Величина МОД (л) | Содержание О2 (%) | Содержание СО2 (%) |
5.5 | 16.0 | 4.0 |
От 5.5 до 10 | 15.9 | 4.3 |
От 10 до 13 | 15.8 | 4.4 |
От 13 до 15 | 15.5 | 4.5 |
От 15 до 17 | 15.4 | 4.6 |
От 17 до 24 | 15.3 | 4.7 |
От 24 и выше | 15.2 | 4.8 |
Результат:
МОД в покое=______________
МОД при физической нагрузке=__________________
А. Вычисление энерготрат в покое (обмена покоя).
1. Используя данные таблицы 2, заполните таблицу:
% в атм. (вдыхаемом) воздухе | Объем во вдыхаемом воздухе (V вдых.) | % в выдыхаемом воздухе (л) | Объем в выдыхаемом воздухе (V выдых.) | ||
СО2 | 0.03 | МОД х 0.03 = 100 = | МОД х %СО2 выд.= 100 = | V СО2 выд.= =V СО2 выдых.- V СО2 вдых.= = | |
О2 | 21 | МОД х 21 = 100 = | МОД х %О2 выд.= 100 = | V О2 погл.= =V О2 вдых.- V О2 выдых.= = |
2. Вычислите дыхательный коэффициент (ДК):
ДК = V СО2 выд. =
V О2 погл. ________________________________________________________________
4. По величине полученного ДК определите КЭК, используя таблицу 1:
КЭК =______________________________________
5. Рассчитайте энерготраты за минуту:
|
|
Q =V О2 погл. х КЭК =_________________________________________
6. Рассчитайте энерготраты за сутки:
Q =__________________________________________________________
Б. Вычисление энерготрат при физической нагрузке (рабочего обмена).
1. Используя данные таблицы 2, заполните таблицу:
% в атм. (вдыхаемом) воздухе | Объем во вдыхаемом воздухе (V вдых.) | % в выдыхаемом воздухе (л) | Объем в выдыхаемом воздухе (V выдых.) | ||
СО2 | 0.03 | МОД х 0.03 = 100 = | МОД х %СО2 выд.= 100 = | V СО2 выд.= =V СО2 выдых.- V СО2 вдых.= = | |
О2 | 21 | МОД х 21 = 100 = | МОД х %О2 выд.= 100 = | V О2 погл.= =V О2 вдых.- V О2 выдых.= = |
2. Вычислите дыхательный коэффициент (ДК):
ДК = V СО2 выд. =
V О2 погл. ________________________________________________________________
7. По величине полученного ДК определите КЭК, используя таблицу 1:
КЭК =______________________________________
8. Рассчитайте энерготраты за минуту:
Q =V О2 погл. х КЭК =_________________________________________
9. Рассчитайте энерготраты за сутки:
Q =__________________________________________________________
В. Оценка КФА:
КФА= Qрабочий =
Qпокоя _________________________________________________________
Г. Оценка рабочей прибавки:
РП = Qрабочий - Qпокоя = __________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа №4
«Оценка обмена энергии по показателям системы кровообращения (формула Рида)»
Объект исследования: _________________________________________________________
|
|
Методика:
У испытуемого, пребывающего в состоянии покоя, трижды (с интервалом 2-3 мин.) измерить артериальное давление (АД) и частоту сердечных сокращений ЧСС). Полученные величины усреднить, определять величину пульсового давления (ПД) и вычислить процент отклонения обмена покоя (условно основного) от норма по формуле Рида:
% отклонения = 0,75 х (ЧСС + ПД х 0,74) - 72
Пример: ЧСС = 76; АД = 120/80; ПД = 40
% отклонения = 0,76 (76 + 40 х 0,74) - 72 = 7,02%
Результаты измерений и вычислений занести в протокол, в выводах сравнить полученный процент отклонения с нормой, учитывая, что нормативным считается интервал ±10%.
Результат:
ЧСС = ________________ударов/мин.
АД = ________/________ мм рт.ст.
ПД = АД сист. – АД диаст. =_________________________________________________
% отклонения =_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа №5
«Наблюдение рефлекторных терморегуляторных реакций у человека»
Объект исследования: _________________________________________________________
Методика:
На левое плечо испытуемого наложить манжету Рива-Рочи и создать в ней давление 40-50 мм рт.ст. При этом прекращается венозный отток от левого предплечья. Так как оттока крови от левого предплечья к остальным частям тела нет, наблюдаемая реакция носит рефлекторный характер.
На кисть правой руки прикрепить датчик электротермометра для регистрации температуры кожи.
Выполнить 3 «фоновых» измерения с интервалом 10 секунд. После этого начать нагревать рефлектором левое предплечье. При этом на кисти правой руки наблюдаются изменения температуры кожи. Результаты измерения температуры правой кисти записывать каждые 10 секунд опыта, периодически спрашивая испытуемого о его субъективных ощущениях (тепло или горячо?). В протоколе помечать моменты времени, когда субъективные ощущения меняются. Построить график изменения температуры в ходе эксперимента. В выводах объяснить механизмы наблюдаемых явлений.
Результат:
Время (сек) | Темпе-ратура |
Фон | |
Фон | |
Фон | |
10 | |
20 | |
30 | |
40 | |
50 | |
60 | |
70 | |
80 | |
Время (сек) | Темпе-ратура |
90 | |
100 | |
110 | |
120 | |
130 | |
140 | |
150 | |
160 | |
170 | |
180 | |
190 | |
Время (сек) | Темпе-ратура |
200 | |
210 | |
220 | |
230 | |
240 | |
250 | |
260 | |
270 | |
280 | |
290 | |
300 | |
Время (сек) | Темпе-ратура |
310 | |
320 | |
330 | |
340 | |
350 | |
360 | |
370 | |
380 | |
390 | |
400 |
График изменения температуры кисти правой руки при нагревании левого предплечья:
Заключение:
Какие изменения температуры и в какой последовательности Вы регистрировали на кисти руки, не подвергавшейся нагреванию?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
1. Можно ли объяснить наблюдаемые изменения температуры распространением нагретой крови от нагреваемой конечности? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какова, по-вашему, природа наблюдаемого изменения? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чем можно объяснить возможное повышение температуры кисти руки, которая не подвергалась непосредственному нагреванию?
|
|
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какими субъективными температурными ощущениями сопровождались эти изменения?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем можно объяснить возможное снижение температуры кисти?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какими субъективными ощущениями сопровождалось снижение температуры кисти?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что такое температура комфорта? ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа №6
«Температурная адаптация»
Объект исследования: _________________________________________________________
Методика:
В три сосуда налить воду с температурой соответственно 10°С, 25°С и 40°С. Указательный палец левой руки опустить в сосуд с температурой воды 10°С, указательный палец правой руки - в сосуд с температурой воды 40°С. Через 30 секунд оба пальца опустить в сосуд с температурой 25°С. При воздействии средней температуры в указательном пальце левой руки возникает ощущение тепла, а в указательном пальце правой руки - ощущение холода. Наблюдаемое явление называется «температурный контраст».
Результаты наблюдений занести в протокол. В выводах объяснить причину наблюдаемого явления, учитывая способность температурных рецепторов к адаптации.
Результат:
Зарисуйте схему эксперимента.
Палец правой руки (был в теплой воде) почувствовал ____________________________,
|
|
Палец левой руки (был в холодной воде) почувствовал ____________________________.
Вывод:
1. Адаптация рецепторов - это ___________ __________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Предполагаемый механизм явления:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел VIII. «Физиология дыхания»
Работа №1
«Модель грудной полости (модель Дондерса)»