Конспект учителя истории и обществознания
Раздел: Всеобщая история 7 класс
Тема: Технические открытия и выход к Мировому океану
Тип занятия: изучение и освоение нового материала
Цель занятия: создать условия для изучения учащимися технических изобретений и географических открытий конца XV- начала XVI в.; способствовать определению причин Великих географических открытий.
Задачи:
1. Способствовать получению информации о технических изобретениях, географических открытиях конца XV- начала XVI в. и анализу причин, поспособствовавших Великим географическим открытиям.
2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.
Методическое оснащение занятия: учебник «Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 319 с.; пакет с рабочим материалом; проектор; мультимедийная презентация.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.
Форма организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная.
Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой и словарем, составление таблиц.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.):
- приветствие: Добрый день.
- проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?
(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);
- проверка готовности обучающихся к занятию: Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек на парте;
- настрой обучающихся на работу: Повторяем домашнее задание.
II. Актуализация опорных знаний (8 мин.)
Учитель: на прошлом уроке мы с вами приступили к изучению всеобщей истории Нового времени. Определили временные рамки, по которым будем работать на уроках. А теперь, давайте обозначим главные моменты предыдущего урока и проверим, как вы их освоили.
Фронтальный опрос - вопросы из учебника на стр. 8:
Вопрос:
1. Когда и в связи с чем появился термин «Новое время»?
Ответ: Термин «Новое время» появился впервые среди гуманистов в Италии в XV в. Для них новым временем, временем расцвета интереса к античному наследию, светской литературы и искусства стала их современность. Люди хотели подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов» (явления, происходящего не только в Италии, но и в других странах Европы).
Люди обратились к достижениям древней античной культуры, их стали интересовать человеческие, земные радости. Вместо постоянной заботы верующего о мире вечном (загробном) на первый план выходит стремление к жизни земной и к посмертной славе. Зарождалось новое видение мира. Усилился интерес к человеку. Европейцы стали чаще покидать родные места, не только по соображениям хозяйственной выгоды, но и из любопытства, интереса к неизвестному. Огромные изменения происходят и в хозяйственной жизни, на смену натуральному хозяйству приходят рыночные отношения.
Вопрос:
2. Почему нельзя считать какое-либо конкретное событие началом Нового времени?
Ответ:
Начало Новой истории не имеет точной даты: числа, месяца, года. Переход от Средневековья к Новому времени шел постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в жизни общества – его мировоззрении, культуре, экономической и политической жизни, повседневности – существовали рядом с сохранившимися чертами традиционного общества.
Вопрос:
3. Укажите хронологические рамки Нового времени?
Ответ:
Хронологические рамки – с рубежа XV-XVI вв. до начала XX века.
Вопрос:
4. Какие явления свидетельствуют о кризисе традиционного общества в XVI веке?
Ответ:
Кризис традиционного общества в XVI в. связан с формированием человека Нового времени, который не вписывался в традиционное средневековое сословное общество.
Общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. Человек почувствовал в себе силы для самостоятельной деятельности, способность принимать решения и нести за них ответственность.
Вопрос:
5. Какими чертами обладал человек Нового времени?
Ответ:
Человек Нового времени происходил из незнатных слоев населения, желал богатства, стремился проявлять активность, обладал предпринимательским духом, не боялся рисковать.
III. Мотивационно-целевой этап (2 мин.)
Учитель: Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведет свой отчет Новое время. Но для того чтобы они стали возможны, потребовались большие изменения: должны были появиться новый человек, новые знания и новые технические возможности. Давайте подумаем, о каком новом человеке, новых знаниях и новых технических открытиях может идти речь?
Предположения учащихся
Учитель: Тема нашего урока «Технические открытия и выход к Мировому океану.
VI. Изучение нового материала (27 мин.)
План урока:
1. Новые технические изобретения и усовершенствования XV-XVI вв.
2. Интерес к новым странам
3. Открытие морского пути в Индию
Новые технические изобретения и усовершенствования
Учитель: Я сейчас вам раздам бланки с таблицей «Новые изобретения и усовершенствования XV-XVI вв. и их значение» (см. Приложение 1.). В данной таблице даны лишь названия изобретений и усовершенствований, ваша задача заключается в том, чтобы в соседнем столбце записать значения этих изобретений. В тексте параграфа не везде даны значения этих изобретений и усовершенствований, там, где их нет, вам нужно будет самим, поразмыслив, вписать ваши предположения. А также, нужно будет определить, как связаны новые технические изобретения с началом эпохи Великих географических открытий, но это мы обсудим устно. Работать вам предстоит в парах. Помощником в заполнении таблицы станет презентация.
Заполнение таблицы:
«Новые изобретения и усовершенствования XV-XVI вв. и их значение»
Изобретения и усовершенствования | Значение |
Токарный станок | Рост производительности труда (самостоятельный вывод учащихся) |
Винтовой пресс | Ускорил и облегчил работу книгопечатникам и изготовителям монет (самостоятельный вывод учащихся) |
Книгопечатание | Сделало возможным более широкое распространение знаний, увеличилось количество грамотных людей |
Ворот | Позволил использовать колесо диаметром 10 м, приводившееся в движение водой. При его помощи по очереди поднимали из шахт в бадьях руду, а в кожаных мешках воду. Сократил количество обслуживающего персонала |
Вагонетки на деревянных рельсах | Ускорили и облегчили работу шахтеров (самостоятельный вывод учащихся) |
Домны (доменные печи) | Позволили перейти к производству литых орудий, которые были прочнее кованых |
Огнестрельное оружие: пушки, мушкеты, карабины, пистолеты | На смену рыцарской коннице и ополчению приходит профессиональная наемная армия |
Каравелла | Возможность длительных путешествий. Хорошее управление, высокая скорость, возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Имело достаточные помещения для экипажа (несколько десятков человек) и хранения запасов пресной воды и пищи. |
Галион | Лучше приспособленное к длительным плаваниям через океан |
Навигационные карты-портоланы | Обозначались очертания берегов, местонахождения портов, обозначались расстояния, глубина морей. |
Учитель: (Слайд 3) На слайде презентации вы видите изображение токарного станка – это первое изобретение, прописанное у вас в таблице. Вам предстоит подумать и предположить, как данное изобретение повлияло на производительность труда работников?
Ученик: Токарный станок улучшил/ускорил производительность труда.
Учитель: Отлично! Давайте так и запишем: «Рост производительности труда».
(Слайд 4) Теперь следующее изобретение – винтовой пресс. В чем заключалось его значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.
Ученик: Ускорил и облегчил работу книгопечатникам и изготовителям монет.
Учитель: (Слайд 5) Книгопечатание. В чем заключалось его значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.
Ответы учеников.
Учитель: (Слайд 6) Ворот. В чем заключалось его значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.
Ответы учеников.
Учитель: (Слайд 7) Вагонетки на деревянных рельсах. Вам предстоит подумать и предположить, как данное изобретение повлияло на производительность труда работников?
Ответы учеников.
Учитель: (Слайд 8) Домна (доменная печь). В чем заключалось ее значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.
Ответы учеников.
Учитель: (Слайд 9) Огнестрельное оружие: пушка, мушкет, карабины, пистолеты.
В чем заключалось их значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.
Ответы учеников.
Учитель: (Слайд 10) Каравелла. В чем заключалось ее значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.
Ответы учеников.
Учитель: (Слайд 11) Галион или галеон. В чем заключалось его значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.
Ответы учеников.
Учитель: (Слайд 12) Портолан или портулан. В чем заключалось ее значение? Опираясь на информацию из учебника, подумайте и предположите.
Учитель: Завершив эту работу, ответьте на вопрос: «Как связаны новые технические изобретения с началом эпохи Великих географических открытий?»
Ответы учеников.