Методика:
Вентиляция легких (минутный объем дыхания, МОД) – это (выпишите определение из учебника) _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МОД = ЧД х ДО, где ЧД – частота дыхания, ДО - дыхательный объем
Опыт выполняется на приборе «Метатест». Перед экспериментом необходимо вынуть из прибора кассету, содержащую поглотитель углекислого газа (натронную известь). При этом в резервуаре прибора постепенно будет повышаться концентрация углекислого газа. В остальном подготовка прибора и «подключение» испытуемого производится согласно инструкции, прилагаемой к установке.
В течение 3-х минут регистрировать спирограмму.
При анализе используются участки спирограммы, зарегистрированные в течение первых 30 секунд и последних 30 секунд опыта. По частоте дыхания и дыхательному объему рассчитать МОД в начале и в конце опыта (при накоплении углекислого газа).
Сравнить результаты опыта, обратив внимание на изменение дыхательных объемов при вдыхании все больших концентраций углекислого газа. Сделать вывод о его влиянии на легочную вентиляцию.
|
|
Результаты:
Спирограмма:
ДО в начале опыта =___________________________________________________________
ЧД в начале опыта = ___________________________________________________________
МОД в начале опыта = _________________________________________________________
ДО в конце опыта =___________________________________________________________
ЧД в конце опыта = ___________________________________________________________
МОД в конце опыта = _________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа №6
«Изменение легочной вентиляции при физической работе»
Объект исследования: _________________________________________________________
Методика:
Работа проводится с помощью аппарата «Метатест».
У испытуемого, сидящего на стуле, зарегистрировать спирограмму. Выключить прибор, «отключить» от него испытуемого и предложить ему сделать 20 приседаний в ритме одно приседание в секунду. Затем снова включить прибор и произвести повторную регистрацию спирограммы.
По спирограммам определить дыхательные объемы (ДО) и частоты дыхания (ЧД) до и после нагрузки, принимая во внимание, что скорость протяжки ленты 50 мм/мин, а смещение спирограммы на 25 мм соответствует 1 л воздуха. Рассчитать МОД. Результаты измерений и расчеты занести в протокол.
Сравнить результаты, полученные до и после выполнения физической нагрузки. Сделать вывод о влиянии физической нагрузки на легочную вентиляцию.
|
|
Результаты:
Спирограмма:
До физической нагрузки:
ДО = ___________мм _________________________________________ДО = ____________л
ЧД = ___________________/мин.
МОД =_______________________________________________________________________
После физической нагрузки:
ДО = ___________мм _________________________________________ДО = ____________л
ЧД = ___________________/мин.
МОД =_______________________________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел IX. Физиология сенсорных систем.
Работа №1
«Определение пространственных порогов различения тактильных раздражителей»
Объект исследования: _________________________________________________________
Методика:
Предложить испытуемому сесть на стул и закрыть глаза. Широко раздвинутыми ножками циркуля-измерителя (сначала по очереди, а затем двумя одновременно) прикоснуться к поверхности ладони испытуемого. Испытуемый должен сообщить, почувствовал ли он два последовательных точечных прикосновения или же последнее раздражение вызвало ощущение прикосновения к двум различным точкам. Постепенно сдвигая ножки циркуля, продолжать прикосновения к ладони сначала отдельно каждой ножкой, а затем одновременно двумя. Опыт продолжать до момента, когда испытуемый при одновременном уколе обеими ножками циркуля будет ощущать точечное прикосновение (как при раздражении одной ножкой циркуля). С помощью линейки измерить расстояние между ножками циркуля в миллиметрах.
Максимальное расстояние между двумя раздражаемыми точками кожи, при котором у испытуемого возникает ощущение точечного прикосновения, называют пространственным порогом различения тактильных раздражителей.
Найти пространственные пороги для кожи ладони, тыльной поверхности кисти, предплечья, плеча, задней поверхности шеи.
Результаты исследования занести в протокол. В выводах объяснить, с чем связаны различия пространственных порогов: с плотностью кожных рецепторов или с различной площадью представительства соответствующих областей тела в соматосенсорной коре.
Результаты:
Пространственные пороги для кожи:
ладони __________________________________________,
тыльной поверхности кисти _________________________,
предплечья _______________________________________,
плеча ____________________________________________,
задней поверхности шеи ____________________________.
Выводы:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа №2
«Сопоставление порогов слышимости при воздушном и костном проведении звука»
Объект исследования: _________________________________________________________
Методика:
Рукоятку звучащего камертона приложить к сосцевидному отростку испытуемого и держать до тех пор, пока испытуемый не сообщит о том, что он перестал слышать звук камертона. Быстро перенести камертон к уху испытуемого и спросить его, слышит ли он звук. При нормальном соотношении порогов абсолютной звуковой чувствительности при воздушном и костном проведении звука ответ испытуемого должен быть положительным.
Результаты исследования занести в протокол. В выводах объяснить, почему у здорового человека порог слышимости при воздушном проведении звука ниже, чем при костном.
Результат:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Выводы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа №3
«Локализация источника звука»
Объект исследования: _________________________________________________________
Методика:
Предложить испытуемому сесть на стул и закрыть глаза. Постукивая карандашом о карандаш (справа, слева, спереди, сзади, сверху и снизу), спрашивать испытуемого о направлении источника звука.
Повторить опыт, предварительно заложив кусочком ваты один из наружных слуховых проходов испытуемого.
Вынуть вату из уха испытуемого и вставить в слуховые проходы оливы фонендоскопа. Фонендоскоп расположить за спиной испытуемого. Поднести к фонендоскопу звучащий камертон и предложить испытуемому указать направление, с которого он слышит звук. Заменить одну из трубок фонендоскопа значительно более длинной и повторить опыт.
Результаты исследования занести в протокол. В выводах описать механизмы, позволяющие определить локализацию источника звука.
Результаты:
Поставьте в таблице «+», если испытуемый правильно определил локализацию источника звука и «-«, если он ошибся
Локализация источника звука | Открытые слуховые проходы | Закрыт левый слуховой проход | Закрыт правый слуховой проход |
Справа | |||
Слева | |||
Спереди | |||
Сзади | |||
Сверху | |||
Снизу |
С нормальным фонендоскопом звук камертона слышится ____________________.
Если у фонендоскопа длиннее левая трубка, то звук слышится _______________________, если – правая, то - ________________________________________.
Выводы:
|
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа №4
«Слепое пятно сетчатки глаза»