Пути совершенствования грузовых и пассажирских тарифов

 

Вопрос 1

Ценой на железнодорожном транспорте является тариф, который по экономической природе выступает как цена реализации продукции железнодорожного транспорта, так же как и цены в других отраслях экономики, тарифы и получаемые доходы транспорта должны полностью покрывать его издержки, обеспечивать его развитие, финансовую устойчивость и конкурентоспособность в длительной перспективе.

 В основе железнодорожных тарифов лежит цена перевозки, состоящая из 3 частей:

Ц=C+V+m

где С – затраты овеществленного труда

    V – затраты живого труда

  m – прибавочная стоимость

При установлении тарифов ОАО «РЖД» государство проводит определенную ценовую политику.

Ценовая политика – это общие принципы, которых придерживается отрасль установлении цен на свою продукцию.

Набор методов, позволяющих осуществлять эту политику называется ценовой стратегией.

 Набор практических конкретных мер, позволяющих оперативно решать поставленные задачи с помощью управления ценами называется ценовой тактикой.

Ценовая политика, проводимая железнодорожным транспортом является одним из важнейших факторов достижения целей, стоящих перед ним

Ценовая политика, проводимая на железнодорожном транспорте, является одним из важнейших факторов достижения целей, стоящих перед ним. Для повышения конкурентноспособности и финансовой устойчивости железнодорожного транспорта в длительной перспективе можно выделить следующие виды целей:

1. Максимизация объемов перевозок

2. Максимизация темпов обновления основных средств

3. Максимизация прибыли от основной деятельности

Но все же одной из важнейших целей является максимизация прибыли, так как отсутствие нормальной прибыли не позволяет успешно решать другие задачи за счет максимального использования собственных средств.

Вопрос 2

Существуют затратные и параметрические методы ценообразования.

К затратным методам относят:

· Метод полных издержек – способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на себестоимость того или иного изделия.

· Метод стандартных издержек - позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.

· Метод прямых издержек – это способ формирования цен на основе определенных прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Разновидностью этого метода является метод стандартных прямых издержек, совмещая преимущества двух методов.

            К параметрическим методам ценообразования относятся:

· Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров в качестве товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется в избежании грубых ошибок.

· Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товара.

· Метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессивных уравнений) в зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товара.

 

Вопрос 3

В основе тарифов лежит среднесетевая себестоимость грузовых и пассажирских перевозок.

При этом тарифы дифференцируются с учетом влияния ряда факторов, определяющих различие в себестоимости перевозок.

К их числу относят:

· Тип вагона, используемого для перевозки

· Степень использования вместимости и грузоподъемности вагона

· Расстояние и скорость перевозки

· Масса и объём партии одновременно перевозимого груза

· Вид собственности на используемый в перевозке подвижной состав

В тех случаях, когда перевозки одного типа грузов выполняются в различных типах вагонов, себестоимость перевозок и тарифы определяются как средневзвешенное для структуры вагонного парка, используемого для перевозок.

Для управления расчета перевозных плат расстояние перевозок до 11900км разделено на пояса дальности, для стимулирования сокращения краткопробежности перевозок плата за перевозку груза на расстоянии от 1до 50км взимается как за 50 км. С целью упрощения расчетов независимо от расстояния перевозки внутри пояса провозная плата взимается для расстояния, соответствующего середине интервала пояса дальности.

Пассажирские тарифы делятся на тарифы в дальнем и пригородном сообщении. При построении тарифов в дальнем сообщении их уровень дифференцируется с учетом влияния следующих факторов:

1) Тип вагонов, используемых для перевозки вагонов

2) Скорость перевозки

3) Дальность поездки пассажира

4) Интенсивность пассажиропотока

В отличие от грузовых тарифов при определении пассажирских в дальнем следовании сначала устанавливается базовый уровень тарифа, обеспечивающий минимальный комфорт в соответствии поездке в общем вагоне пассажирского поезда. При повышении уровня комфорта или скорости устанавливается доплата.

Пассажирские тарифы построены доя расстояния???420км. этот интервал так же делится на пояса дальности, причем по мере увеличения расстояния перевозки интервал пояса возрастает. Это обосновано тем, что зависимость себестоимости пассажирских перевозок от расстояния является гиперболической.

Помимо упрощения порядка расчета применения поясной системы способствует их автоматизации и ускоряет работу билетных кассиров. Для оплаты пригородных существуют 2 вида тарифов:

· Зонный – применяется на участках, примыкающих к станциям, имеющим высокий пассажиропоток, при этом участки разбиваются на зоны

· Общие – применяются на участках с относительно низким уровнем пассажиропотока, не позволяющим эффективно использовать моторно-вагонные секции и дизельные поезда

Вопрос 4    

Основные направления повышения доходности железнодорожного транспорта при действующей тарифной системе заключается в обеспечении наиболее полного сбора денежных средств от грузовладельцев, налаживании тесных партнерских отношений между регионами и предприятиями и др.

Одно из направлений повышения доходности заключается в совершенствовании экономических взаимоотношений с грузовладельцами, которые одновременно являются поставщиками ресурсов для железнодорожного транспорта.

Другой способ повышения доходности-отказ от предоставления экономически необоснованных тарифных льгот отдельным отраслям, предприятиям, транспортно-экспедиторским фирмам. А для обоснования уровня скидок необходимо сопоставлять изменение доходов железнодорожного транспорта с изменением его расходов после предоставления скидок.

В пассажирском движении одно из основных направлений повышения доходности- это борьба с безбилетным проездом, в первую очередь, в пригородных поездах. Повышение комфортности, скорости и удобства перевозок пассажиров также является одним из способов повышения доходов.

С учетом этого можно определить следующие основные направления совершенствования грузовых и пассажирских тарифов:

1. В качестве базы тарифов должна использоваться себестоимость перевозок на конкретных направлениях и участках

2. Для обоснованного определения уровня тарифов необходимо проводить изучение спроса на перевозки

3. Изучение спроса должно производиться раздельно для монопольного и конкурентного положения железнодорожного транспорта

4. Необходимо производить распределение условно-постоянных расходов между перевозками разных видов грузов и категорий пассажиров с использованием экономических, а не технологических принципов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow