Закупка - это приобретение товаров и услуг. В управлении затратами закупка является самой важной частью экономики фирмы. Для товаров и услуг стоимость закупки, как процента от продажи, достаточно значительна. С тех пор, как такая огромная часть выручки отводится закупке, эффективность стратегии закупки является важным компонентом. Закупка обеспечивает главную возможность снижения затрат и повышения маржинального дохода. Цели закупочной деятельности:
• помочь определить продукты и услуги, которые необходимы для эффективной деятельности фирмы и которые составляют основную часть оборотных средств;
• развитие, оценка и определение лучших поставщиков, цен и способов доставки продуктов и услуг.
Существует определенное руководство по изучению товаров. Например, следует осветить следующие положения [3]:
- описание товара, использование его в настоящее и будущее время;
- каким образом изготовлен товар, статус поставок и цены, необходимый труд;
- потребности нынешние и будущие, объем запасов и др.;
|
|
- оценка существующих производителей - местоположение, надежность, качество, ситуации с трудовыми ресурсами, сильные и слабые стороны каждого поставщика;
- цена, ее история и прогноз на будущее, факторы, определяющие цену, и др.;
- стратегия по снижению расходов на снабжение материальными ресурсами.
Результаты изучения товаров должны послужить основой для принятия решений оснабжении, а также обеспечить руководство компании информацией относительно закупок и цен на товары в будущем.
Если деятельность по изучению товара определяет что надо покупать, то деятельность по выбору поставщиков означает, у кого надо покупать. Фирма, решившая купить комплектующие изделия, должна выбрать приемлемых поставщиков-продавцов, на выбор которых влияют следующие факторы:
1) качество продукции и репутация поставщика;
2) исполнение доставки - объем, номенклатура, время;
3) затраты на хранение и транспортировку;
4) наличие предложения;
5) финансовая мощь поставщика;
6) производственное направление;
7) техническая поддержка;
8) послепродажное обслуживание;
9) взаимоотношения работника и продавца;
10) упаковка;
11) гарантии и ручательство.
ПР ИНЯ Т И Е РЕШЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ ИЛИ ПОКУПКЕ ПРОДУКЦИИ
Это порядок выбора между производством компонентов или услуги или покупки их в розницу у внешних источников. Роль департамента по розничной торговле состоит в оценке альтернативных поставщиков и обеспечении текущей, точной и полной информации важной, для их окончательного выбора.
Причины, по которым компания должна сама производить продукт:
|
|
1) низкие затраты на производство;
2) нет подходящих поставщиков;
3) нет гарантии нужной и своевременной поставки;
4) нет возможности для использования высвободившихся работников и оборудования;
5) существует возможность добиться желаемого качества при своем производстве;
6) возможность избежать заговора поставщиков;
7) поддержание талантов и способных сотрудников организации, предупреждая таким образом увольнение;
8) защита собственных разработок;
9) увеличение или поддержание размеров компании.
Причины для закупки продукции:
1) низкие затраты на приобретение;
2) высокий уровень качества продукции у поставщика;
3) поддержание приверженности поставщиков;
4) низкие затраты на хранение;
5) гарантия альтернативных источников;
6) не отвечающие требованиям управленческие и технические ресурсы организации;
7) улучшение взаимоотношений;
8) необходимость патентования защищенной секретностью продукции;
9) менеджмент, имеющий дело с основным бизнесом.