История и предпосылки развития информационных технологий в финансово-кредитной сфере

Тема 1. Понятие и значение информационных технологий в финансовом менеджменте

План лекции

1.1. Понятие информатизации и компьютеризации. Влияние информатизации и компьютеризации управления на развитие финансово-кредитной сферы.

1.2. Роль финансовых потоков в управлении экономическими процессами. Значение информационных технологий в управлении организацией и ее финансами на современном этапе.

1.3. История и предпосылки развития информационных технологий в финансово-кредитной сфере.

Понятие информатизации и компьютеризации. Влияние информатизации и компьютеризации управления на развитие финансово-кредитной сферы.

Деятельность отдельных финансовых менеджеров, групп специалистов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и обработке информации, ее осмыслению и анализу. Поиск рациональных решений в сфере финансового менеджмента требует обработки больших объемов информации, что невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на финансового менеджера, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Образование больших потоков информации обусловливается:

· чрезвычайно быстрым ростом количества финансовых документов и отчетов;

· постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

· появлением разнообразных данных (биржевых, финансовых, статистических, экономических и др.).

Как результат – наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления:

· появляются противоречия между ограниченными физическими возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации;

· существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для финансового менеджера информации;

· возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но специалисты не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих физических возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств обработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дано следующее определение:

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Понятие информатизации тесно связано с понятием компьютеризации. Компьютеризация  — процесс широкого применения компьютерной техники в управлении и в целом в экономике, хозяйстве.

Роль финансовых потоков в управлении экономическими процессами. Значение информационных технологий в управлении финансово-кредитной сферой на современном этапе

Финансовый поток — это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками. Финансовые потоки возникают при возмещении затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги. Среду обращения финансовых потоков называют финансовым окружением. Данная среда включает как часть внутренней среды предприятия, так и часть внешней среды. Элементами финансового окружения являются финансы и финансовые ресурсы, источники и потребители ресурсов и финансовые потоки.

Возрастание объёмов информации в контуре информации и в контуре управления финансами, усложнение её обработки повлекло за собой сначала внедрение компьютеров для выполнения отдельных операций, а затем расширение их применения. Традиционная информационная система стала качественно меняться. В связи с этим в контуре управления финансами появились новые информационные потоки, а старые потоки частично изменили своё направление. Часть традиционной информационной системы стала постепенно, но неуклонно трансформироваться в направлении всё большей автоматизации обработки информации. Новые возможности автоматизации финансовых операций рабочих мест специалистов, информационных технологий финансово-кредитных услуг позволяют комплексно решать проблемы анализа финансово-кредитной деятельности, разработки и создания региональных, межрегиональных и международных информационных систем управления.

История и предпосылки развития информационных технологий в финансово-кредитной сфере

Развитие вычислительной техники в финансово-кредитной сфере принято рассматривать с точки зрения смены поколений компьютеров. Каждое поколение компьютеров в начальный момент развития характеризуется качественным скачком в росте основных характеристик компьютера, вызванным обычно переходом на новую элементную базу, а также относительной стабильностью архитектурных и логических решений.
Разбиение поколений компьютеров по годам весьма условно. В то время как начиналось активное использование компьютеров одного поколения, создавались посылки для возникновения следующего. Кроме элементной базы и временного интервала используются следующие показатели развития компьютеров одного поколения: быстродействие, архитектура, программное обеспечение, уровень развития внешних устройств. Другим важным качественным показателем является широта области применения компьютеров.

С конца 1950-х до начала 1960-х годов эксплуатировались ЭВМ первого и второго поколения для решения отдельных расчетных (инженерных) и наиболее простых, но трудоемких экономических задач (например, материального учета). Тип используемой информационной технологии  (ИТ) можно назвать частичной электронной обработкой данных.

С 1960-х до начала 1970-х годов в круг работ, выполняемых с помощью ЭВМ, входила электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях. Если говорить о типе ИТ, то ее можно назвать электронной системой обработки данных (ЭСОД).

В 1970-х годах используются ЭВМ третьего поколения для обработки информации на всех этапах управления деятельности предприятия, осуществляется переход к разработке подсистем автоматизированных систем управления (АСУ) (материально-технического снабжения, товародвижения, контроля запасов и транспортных перевозок, учета реализации готовой продукции и т.д.) Тип используемой в то время ИТ можно назвать централизованной автоматизированной обработкой информации в условиях вычислительных центров (ВЦ) коллективного пользования.

В конце 1970-х годов был сконструирован персональный компьютер (ПК) – инструмент, позволивший формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие из трудноформализуемых процессов человеческой деятельности и открывший эру новой ИТ, отличительной чертой которой является диалоговый режим работы в масштабе реального времени.

С 1980-х годов наблюдается тенденция к децентрализации обработки данных, к решению задач в многопользовательском режиме и широкое применение автоматизированными системами управления технологическими процессами, систем автоматизированного проектирования, производственных, отраслевых и общегосударственных АСУ. Тип используемой ИТ можно отнести к специализации технологических решений на базе мини-ЭВМ, персональных компьютеров и удаленного доступа к массивам данных с одновременной универсализацией способов обработки информации на базе мощных супер-ЭВМ.

Последний этап (с конца 1980-х г. по настоящее время) характеризуется применением ЭВМ пятого поколения, а также широким кругом возможностей и решаемых задач:

· комплексным решением экономических задач;

· объектно-ориентированным подходом в зависимости от системных характеристик предметной области;

· сетевой организацией информационных структур;

· преобладанием интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники;

· реализацией интеллектуального человеко-машинного интерфейса;

· реализацией систем поддержки принятия решений и информационно-советующих систем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: