Новые технические изобретения и усовершенствования

Конспект учителя истории и обществознания

Раздел: Всеобщая история 7 класс

Тема: Технические открытия и выход к Мировому океану

Тип занятия: изучение и освоение нового материала

Цель занятия: создать условия для изучения учащимися технических изобретений и географических открытий конца XV- начала XVI в.; способствовать определению причин Великих географических открытий.

Задачи:

1. Способствовать получению информации о технических изобретениях, географических открытиях конца XV- начала XVI в. и анализу причин, поспособствовавших Великим географическим открытиям.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методическое оснащение занятия: учебник «Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 319 с.; пакет с рабочим материалом; проектор; мультимедийная презентация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой и словарем, составление таблиц.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.):

- приветствие: Добрый день.

- проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?

(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);

- проверка готовности обучающихся к занятию: Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек на парте;

- настрой обучающихся на работу: Повторяем домашнее задание.

II. Актуализация опорных знаний (8 мин.)

Учитель: на прошлом уроке мы с вами приступили к изучению всеобщей истории Нового времени. Определили временные рамки, по которым будем работать на уроках. А теперь, давайте обозначим главные моменты предыдущего урока и проверим, как вы их освоили.

Фронтальный опрос - вопросы из учебника на стр. 8:

Вопрос:

1. Когда и в связи с чем появился термин «Новое время»?

Ответ: Термин «Новое время» появился впервые среди гуманистов в Италии в XV в. Для них новым временем, временем расцвета интереса к античному наследию, светской литературы и искусства стала их современность. Люди хотели подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов» (явления, происходящего не только в Италии, но и в других странах Европы).

Люди обратились к достижениям древней античной культуры, их стали интересовать человеческие, земные радости. Вместо постоянной заботы верующего о мире вечном (загробном) на первый план выходит стремление к жизни земной и к посмертной славе. Зарождалось новое видение мира. Усилился интерес к человеку. Европейцы стали чаще покидать родные места, не только по соображениям хозяйственной выгоды, но и из любопытства, интереса к неизвестному. Огромные изменения происходят и в хозяйственной жизни, на смену натуральному хозяйству приходят рыночные отношения.

Вопрос:

2. Почему нельзя считать какое-либо конкретное событие началом Нового времени?

Ответ:

Начало Новой истории не имеет точной даты: числа, месяца, года. Переход от Средневековья к Новому времени шел постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в жизни общества – его мировоззрении, культуре, экономической и политической жизни, повседневности – существовали рядом с сохранившимися чертами традиционного общества.

Вопрос:

3. Укажите хронологические рамки Нового времени?

Ответ:

Хронологические рамки – с рубежа XV-XVI вв. до начала XX века.

Вопрос:

4. Какие явления свидетельствуют о кризисе традиционного общества в XVI веке?

Ответ:

Кризис традиционного общества в XVI в. связан с формированием человека Нового времени, который не вписывался в традиционное средневековое сословное общество.

Общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. Человек почувствовал в себе силы для самостоятельной деятельности, способность принимать решения и нести за них ответственность.

Вопрос:

5. Какими чертами обладал человек Нового времени?

Ответ:

Человек Нового времени происходил из незнатных слоев населения, желал богатства, стремился проявлять активность, обладал предпринимательским духом, не боялся рисковать.

III. Мотивационно-целевой этап (2 мин.)

Учитель: Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведет свой отчет Новое время. Но для того чтобы они стали возможны, потребовались большие изменения: должны были появиться новый человек, новые знания и новые технические возможности. Давайте подумаем, о каком новом человеке, новых знаниях и новых технических открытиях может идти речь?

Предположения учащихся

Учитель: Тема нашего урока «Технические открытия и выход к Мировому океану.

VI. Изучение нового материала (27 мин.)

План урока:

1. Новые технические изобретения и усовершенствования XV-XVI вв.

2. Интерес к новым странам

3. Открытие морского пути в Индию

Новые технические изобретения и усовершенствования

Учитель: Я сейчас вам раздам бланки с таблицей «Новые изобретения и усовершенствования XV-XVI вв. и их значение» (см. Приложение 1.). В данной таблице даны лишь названия изобретений и усовершенствований, ваша задача заключается в том, чтобы в соседнем столбце записать значения этих изобретений. В тексте параграфа не везде даны значения этих изобретений и усовершенствований, там, где их нет, вам нужно будет самим, поразмыслив, вписать ваши предположения. А также, нужно будет определить, как связаны новые технические изобретения с началом эпохи Великих географических открытий, но это мы обсудим устно. Работать вам предстоит в парах. Помощником в заполнении таблицы станет презентация.

Заполнение таблицы:

«Новые изобретения и усовершенствования XV-XVI вв. и их значение»

Изобретения и усовершенствования Значение
Токарный станок Рост производительности труда (самостоятельный вывод учащихся)
Винтовой пресс Ускорил и облегчил работу книгопечатникам и изготовителям монет (самостоятельный вывод учащихся)
Книгопечатание Сделало возможным более широкое распространение знаний, увеличилось количество грамотных людей
Ворот Позволил использовать колесо диаметром 10 м, приводившееся в движение водой. При его помощи по очереди поднимали из шахт в бадьях руду, а в кожаных мешках воду. Сократил количество обслуживающего персонала
Вагонетки на деревянных рельсах Ускорили и облегчили работу шахтеров (самостоятельный вывод учащихся)
Домны (доменные печи) Позволили перейти к производству литых орудий, которые были прочнее кованых
Огнестрельное оружие: пушки, мушкеты, карабины, пистолеты На смену рыцарской коннице и ополчению приходит профессиональная наемная армия
Каравелла Возможность длительных путешествий. Хорошее управление, высокая скорость, возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Имело достаточные помещения для экипажа (несколько десятков человек) и хранения запасов пресной воды и пищи.
Галион Лучше приспособленное к длительным плаваниям через океан
Навигационные карты-портоланы Обозначались очертания берегов, местонахождения портов, обозначались расстояния, глубина морей.

 

Учитель: (Слайд 3) На слайде презентации вы видите изображение токарного станка – это первое изобретение, прописанное у вас в таблице. Вам предстоит подумать и предположить, как данное изобретение повлияло на производительность труда работников?

Ученик: Токарный станок улучшил/ускорил производительность труда.

Учитель: Отлично! Давайте так и запишем: «Рост производительности труда».

(Слайд 4) Теперь следующее изобретение – винтовой пресс. В чем заключалось его значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ученик: Ускорил и облегчил работу книгопечатникам и изготовителям монет.

Учитель: (Слайд 5) Книгопечатание. В чем заключалось его значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 6) Ворот. В чем заключалось его значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 7) Вагонетки на деревянных рельсах. Вам предстоит подумать и предположить, как данное изобретение повлияло на производительность труда работников?

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 8) Домна (доменная печь). В чем заключалось ее значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 9) Огнестрельное оружие: пушка, мушкет, карабины, пистолеты.

В чем заключалось их значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 10) Каравелла. В чем заключалось ее значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 11) Галион или галеон. В чем заключалось его значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Ответы учеников.

Учитель: (Слайд 12) Портолан или портулан. В чем заключалось ее значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.

Учитель: Завершив эту работу, ответьте на вопрос: «Как связаны новые технические изобретения с началом эпохи Великих географических открытий?»

Ответы учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: