Специфические функции управления по своей сути отражают особенности конкретной управленческой деятельности персонала. Под этими функциями понимают результат разделения труда менеджеров.
Конкретные функции управления — часть общей функции менеджмента, содержащая сравнительно однородный состав задач и обособляемая в интересах специализации управленческого труда и повышения на этой основе его результативности.
Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Они группируются по определенным признакам объекта управления[22, c. 3].
Специфические функции менеджмента тесно связаны с особенностями предприятия и основными сферами его деятельности (общее и финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).
Состав конкретных функций менеджмента в системе управления компанией определяет состав функциональных управленческих органов. Он
зависит главным образом от масштаба юридического лица и степени диверсификации его функционирования: чем больше масштаб фирмы и разнообразнее ее деятельность, тем в большей степени дифференцируются конкретные функции[27, c. 286].
Каждая специфическая функция менеджмента в компании является комплексной по содержанию и состоит из общих функций: планирования, организации, регулирования, мотивации, контроля, анализа и т. д. В целом, можно говорить о том, что общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления.
Наиболее распространенными специфическими функциями считаются:
1) оперативное планирование и управление производством;
2) управление технологической подготовкой и научно-техническим развитием производства;
3) управление технической подготовкой, ремонтным, транспортным и др. видами обслуживания;
4) прогнозирование и технико-экономическое планирование;
5) управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива;
6) управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции (маркетинг);
7) управление капитальным строительством и реконструкцией;
8) управление финансовыми ресурсами и учет;
9) управление хозяйственным обслуживанием[17, c. 30-31].
Разновидности мотивации продемонстрированы на рисунке 7.
Рисунок 7 – Типы мотивации по источнику образования мотиваторов
В последнее время появились новые функции, такие как культура менеджмента, непрерывная работа с инновациями, организация интеллектуального творческого процесса развития и использование индивидуальных внутренних ресурсов управленца и человеческого капитала предприятия, интеллектуальное лидерство управления командой и проектом, влияние руководителя на репутацию своего бизнеса[10, c. 81].
Глава 2. Исследование функций управления на примере ООО «Юником сервис»