Требования к информационным технологиям решения задач финансового менеджмента с учетом особенностей оперативного, тактического и стратегического уровней управления организацией

Основными критериями выбора технических средств в ИТФМ являются:

1. Отношение стоимость/производительность.

Появление любого нового направления в вычислительной технике определяется требованиями компьютерного рынка. Для достижения поставленных перед собой целей при проектировании высокопроизводительных конструкций приходится игнорировать стоимостные характеристики. Суперкомпьютеры фирмы Cray Research и высокопроизводительные мейнфреймы компании IBM относятся именно к этой категории. Другим крайним примером может служить низкостоимостная конструкция, где производительность принесена в жертву для достижения низкой стоимости. К этому направлению относятся ПК различных клонов IBM PC. Между этими двумя крайними направлениями находятся конструкции, основанные на отношении стоимость/производительность, в которых разработчики находят баланс между стоимостными параметрами и производительностью. Типичными примерами такого рода компьютеров являются миникомпьютеры и рабочие станции.

2. Надежность/отказоустойчивость.

Повышение надежности основано на принципе предотвращения неисправностей путем снижения интенсивности отказов и сбоев за счет применения электронных схем и компонентов с высокой и сверхвысокой степенью интеграции, снижения уровня помех, облегченных режимов работы схем, обеспечение тепловых режимов их работы, а также за счет совершенствования методов сборки аппаратуры.

Отказоустойчивость – такое свойство вычислительной системы, которое обеспечивает ей, как логической машине, возможность продолжения действий, заданных программой, после возникновения неисправностей. Направления, связанные с предотвращением неисправностей и с отказоустойчивостью – основные в проблеме надежности. Структура многопроцессорных и многомашинных систем приспособлена к автоматической реконфигурации и обеспечивает возможность продолжения работы системы после возникновения неисправностей.

3. Масштабируемость.

Масштабируемость представляет собой возможность наращивания числа и мощности процессоров, объемов оперативной и внешней памяти и других ресурсов вычислительной системы. Масштабируемость должна обеспечиваться архитектурой и конструкцией компьютера, а также соответствующими средствами программного обеспечения.

В современной мировой практике принято разделение на шесть типов информационных систем для четырех уровней организации работ на предприятии.

1. Системы стратегического уровня обслуживают руководство предприятия. Это исполнительные системы (ESS), их задача — планирование, прогнозирование, организация внешних взаимодействий.

2. Системы управленческого уровня поддерживают деятельность менеджеров среднего звена. К ним относятся: управляющие информационные системы (MIS) — управление сбытом, анализ бюджета и перемещений, и системы поддержки принятия решений (DSS) — коммерческий анализ региона, анализ затрат, рентабельности, стоимостей, оптимизация бизнес-процессов.

3. Системы информационного уровня помогают в работе специалистам. Это системы для работы специалистов (KWS) — автоматизированные рабочие места (АРМ) и системы автоматизации делопроизводства (OAS) — текстовые и графические редакторы, электронные календари.

Системы эксплуатационного уровня используют в своей работе исполнители. Это системы диалоговой обработки запросов (TPS) — отслеживание приказов, процессов, подготовка первичной документации, учет кадров, учет движения материалов и т.п.

Средства доступа к информационным ресурсам финансового характера. Информационные сети (локальные, городские, региональные, национальные, глобальные). Определение и виды информационно-коммуникационных технологий (электронный бизнес, Интернет-банкинг, Интернет-трейдинг и т.п.). Формы реализации информационно-коммуникационных технологий в управлении экономическими и финансовыми процессами (B2b, B2C, B2G, G2C, C2G).

Предоставление товаров и услуг через Internet получило название электронная коммерция. В электронной коммерции различается взаимодействия между корпоративными системами на основе безналичных расчетов и розничной торговли интеренет-магазинами. В соответствии с этим делением выделяется два вида систем электронной коммерции, основанных на двух видах информационных технологий.

B2B (англ. Business to Business) — термин, определяющий вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов, в данном случае — это юридические лица. Это сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес. Примером В2В- деятельности может послужить оказание рекламных услуг: физическим лицам реклама ни к чему, а вот другим организациям она необходима.

Под понятием B2B также подразумеваются системы электронной коммерции, или системы электронной торговли — программные-аппаратные комплексы, являющиеся инструментами для осуществления торгово-закупочной деятельности в сети Internet. Основная задача систем В2В — повышение эффективности работы компаний на В2В-рынке за счёт снижения затрат на подготовку торговых процедур и расширения географии бизнеса до масштаба всего мира.

B2C (англ. Business to Consumer) — форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи для потребителя, является наиболее популярной формой электронной коммерции на сегодняшний день. При решенных проблемах с доступом в Internet в регионах, надежной работой платежных систем и служб доставки, B2C эффективен для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. B2C создает новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Еще один плюс B2C - прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что естественно приведет к росту прибыли.

B2G (англ. Business to Coverment) — это сфера экономического взаимодействия между юридическими лицами и государственными учреждениями.
Более узко под определнием B2G понимают системы электронной коммерции между юридическими лицами и государственными учреждениями. Иными словами B2G называют сложные программно-аппаратные комплексы, направленные на возможность ведения торговли в Интернете. К системам B2G можно отнести электронные биржи, аукционы и т.п. Основной задачей B2G является упрощение и автоматизация процесса торговли, снижение расходов на торговые процедуры и увеличения географии потребителя до мировых масштабов

Новые тенденции в электронной коммерции ознаменовались появлением аббревиатур B2G, G2C, G2G, они обозначают новые сферы бизнеса, в которые, так или иначе, вовлечено государство (Government) - Business-to-Government, Government-to-Citizens, Government-to-Government. Государство также включилось в процесс электронизации. Разделение новой индустрии на сектора B2G и G2C чисто функциональное. Предполагается, что в обеих областях необходимая инфраструктура и обслуживание могут быть предоставлены частными компаниями.

В первую очередь "электронизации" могут быть подвергнуты самые очевидные функции государства - сбор налогов, регистрация транспортных средств, регистрация патентов, выдача необходимой информации, заключение договоров и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов, оборудования. В результате будет сокращен объем бумажной работы, проведение необходимых процедур значительно ускорится. То, что раньше требовало от граждан долгого стояния в очередях, общения с правительственным чиновником и производства и перемещения большого количества бумажных документов будет происходить теперь за несколько минут.

Современная финансово–кредитная деятельность характеризуется вытеснением чековых и наличных денег пластиковыми карточками, а также созданием интернет-банкинга, которые позволяют упростить процедуру финансово – кредитных безналичных расчетов. Самой известной системой организации интернет-банкинга является CyberPlat www.cyberplat.ru.


Технологии сбора, хранения и оперативного анализа финансовой информации. Хранилище данных, типы многомерных OLAP-систем и их возможности для анализа показателей финансового менеджмента и принятия управленческих решений. Средства и технологии интеллектуального анализа финансовых данных и знаний (Business Intelligence).

 

Технология комплексного многомерного анализа данных получила название OLAP. OLAP обладают средствами предоставления пользователю агрегатных данных для различных выборок из исходного набора в удобном для восприятия и анализа виде. Такие агрегатные функции образуют многомерный (и следовательно, нереляционный) набор данных (называемый гиперкубом или метакубом) набор данных, оси которого содержат аналитические измерения, а ячейки — зависящие от них агрегатные данные. Вдоль каждой оси данные могут быть организованы в виде иерархии, представляющей различные уровни их детализации. Модель данных в виде гиперкуба позволяет выполнять над данными следующие операции: срез, вращение, консолидация и детализация.

· Операция среза позволяет выделить из многомерного куба те данные, которые соответствуют зафиксированному значению одного или нескольких измерений.

· Операция вращения — изменение расположения измерений в пространстве.

·  Операции консолидации и детализации предназначены либо для агрегирования (обобщения) данных, либо для их детализации.

Благодаря такой модели данных пользователи могут формулировать сложные запросы, генерировать отчеты, получать подмножества данных. Следует отметить, что OLAP-функциональность может быть реализована различными способами, начиная с простейших средств анализа данных в офисных приложениях (например, сводные таблицы в MS Excel) и заканчивая распределенными аналитическими системами, основанными на серверных продуктах (Microsoft Dynamics NAV (Navision)) и Contour BI

Интеллектуальный анализ данных (DM, Data Mining) использует взаимодополняющие методы обнаружения знаний. DM — это процесс обнаружения в данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений. Суть и цель технологии DM можно охарактеризовать так: это технология, которая предназначена для поиска в больших объемах данных неочевидных, объективных и полезных на практике закономерностей.

· Неочевидных — это значит, что найденные закономерности не обнаруживаются стандартными методами обработки информации или экспертным путем.

· Объективных — это значит, что обнаруженные закономерности будут полностью соответствовать действительности, в отличие от экспертного мнения, которое всегда является субъективным.

· Практически полезных — это значит, что выводы имеют конкретное значение, которому можно найти практическое применение.

Наибольшее коммерческое распространение в мировой практике получили следующие методы:

· кластеризация — реализует группировку относительно сходных объектов;

· поиск ассоциаций — реализует поиск устойчивых комбинаций событий и объектов;

· дерево решений — обеспечивает построение причинно-следственной иерархии условий, приводящей к определенным решениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: