Тема. Эффективность операционного менеджмента и управление конкурентоспособностью предприятия. Современные тенденции и задачи операционного менеджмента

Понятие эффективности играет чрезвычайно важную роль в деятельности людей и организаций. Это объясняется тем, что в общем случае возможные способы достижения поставленной цели обладают разной эффективностью. Поэтому их необходимо сравнить между собой и выбрать наилучший, т.е. такой вариант действий, который имеет наибольшую эффективность. Именно в этом и заключается проблема принятия управленческих решений.

Эффективность операции — это степень соответствия реального и требуемого результатов операции, или, иными словами, степень достижения цели операции. При этом нельзя забывать, что цель и результат операции включают в себя не только полезный эффект, но и затраты ресурсов, в том числе времени. Эффективность деятельности организаций зависит от воздействия различных по своей природе факторов. Обычно под фактором понимают движущую силу какого-либо процесса или условие, которое влияет на этот процесс. С точки зрения теории эффективности все факторы, влияющие на организацию, принято различать по характеру их воздействия на эффективность проводимых операций. При этом выделяют три основные группы факторов: качество активных средств, способы применения активных средств и условия применения активных средств операции.

- Качество активных средств является важным фактором, определяющим эффективность операций. Активные средства — это ресурсы, используемые для проведения операции. В роли активных средств выступают люди, а также материальные, технологические, энергетические, информационные и финансовые ресурсы. Активные средства можно рассматривать как «инструменты», используемые для достижения цели операции.

- Способы применения активных средств — следующая важная группа факторов, влияющих на эффективность операций. Эти факторы представляют собой порядок и приемы использования активных средств (ресурсов) для решения поставленных задач. Для каждого типа активных средств характерны свои, специфические способы применения.

- Условия применения активных средств характеризуются воздействием внешней и внутренней среды организации на ход и результат операции.

 

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОПЕРАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Характерная особенность деятельности в области операционного менеджмента - это постоянное противостояние менеджеров изменяющемуся миру или динамической и содержащей массу действий с высокой неопределенностью внешней среде. Динамика является результатом различных сил, начиная от глобализации мировой экономики и торговли, заканчивая переводом идей продуктов, денег по электронной почте. Рассмотрим наиболее сложные проблемы, поставленные перед операционным менеджментом.

1. Глобальный фокус. Быстрый спад цен на коммуникации и прослеживаемость товаров делает рынок глобальным. Но в то же время материальные ресурсы, талант работник тоже становятся глобальными. Поддержка быстрой глобализации - это повседневная забота стран всего мира, которые соперничают за экономический рост и индустриализацию. Операционные менеджеры ответственны за инновацию, которая генерирует и продвигает идеи, подводит к завершению товара настолько быстро, насколько это необходимо.

2. Производственные стратегии. В настоящее время все большее число компаний признают важность производственных стратегий для общего успеха бизнеса и необходимость соотносить производственную стратегию с корпоративной стратегией компании.

3. Тотальное управление качеством. Все предприятие от президента до рабочего вовлечены в непрерывный процесс улучшения качества продукции и услуг.

4. Выполнение поставок ресурсов и других операций точно в срок (Just in Time). Значительные финансовые ресурсы вкладываются в создание запасов. Наличие запасов препятствует реакции на динамику изменений на рынке. Операционные менеджеры управляют запасами на каждом уровне, начиная от сырья и заканчивая готовой продукцией.

5. Партнерство в цепочке постановок. Продукты с более коротким жизненным циклом, для производства которых стремительно меняется сырье и технологический процесс, требуют большего участия со стороны поставщиков. Поставщики обычно предлагают товар за большую цену. Следовательно, операционные менеджеры строят долгосрочные отношения с важными игроками в цепочке предложений.

6. Развитие высокочувствительных (стремительных, быстрых) товаров. Стремительный обмен новостями на международном уровне, реклама и жизненный стиль заметно изменили жизненный цикл продукции. Ускоряется реагирование операционных менеджеров на изменения в запросах потребителей: более быстро создаются новые технологические разработки, новые материалы, новые методы, новое оборудование и новые товары, что придает и дополнительный эффект производству.

7. Реализации гибкости и скорости в производстве, т.е. способности быстрого реагирования на изменения в объеме спроса, в ассортименте и дизайне изделия. Это стало главным фактором конкурентоспособности предприятия. В последние годы в целях поощрения гибкости и скорости появилась новая концепция «подвижное» производство. Такая концепция может привести к появлению «виртуальных» предприятия, когда несколько предприятий объединяются на некоторое время для создания какого-то определенного продукта, а затем это объединение распадается. Основа концепции: каждое предприятие будет делать то, что умеет лучше всего, например, одна компания проектирует изделие, вторая - занимается производством, третья - маркетингом и продажей.

8. Массовое изготовление изделий по техническим условиям заказчика, т.е. развивается индивидуализация в производстве. В начале мир определен как рынок, но затем индивидуальные различия стали достаточно очевидны. Культурные различия в мире, где потребители все больше и больше осведомлены о возможностях (альтернативах), возлагают основное давление на фирмы для ответной реакции. Операционные менеджеры реагируют через процессы производства, что достаточно гибко обеспечивает индивидуальные запросы потребителей. Цель в том, чтобы произвести индивидуальный продукт, когда-либо и где-либо нужный.

9. Широкое и глубокое делегирование полномочий. Это направление объясняется тем, что уровень образованности служащих и работников постоянно растет, рабочие места технически хорошо оснащены, и от операционного менеджера требуется гораздо большей компетенции, чем ранее. Операционные менеджеры преодолевают эту сложность с помощью делегирования больших полномочий на индивидуального работника.

10. Вопросы экологии. Контроль над загрязнением окружающей среды и переработка отходов - ключевые проблемы в работе производственного менеджера. Законы и постановления, регулирующие эти вопросы, становятся все более многочисленными и сложными, а штрафы и наказания за несоблюдение экологических норм возрастают.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: