Информационные ресурсы и их организация в финансовом менеджменте (базы данных, хранилища данных, базы знаний)

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дано следующее определение: Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Существуют следующие подходы к организации информационных ресурсов финансового менеджмента: базы данных, хранилища данных, базы знаний.

База данных — организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей. База данных имеет следующие отличительные признаки:

· база данных хранится и обрабатывается в вычислительной системе;

· данные в базе данных логически структурированы (систематизированы) с целью обеспечения возможности их эффективного поиска и обработки в вычислительной системе;

· база данных включает метаданные, описывающие логическую структуру БД в формальном виде (в соответствии с некоторой метамоделью).

Информационные системы финансового менеджмента могут содержать приложения, предназначенные для комплексного многомерного анализа данных, их динамики, тенденций и т.п. Принять любое управленческое решение невозможно, не обладая необходимо для этого информацией, обычно количественной. Для этого необходимо создание хранилищ данных, представляющее собой процесс сбора, отсеивания и предварительной обработки данных с целью предоставления результирующей информации пользователям для создания аналитических отчетов. Основные требования к хранилищам данных:

· поддержка высокой скорости получения данных из хранилища;

· поддержка внутренней непротиворечивости данных;

· возможность получения и сравнения срезов данных;

· наличие удобных средств просмотра данных в хранилище;

· простота и достоверность хранимых данных.

Базы знаний разрабатывают для оперирования знаниями (метаданными). Полноценные базы знаний содержат в себе не только фактическую информацию, но и правила вывода, допускающие автоматические умозаключения о вновь вводимых фактах и, как следствие, осмысленную обработку информации. База знаний — важный компонент интеллектуальной информационной системы. Наиболее известный класс таких программ — это экспертные системы. Они предназначены для поиска способов решения проблем из некоторой предметной области, основываясь на записях БЗ и на пользовательском описании ситуации. Простые базы знаний могут использоваться для создания экспертных систем хранения данных в организации: документации, руководств, статей технического обеспечения. Главная цель создания таких баз — помочь менее опытным людям найти уже существующее описание способа решения какой-либо проблемы.

Формы представления информационных продуктов и услуг для решения задач финансового менеджмента. Структура и характеристика глобальных, национальных, региональных и корпоративных информационных ресурсов и средства доступа ним.

В секторе финансовой информации может быть организован любой вид доступа к ресурсам. Информация может предлагаться потребителям следующими основными способами: в виде печатного издания; в виде переносной базы данных; в виде удаленного доступа к базе данных; в виде консультаций оказываемых специалистами в области информационных ресурсов. Перечисленные режимы имеют возрастающую полезность и ценность для специалиста с точки зрения сроков получения требуемой информации и затрачиваемых на поиск усилий, однако их цена также возрастает.

Информационные ресурсы в области биржевой информации включают справочники и БД по организациям, оказывающим соответствующие услуги (эмитентам, регистраторам и депозитариям, биржам, брокерским фирмам, инвестиционным компаниям и банкам), справочники и БД по выпускам ценных бумаг, финансовым услугам, печатные справочники и БД, характеризующие состояние данного рынка и соответствующие коммерческие предложения, а также специальные БД текстовой информации. Основными потребителями биржевой информации являются профессиональные участники биржевого, фондового и финансового рынка - оптовики, профессиональные инвесторы, а также аналитические и консультационные службы, ориентированные на их обслуживание.

Финансовая информация включает, прежде всего, информацию по обменным курсам валют и информацию по состоянию рынка денег и соответствующих инструментов. Как и в случае биржевой информации, для пользования БД финансовой информации потребителю часто требуется располагать специальным программным обеспечением, поставляемым при подписке на БД. Особенности этого вида информации, заключаются в том, что она ежеминутно меняется, отражая события, происходящие на рынке, и включает информацию о ценных бумагах, фьючерсах, обменных курсах валют, рынке недвижимости, денег, капитала и страхования. Финансовый рынок как форма организации и регулирования жизни общества представляет собой, прежде всего определенную информационную систему. Существование разных цен на одни и те же товары или ценные бумаги, казалось бы, ставит под сомнение свойство денег как всеобщего эквивалента. Однако все сводится только к владению информацией об этой разнице. Как только это станет известно экономическим агентам, то разница исчезнет. Поэтому главное условие успеха деятельности на финансовом рынке - владение оперативной и достоверной информацией.   

Существуют комплексные БД, охватывающие одновременно биржевую и финансовую информацию, а также экономическую, коммерческую, а иногда и специальную информацию, но ориентированные пpеимущественно на профессиональных инвесторов и предоставляющие им, по возможности, всю необходимую информацию для принятия решений по инвестированию.

Организация мирового рынка финансово-кредитной информации, его характеристика и структура. Электронные коммуникации в управлении финансово-кредитной сферой. Рынок деловых новостей. Международные центры генерации деловых баз данных и основные виды информационных услуг. Роль средств мультимедиа в развитии информационных рынков, их использование в управлении финансово-кредитной сферой

Как и при использовании традиционных видов продуктов и ресурсов, потенциальные пользователи финансово-кредитной информации должны знать, где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг, т.е. система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Инфраструктура информационного рынка— совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, прелагающих однородные информационные продукты и услуги.

Современный информационный рынок можно разделить на четыре взаимодействующие области:

· электронная информация,

· электронные сделки,

· система сетевых коммуникаций,

· программное обеспечение.

Рынок электронной информации включает четыре сектора: деловая информация, юридическая информация, информация для специалистов, массовая или потребительская информация.

Сектор деловой информации состоит из следующих частей:

· биржевая и финансовая информация;

· экономическая и статистическая информация;

· деловые новости;

· коммерческая информация.

Основными поставщиками информации на этом рынке выступают: центры-генераторы баз данных, центры-распространители информации на основе баз данных и информационные брокеры.

Рынок электронных сделок включает следующие части:

· системы банковских и межбанковских операций,

· системы электронных торгов,

· системы резервирования товаров и услуг.

В рамках этого сектора рынка большое значение имеет электронный обмен данными, который обеспечивает возможность безбумажного документооборота. При этом велика роль служб безопасности, обеспечивающих предотвращение несанкционированного доступа к циркулирующей информации.

Рынок систем сетевых коммуникаций охватывает

· телекоммуникационные услуги,

· информационные услуги,

· технологические услуги,

· консультационные услуги,

· технические услуги.

Рынок программного обеспечения содержит следующие части:

· сектор программных продуктов,

· сектор разработки и сопровождения информационных систем,

· сектор подготовки источников информации.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов и услуг, под которыми понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

Базы данных биржевой информации могут одновременно охватывать данные, поступающие с товарных и фондовых бирж, давая информацию о котировках товаров и ценных бумаг, или быть специализированными по товарному или фондовому рынку. В некоторых базах данных биржевой информации информация предоставляется только в реальном масштабе времени и ее обновление происходит непрерывно в течении дня. Другие базы данных содержат одновременно текущую и ретроспективную информацию (обычно за последние 3-5 дней).

Некоторые базы данных биржевой информации предоставляют пользователю возможность осуществлять биржевые операции, используя возможность электронных сделок или проводить оптимизационные расчеты портфеля ценных бумаг, используя программное обеспечение, свое или предоставленное информационной службой.

Существуют базы данных биржевой информации содержащие только справочную информацию, например, списки зарегистрированных и незарегистрированных акций для отдельных бирж, размер дивидендов. Такая информация не требует постоянного обновления и может распространяться на компакт-дисках.

По территориальному охвату базы данных биржевой информации бывают глобальными (самые известные — ADP Brokerage International Services Group или Dow Jones & Company, Inc.) и региональными. Для региональных баз данных биржевой информации характерно, что доступ к ним осуществляют те же организации, что их подготавливают.

Базы данных по ценным бумагам подготавливаются специальными исследовательскими и аналитическими компаниями, которые не поддерживают их в режиме удаленного диалогового доступа, а предоставляют крупнейшим центрам по обработке информации, которые наполняют данными свои банки данных, например Telerate, Quotron Systems.

Источником информации для баз данных по ценным бумагам в США служат данные, содержащиеся в формах отчетности, направляемых организациями в Securities & Exchange Commission.

На товарных биржах торговля осуществляется массовыми товарами и поэтому число их наименование редко превышает 100. Информация по товарам включает сведения о ценах (котировках) и об объемах конкретных сделок. Встречаются базы данных по отдельным видам товаров, например энергоносителям, сельскохозяйственной продукции и драгоценным металлам.

Существуют базы данных биржевой информации, содержащие историческую информацию и, прежде всего, динамические ряды цен на мировом товарном рынке.

Финансовая информация — совокупность сведений, фактов, явлений, имеющих отношение к денежным средствам и ценным бумагам, находящимся в распоряжении государства, предприятий, общественных организаций, а также к системе их формирования.

Специфика проблемы обеспечения потребителей актуальной финансовой информацией заключается в том, что для принятия решения инвестору необходимо ясно представлять себе ситуацию с большим числом активов и рынков. При этом важны как содержание сведений, своевременность получения данных с точностью до секунды, так и корректно построенная тенденция движения курсовой стоимости. Для решения проблемы требуется высокотехнологичный информационный продукт: данные нужно получить быстро.

Базы данных финансовой информации включают, прежде всего, информацию по обменным курсам валют и информацию по рынку временно свободных денежных средств. Для использования таких баз данных пользователь должен располагать специальным программным обеспечением.

Ежедневный оборот валютной биржи уже в конце 80-х годов составлял 500 миллиардов долларов. Такие объемы и динамика валютного рынка заставляют предпринимателей постоянно следить за данными рынков, а, следовательно, постоянно получать и использовать информацию о нем. Это касается как финансовых менеджеров, торговых или промышленных предприятий, так и валютных отделов банков.

В валютных сделках обычно участвуют банки, которые могут действовать через брокеров, самостоятельные брокеры и отдельные предприятия.

Очевидно, что на валютном рынке, который охватывает весь мир и функционирует днем и ночью, быстрота получения информации является решающим фактором. Поэтому терминалы служб валютной информации имеются в большинстве банков, у брокеров и на крупных предприятиях.

Базы данных по валютным курсам, как правило, содержат:

· текущую информацию, обновляемую в реальном масштабе времени,

· историческую информацию,

· общеэкономические статистические данные,

· деловые новости в виде мнений крупных банкиров.

Организацией, специализирующейся на подготовке таких баз данных является IP Associates.

Информация по рынку денежных средств делится на

· текущую, обновляемую информацию,

· аналитическую и рекомендательную информацию.

Базы данных по рынку временно свободных денежных средств представляются центрами обработки общего назначения, например Data-Star и DIALOG.

Для решения задачи обеспечения клиентов информационного рынка профессиональной, качественной и актуальной финансовой информацией созданы закрытые информационные сети. Характерными примерами могут служить: TENFORE, AFX, Dow Jones Telerate, Bloomberg, Reuters, DIALOG, Data Star, WESTTERGAARD. Уровень денежных вложений в продукты крупнейших информационных компаний, необходимость использования дорогих выделенных каналов и спутниковых антенн определяет круг их пользователей: банки, крупные финансовые компании, доверительные управляющие, финансовые брокеры и агентства финансовой информации, словом, представители стабильного, малорискованного и высокодоходного бизнеса.

Деловые новости представляют собой новости о состоянии рынка, а также новости в области деятельности компаний, продуктов и услуг.

Рынок деловых новостей возник несколько позже, чем рынок биржевой и финансовой информации. Вместе с тем этот сектор также характеризуется высокой динамикой: темп его роста составил в последние годы 20-30% в год. В 2004 году на услуги доступа к деловым новостям приходилось 21% дохода рынка деловой информации. Деловые новости используются предпринимателями и менеджерами при планировании и принятии хозяйственных решений. Основными потребителями деловых новостей выступают руководители среднего звена. Привычка использовать печатную информацию, определенная инертность деловых кругов приводят к тому, что даже в наши дни важными источниками деловых новостей по-прежнему выступают печатные издания. Полнотекстовые базы данных деловых новостей используются с середины восьмидесятых годов.

Сектор деловых новостей выступает единственным на рынке информационных услуг, ориентированных на предпринимателя, в котором предоставляется доступ к базам данных полного текста. В базах данных полного текста любое слово публикации или журнальной статьи, отчета компаний может быть найдено. Развитие рынка полнотекстовой информации связывают с приходом на информационный рынок пользователей-непрофессионалов в информационной области. Однако, сектор деловых новостей все же ориентирует свои услуги именно на информационных специалистов, и поэтому базы данных деловых новостей отличаются от обычных полнотекстовых баз данных (например, потребительских новостей) высокой стоимостью, значительная доля которой добавлена интерактивными службами.

Отличия баз данных деловых новостей от баз данных потребительской или массовой информации:

1. отбор наиболее представительных источников,

2. устранение дублирования информации,

3. оценка достоверности информации,

4. предоставление информации в сжатой форме,

5. четкое рубрицирование информации,

6. использование нормализованной лексики и проверка правильности наименования предприятий и именных лиц,

7. глубокое индексирование баз данных, которое обеспечивает высокую точность поиска при минимальных затратах времени.

Рынок деловых новостей — самый дорогой сектор деловой информации.

Наиболее известны универсальные базы данных деловых новостей американского генератора PREDICASTS (www.predicasts.com). Примером специализированных баз данных могут служить базы данных генератора UMI/Data Courier (www.umi.com).

Российский рынок информационных и коммуникационных услуг в финансово-кредитной сфере, его структура. Рынок деловых новостей в России. Государственные, ведомственные, отраслевые и независимые центры подготовки и распространения финансово-коммерческой информации, ее использование в финансовом менеджменте. Характеристика и особенности российского рынка электронных коммуникационных услуг, обслуживающего финансово-кредитную сферу

Формирование рынка деловой информации в России началось в середине 1990-х годов. Основными поставщиками информационных продуктов и услуг здесь являются:

· службы обмена информацией между финансовыми институтами;

· специализированные агентства и службы, ориентированные на профессиональных инвесторов;

· агентства и службы, ориентированные на потребительский рынок.

Предоставляемые ими информационные продукты и услуги доступны в следующих формах:

· в реальном масштабе времени;

· в виде баз данных на магнитных носителях или с доступом on-line;

· как специализированные обзоры в электронном или печатном виде;

· материалов периодических печатных изданий.

Потребности основной массы российских организаций и лиц удовлетворяются российскими информационными структурами:

www.rbc.ru — агентство финансовой информации «Росбизнесконсалтинг»;

www.finmarket.ru — агентство финансовой информации «Финмаркет»;

www.mfd.ru — Межбанковский финансовый дом;

net.scate.ru — агентство финансовой информации «Нет-скейт»;

www.prospect.com.ru — агентство финансовой информации «Проспект»;

В России в связи с недостаточным развитием сектора деловых новостей в советское время и в первые годы экономических реформ одним из основных источников сегодня выступает Internet. Если в первые годы своего развития Internet в России выступала одним из важнейших источников деловых новостей, сгруппированных по узким секторам рынка, проблемам и группам пользователей, то в последние годы все более широкое распространение получают деловые новости общенационального или даже глобального охвата событий и фактов, имеющие политематический характер. Представляется, что среди причин такого развития событий не только осознание ведущими агентствами деловых новостей и прессы перспективности Internet в качестве нового средства массовой информации, ее возможной роли в распространения новостей для делового сообщества или его привлекательности в качестве нового сектора рынка.

Появление в России множества источников деловых новостей в электронной форме привело к тому, что имеющихся средств управления информационными потоками, предоставляемых традиционными диалоговыми информационными системами, оказалось недостаточно и потребовались новые инструменты работы. Оказалось, что многие пользователи просто не могут работать с базами новостей в электронной форме, даже используя мощные информационно-поисковые системы, так как только простой просмотр заголовков приводит к неоправданно большим потерям времени.

Доступ к деловым новостям возможен и через серверы ведущих российских информационных агентств и телеканалов, где в рамках мировых новостей общей направленности, сгруппированных по нескольким крупным разделам, как правило, выделен соответствующий отдел. Таким образом, Internet, обеспечивающая более оперативный и полный доступ к деловым новостям, чем сами агентства новостей, является для предпринимателя существенно более важным источником чем, например, телевидение или тем более газеты. Большинство газет сегодня, не исключая и те, что ориентируются на предпринимателей (таких как "Financial Times" или "КоммерсантЪ-Daily"), могут рассматриваться в качестве источника деловых новостей для бизнеса лишь ограниченно из-за недостаточной оперативности (задержка даже на несколько часов может быть критичной при принятии деловых решений) и их роль сводится скорее только к информированию о состоянии деловой среды. Ориентация ведущих мировых агентств оперативной информации на телевидение также приводит к искусственной задержке подачи новостей и ограничению объема, исходя из сетки вещания. Пользователь Internet часто может получить доступ к деловой новости еще до ее вещания по каналам радио или телевидения, а также в полном объеме без каких-либо ограничений, в то время как на телевидении новость не будет объявлена, так как отведенное время вещания займет сообщение о результатах спортивной встречи или светская хроника. Такой подход телевидения вполне оправдан и объясняется тем, что по своей природе телевидение и газеты как средства массовой информации, ориентируются широкую аудиторию, а не на предпринимателя.

В России доступ к деловым новостям через Internet налажен на достаточно хорошем уровне. На этом рынке работают:

1. информационные агентства:

www.itartass.com — агентство "ИТАР-ТАСС",

www.rian.ru/index.html — "Новости круглые сутки on-line" агентства "РИА Новости",

www.interfax.ru Международная информационная Группа "Интерфакс" (Interfax Information Services Group),

news.fis.ru "НОВОСТИ ФИС (FIS NEWS)" на русском и английском языках;

2. специальные Интернет-службы:

www.cityline.ru — Cityline,

www.russianstory.com — Russian Story,

www.wn.ru/today/BusinessNews/index.html деловые новости на сайте новостей "What's New?",

rbn.newstv.ru/isapi/broker.dll — «Новости дня" "Русского бюро новостей";

3. Интернет-издания (согласно базе "Газетный киоск" (ci.re.ru/gk/) таких регулярно обновляемых изданий осенью 1998 г. было около 800)

www.kommersant.com/rus/ — "Коммерсантъ-Daily",

expert.ru — "Эксперт";

www.online.ru/rproducts/izvestia~finance year — "Финансовые известия",

www.online.ru/rproducts/izvestia~expert~year/ — "Известия-экспертиза".

В Интернет-газетах и службах оперативной информации новости представлены в гипертекстовом формате как бы на трех уровнях:

· заголовок новости;

· аннотация или краткое изложение новости;

· полный текст статьи или развернутое описание новости.

При этом в Интернет-газете вся информация является собственной и, как правило, предоставляется бесплатно, а в службах оперативной информации, использующих материалы средств массовой информации, бесплатными являются только заголовки и аннотации новостей, тогда как тексты статей из других источников предоставляются за плату, которая в основном передается средствам массовой информации, предоставившим источник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: