При помощи этого теста оценивается сопротивление воздухоносных путей току воздуха. Тест, в частности, может служить инструментом диагностики бронхиальной астмы.
Наладить запись нормальной спирограммы. Переключить скорость протяжки ленты на 1200 мм/мин. Попросить испытуемого сделать максимально глубокий вдох, а затем – выдохнуть как можно глубже и как можно быстрее. Записав после этого небольшой участок спирограммы при спокойном дыхании (около 30 секунд), прекратить запись, «отключить» испытуемого от прибора.
На спирограмме отметить точку начала максимально быстрого глубокого выдоха, через эту точку провести вертикальную линию. От этой линии отложить 20 мм (расстояние, соответствующее 1 секунде) и провести еще одну вертикальную линию. Эта линия будет пересекать линию выдоха на спирограмме.
Тест Тиффно показывает, сколько процентов максимального выдоха пациент успевает сделать за 1 секунду. Чтобы рассчитать эту величину по спирограмме, надо измерить объем выдоха от его начала до точки пересечения со второй вертикальной линией, разделить эту величину на жизненную емкость легких и умножить на 100%:
|
|
Объем выдоха за 1 сек х 100%
ЖЕЛ
Полученная величина в норме должна превышать 75%.
Результаты и выводы:
ДЖЕЛ = ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Измерение ЖЕЛ с помощью сухого портативного спирометра:
А) одномоментное определение ЖЕЛ
Результат: ЖЕЛ = ____________________
Вывод:_________________________________________________________________
Б) определение отдельных фракций ЖЕЛ
Результаты и выводы:
Параметр | Измеренное значение | Нормальное значение (по учебнику) | Соответствие норме |
ДО | |||
РОвыд. | |||
РОвд. |
РОвд. = ________________________________________________________________
Измерение ЖЕЛ и ее компонентов с помощью аппарата «Метатест»:
А) определение ЖЕЛ и ее отдельных фракций по спирограмме
Результаты и выводы:
Спирограмма:
Параметр | Измеренное значение (мм) | Пересчет в литры | Нормальное значение (по учебнику) (л) | Соответствие норме |
ДО | ||||
РОвд. | ||||
РОвыд. | ||||
ЖЕЛ |
Б) определение скорости максимального выдоха (Тест Тиффно)
Спирограмма:
Результат:
Объем выдоха за 1с = ____________________________
Объем выдоха за 1 сек х 100% =
ЖЕЛ __________________________________
Вывод:_______________________________________________________________
Работа №3
|
|
«Определение насыщения гемоглобина кислородом (оксигемометрия)»
Объект исследования: _________________________________________________________
Методика:
Оксигемометр – прибор, позволяющий определить, какая часть гемоглобина (в процентах) связана с кислородом (насыщение гемоглобина кислородом, сатурация). Прибор снабжен фотоэлектрическим датчиком.
Данный прибор используется в отделениях интенсивной терапии и позволяет следить за насыщением гемоглобина кислородом и частотой сердечных сокращений (ЧСС) пациента. Поскольку имеющаяся модификация прибора не позволяет проводить графическую регистрацию, измерения в процессе эксперимента необходимо производить раз в 10 секунд и записывать в два столбика (в один – ЧСС, в другой – насыщение гемоглобина кислородом).
Укрепить датчик на указательном пальце испытуемого. Через 2 – 3 минуты зарегистрировать 3 последовательных измерения с интервалом в 10 секунд (фоновые показатели). Если измеряемые параметры существенно отличаются, то подождать еще 2-3 минуты и повторить измерения.
а) Предложить испытуемому сделать неглубокий вдох и задержать дыхание на максимально возможное для него время. В протоколе отметить начало задержки дыхания (1-я задержка дыхания). На протяжении всего периода задержки дыхания продолжать регистрировать ЧСС и насыщение гемоглобина кислородом (SpO 2), отметить окончание задержки дыхания. Продолжать регистрацию до возвращения измеряемых параметров к фоновым показателям (1-й период восстановления). Отметить в протоколе окончание восстановления.
б) Предложить испытуемому произвести гипервентиляцию до появления первых признаков головокружения (около 20 секунд). На протяжении периода гипервентиляции регулярно записывать показания прибора. Попросить испытуемого задержать дыхание на небольшом вдохе (постгипервентиляционное апноэ, 2-я задержка дыхания). На протяжении всего периода 2-й задержки дыхания продолжать регулярно записывать показания прибора. Отметить окончание задержки дыхания и продолжать регистрацию до восстановления исходных значений параметров.
При оформлении протокола построить графики изменения ЧСС и насыщения гемоглобина кислородом на протяжении всего опыта. На графиках отметить периоды задержек дыхания, восстановлений и гипервентиляции.
Результаты:
время | ЧСС | SpO2 |
Фон | ||
Фон | ||
Фон | ||
10 | ||
20 | ||
30 | ||
40 | ||
50 | ||
60 | ||
70 | ||
80 | ||
время | ЧСС | SpO2 |
90 | ||
100 | ||
110 | ||
120 | ||
130 | ||
140 | ||
150 | ||
160 | ||
170 | ||
180 | ||
190 | ||
200 | ||
время | ЧСС | SpO2 |
210 | ||
220 | ||
230 | ||
240 | ||
250 | ||
260 | ||
270 | ||
280 | ||
290 | ||
300 | ||
310 | ||
320 | ||
время | ЧСС | SpO2 |
330 | ||
340 | ||
350 | ||
360 | ||
370 | ||
380 | ||
390 | ||
400 | ||
410 | ||
420 | ||
430 |
Графики изменений ЧСС и насыщения гемоглобина кислородом (выполните на тетрадном листе в клеточку, расположив его поперек, и вклейте в протокол):
Выводы:
1. В каком случае наблюдалась более длительная задержка дыхания: после спокойного дыхания или после гипервентиляции?____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Как изменялась ЧСС в процессе задержки дыхания на вдохе? Какими рефлексами может быть обусловлено это изменение? Каков их предполагаемый физиологический смысл?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
3. Приводит ли гипервентиляция к существенному повышению насыщения гемоглобина кислородом? Почему (для ответа на вопрос вспомните кривую диссоциации оксигемоглобина)?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему при задержке дыхания насыщение гемоглобина кислородом сначала практически не меняется, а затем резко снижается (для ответа на вопрос вспомните форму кривой диссоциации оксигемоглобина)?_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В каком случае достигалось большее падение уровня оксигемоглобина: при 1-й задержке дыхания или при 2-й? __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Почему в одном из случаев испытуемый «выдерживал» более низкое насыщение гемоглобина кислородом (сделайте предположение на основании ваших знаний о роли хеморецепторов в регуляции дыхательного центра)? ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Работа №4
«Расчет кислородной емкости крови»
Объект исследования: кровь человека, _______пол, [Hb]=__________г/л
Методика:
Кислородная емкость крови (КЕК) – это (выпишите определение из учебника) _______
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Учитывая, что 1 г гемоглобинаспособен присоединить 1,34 мл кислорода (число Хюфтнера), кислородную емкость крови (КЕК) рассчитывают по формуле:
КЕК = 1.34 х содержание Hb в крови ( г/л )
При нормальном содержании гемоглобина КЕК составляет:
167.5 – 174.2 мл О2 / л – у женщин и 180.9 – 187.6 мл О2 / л – у мужчин.
Используя данные, полученные при определении содержания гемоглобина (раздел «Физиология крови»), вычислить кислородную емкость исследованной крови.
Результаты вычислений занести в протокол. В выводах сравнить полученную величину с нормой.
Результат:
КЕК = ____________________________________________________________
Вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ __________________
Работа №5
«Влияние постепенного повышения содержания углекислого газа во вдыхаемом воздухе на вентиляцию легких»