графическим материалом (рисунками, схемами и т.п.), необходимо давать ссылки на используемую Вами литературу; 5. Заключение (выводы) - заключение должно содержать сделанные автором работы выводы по рассматриваемым вопросам. 6. Список литературы - должен быть составлен в соответствии с установленными требованиями в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ 7.32-2001; ГОСТ 7.1-2003; ГОСТ 7.80-2000; ГОСТ 7.82—2001(не менее 7 источников). 7. Приложения (если имеются)- оформляются на отдельных листах и должны быть соответственно пронумерованы.

    Работа выполняется на листах формата А4. Текст печатается на одной стороне листа. Объѐм контрольной работы – 7 - 10 страниц (1,5 интервал, шрифт Times New Roman). При использовании таблиц, схем и рисунков допускаются незначительные отклонения от нормы. Все графики и рисунки сопровождаются номером, названием и ссылкой на источник. Параметры абзаца: выравнивание текста по ширине – страницы; отступ первой строки – 1,25 мм.; межстрочный интервал – полуторный. Поля: верхнее – 2,5 см.; нижнее – 2,5 см.; левое – 3 см.; правое – 1,5 см. Нумерация страниц начинается с третьей станицы (титульный лист и содержание (оглавление) не нумеруются). На титульном листе Список литературы оформляется.

Критерии оценивания:

 5 баллов - вопрос раскрыт полностью и без ошибок, работа написана правильным литературным языком без грамматических ошибок в педагогической терминологии; сделаны четкие и убедительные выводы по результатам исследования; список использованных источников в достаточной степени отражает информацию, имеющуюся в контрольной работе; ссылки на источники оформлены грамотно.

4 баллов - вопрос раскрыт достаточно полно, содержание и результаты исследования доложены недостаточно четко; список использованных источников не полностью отражает информацию, имеющуюся в контрольной работе.

3 балла - вопрос раскрыт частично, имеются замечания по содержанию, по глубине проведенного исследования, работа написана небрежно, неаккуратно, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.

2 балла - обнаруживается общее представление о сущности вопроса, работа имеет много замечаний, написана непоследовательно, нелогично.

     Выполнение контрольной работы является обязательным условием для допуска студента к зачету.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: