Степень разработанности проблемы

Кафедра народного хорового искусства

Курсовая работа

по дисциплине   

«История народно-певческого исполнительства»

                                                     на тему       

«Основные закономерности исполнительских стилей в свете жанровой, диалектной и историко-культурной проблематики»

Работу выполнила:
студентка 3 курса
очного отделения
группы М-36 Буркова Арина
 
Научный руководитель: Мачкасова Татьяна Анатольевна

 

г. Самара

2019 г.

Содержание

 

Введение....... ……………………………………………………..…………...

Раздел I. Закономерности исполнительских стилей в свете жанровой проблематики народно-певческого исполнительства

1.1 Исполнительство — самостоятельная и неотъемлемая часть структуры фольклорно-этнографического текста....................................

1.2 Основные жанры народно-певческого исполнительства ……

 

Раздел II. Диалектно - стилевые особенности народно-певческого исполнительства

2.1 Своеобразие региональных особенностей народно-певческого исполнительства………………………………….

2.2 Диалектно- стилевые особенности песенных традиций   ………..…………

Раздел III. Историко-культурная проблематика народно-певческих исполнительских стилей

3.1. Историческая динамика народно-певческих исполнительских стилей ....

3.2 Локальные формы народных певческих традиций……

Заключение ………………………………………….………………….……..….

Список литературы …………………………………………………...

 

 

Введение.

Актуальность.

         Изучение народного исполнительства дает представление о неразрывной связи системы средств музыкальной выразительности народной песни с формой и обстоятельствами ее исполнения. Важнейшими задачами для народного исполнителя являются:

· формирование знаний о комплексе выразительных средств в сфере исполнительства, присущих каждому жанру фольклора; 

· изучение закономерных связей между исполнительской формой и жанрово-стилевыми характеристиками народных песен;

· освоение закономерностей региональных (местных) певческих традиций, выявление особенностей мужского, женского, исполнительства.

Только при условии соблюдения всех поставленных задач, возможно сформировать грамотное представление об исторической динамике изменений форм фольклора и стилевых признаков исполнения, в связи с особенностями эстетики конкретного периода и обстоятельствами бытования народных песен.

Для осознания образного содержания народной музыки необходимо учитывать целый комплекс взаимосвязанных и взаимозависящих факторов. Нужно учитывать жанровую природу рассматриваемого произведения. Сведения о естественном жизненном контексте, в котором обычно звучит произведение народной музыки, совершенно необходимы для правильного понимания его художественного смысла, образной семантики.

Пение, трактуемое как один из древнейших видов музыкального искусства, не сразу стало таковым. Оно всегда было и остается самым прямым образом связанным с первичной и органически присущей человеку во все времена потребностью в эмоциональном выражении. Исследуя причины, порождающие пение, Н.Чернышевский замечает: «Пение первоначально и существенно, подобно разговору, - произведение человеческой природы, а не произведение искусства». Это замечание справедливо в том плане, что первым и главным музыкальным инструментом, полученным человеком от природы, был его голос. Это замечание справедливо в том плане, что первым и главным музыкальным инструментом человек стал голос. И певческим он стал под влиянием чувства, как результат спонтанного, непроизвольного самовыражения, которое определяется и формируется общей интонационной атмосферой конкретной эпохи.

В течение исторического опыта народа вырабатывались и твердо усваивались устоявшиеся в общественном сознании мотивы и напевы, имеющие особую значимость в силу их магического, целебного и т.п. смысла или социальной полезности (сигналы, команды, кличи). Накопление интонационного материала и возможность его запоминания осуществлялись путем развития, складывания своего рода музыкально-интонационного языка, системы попевок − основных излюбленных интонационно-мелодических формул, которые, с одной стороны, формировали лад и строй, а с другой, − конструировали мелодические линии.

Степень разработанности проблемы.

Представления об исполнительских традициях описываются в филологических, этнографических исследованиях и музыковедческих трудах Х1Х-ХХ веков. Отражение местных, локальных традиций в песенном фольклоре русских рассматривали в своих работах исследователи народной музыки: В. Трутовский, М.Стахович, Н. Лопатин, В. Прокунина, В. Мошков, Н. Пальчиков, К. В. Квитка, А. В. Руднева и др.

Исследования раскрывают феномен сказительства в эпической традиции, рассматривается роль исполнительницы причитаний («плачеи», «плакальщицы», «плакуши», «вопленницы» и др.) в культуре русского народа. «В научных исследованиях была разработана типологическая «шкала», форма преемственности сказительских традиций. За основу этих исследований взято творчество представителей династии Рябининых-Андреевых, И.А. Федосовой, М.Д. Кривополеновой и др. (По материалам исследований Е.В.Барсова, П.Н.Рыбникова, М.М. и Ю.М.Соколовых, В.Я.Проппа, М.К. Азадовского, К.В. Чистова, Б.Н. Путилова, В.Е. Гусева)» [1, с. 35]. 

Музыкознание XVIII -ХIХ веков об исполнении народных песен опирается на труды Н.А. Львова, Н.Е. Пальчикова, Н.П. Лопатина, Е.Э. Линевой, которые занимаются изучением эстетики народного исполнительства.

Большинство ученных детально исследовали отдельно каждый пласт жанров. Например, изучением эпоса занимались такие деятели, как: Т.А.Бернштам, И.В. Власова,И.Н. Уханова, М.JI. Мазо, Г.С. Маслова,А.В. Сафьянова, А.А. Лебедева,К.Д. Лаушкина,И.А. Федосова,Г.Г. Шаповалова,А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина,В.Я. Пропп, их работы опубликованы совместно с работами Б.Н. Путилова и К.В. Чистова в сборнике «Фольклор и этнография русского севера».

Изучению жанров календарно-обрядового цикла посвятили свои работы И.И. Земцовский: «Мелодика календарных песен», Г.В. Лобкова:«Древности Псковской земли: Жатвенная обрядность», Е.В. Аничков «Весенняя обрядовая песня у славян», Л.Н Виноградова «Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян", А. М. Мехнецов «Русская народная песня: Стиль, жанр, традиция» Ю.Г.Круглов в работе «Обрядовая поэзия», В.П. Аникин: «Календарная и свадебная поэзия».

Большой вклад в фольклористику внес В.М. Щуров[1]. Его работа «Жанры русского музыкального фольклора», освещает историю возникновения и развития жанров русского народного музыкального творчества, условия их бытования, поэтические и музыкальные особенности каждого жанра.

Чрезвычайно важное замечание Л. Л. Христиансена[2] о несинхронном воплощении идеи в музыкальном и поэтическом тексте народных песен является ключом к разгадке тайны постижения их смысла [111,??? у тебя 17 источников в списке!!! Ты куда нас отсылаешь? 59-61]. Постепенное развитие сюжета не сразу раскрывает суть основной идеи. Смысл её становится понятным иногда только в конце песни, часто в последней строфе. В напеве же идея песни воплощается обобщённо в звучании каждого куплета или строфы. Она как бы закодирована в общем тонусе звучания, в семантике формы, структуры, ладово-интонационных построений, функционально-гармонических связей, тембровой окраске. На определённом этапе развития сюжета музыкальный и поэтический тексты находятся в смысловом противоречии. По завершении развёртывания драматургии песни в целом семантика музыкального и вербального начал приходит к логическому согласованию [9, 60]. Посмотри, я присылала правила оформления сносок.

Региональные песенные традиции как одного из элементов традиционной этнической культуры можно рассматривать в качестве системы. В.Л. Гошовский предложил по отношению к региональной песенной традиции особый термин «музыкальный диалект». Кроме того, региональная песенная традиция связана с целостной этнической музыкальной культурой, вбирающей в себя общие признаки разных региональных компонентов.

Академик Б.В.Асафьев[3] трактовал музыкальный стиль как незавершённую, неустойчивую форму. Если характерные интонационные признаки ряда выразительных средств из «преходящих» становятся «надолго устойчивыми», то «из них может возникнуть звуко-ритмо-формула выражения, а затем на основе её и некая архитектоническая, конструктивная норма». Он утверждал, что «стиль вне интонации всегда определяется несколько ограниченно: то как манера, то как отбор или комплекс средств выражения» [6, 11].

Современная практика комплексного изучения народного исполнительства, прежде всего, в условиях работы научной экспедиции, фиксирует разнообразные формы функционирования «живой» фольклорной традиции.

Объект исследования: значениежанровые, диалектные и историко-культурные локальные особенности в формировании исполнительских стилей.  

Предмет исследования: влияниежанровой, диалектной и историко-культурной проблематики на формирование исполнительских стилей.  

Цель работы – теоретически обосновать основные закономерности исполнительских стилей в свете жанровой, диалектной и историко-культурной проблематики.

Задачи:

1. Выявить закономерности исполнительских стилей в свете жанровой проблематики народно-певческого исполнительства.

2. Выделить основные исполнительские аспекты в допесенных и песенных жанрах фольклора.

3. Обозначить диалектно- стилевые особенности песенных традиций

4. Определить историческую динамику исполнительских стилей

Методологической основой для данной работы является теоретический анализ научной литературы направленной на изучение основных закономерностей исполнительских стилей в свете жанровой, диалектной и историко-культурной проблематики.

Структура работы.

Актуальность данной работы  подтверждена научными теоретическими и практическими трудами ведущих фольклористов и этнографов, изучающтх основные закономерности исполнительских стилей в свете жанровой, диалектной и историко-культурной проблематики. Во введении раскрывается практическая значимость результатов данных исследований, практическая значимость для современных исполнителей народных песен.

Первая глава раскрывает закономерности исполнительских стилей в свете жанровой проблематики народно-певческого исполнительства. Рассматривается практическое значение исполнительства, как  самостоятельной и неотъемлемой части структуры фольклорно-этнографического текста. Выделяет особенности допесенных и песенных жанров русского традиционного фольклора.

Вторая глава посвящена диалектно - стилевым особенностям народно-певческого исполнительства, влиянию различных факторов на формирование региональных диалектных особенностей.

Третий раздел направлен на освящение историко-культурной проблематика исполнительских стилей. Затрагивается роль историческая динамика в формировании исполнительских стилей и локальных форм народных певческих традиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: