double arrow

Возрастная периодизация психического развития


ПЛАН

1. Общая характеристика психологического возраста.

2. Основные механизмы смены возрастных периодов.

3. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста.

4. Общая характеристика основных периодов психического развития.

Общая характеристика психологического возраста. Возраст— определенный этап в развитии человека, который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту).

2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.).

3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: умственный возраст, социальная зрелость - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает), эмоциональная зрелость (произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость).




В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Категорию «возраст» используют в своих теоретических построениях ученые, разделяющие концепцию стадиального развития психики. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. Все они считают, что в психическом развитии человека можно выделить стадии.

Стадия — определенная ступень, период, этап в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности.

Стадии психического развития отличаются друг от друга своеобразным сочетанием характеристик психических проявлений и поведения. Эти характеристики и определяют психологические особенности конкретного возраста. Очень часто между стадиями наблюдаются бурные переходные периоды, которые обозначаются возрастными кризисами.

Выделение общих стадий психического развития весьма условно, т.к. по сути, жизнь каждого человека образуют свои уникальные этапы, длительность и характер которых зависят от индивидуальных генетических предпосылок и специфических условий жизни. Но помимо индивидуальных закономерностей существуют и общие тенденции в возрастном развитии, которые проявляются, как правило, у всех представителей данной возрастной группы. Таким образом, использование категории «возраст» позволяет понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных жизненных стадий. При этом содержание и название периодов, их временные границы определяются представлениями ученых о наиболее важных, существенных сторонах развития.



В отечественной психологии одно из наиболее глубоких обоснований стадиальности психического развития сделал. По мнению Л. С. Выготского, развитие — это, прежде всего, возникновение нового, или возрастных новообразований. Поэтому особенности конкретной стадии развития определяются содержанием ее возрастных новообразований, т.е. качеств или свойств, которые на предыдущей стадии «в готовом виде» не существовали. Но в то же время, как отмечал ученый, «новое не падает с неба», а подготовлено всем ходом предшествующего развития, т.е. появляется закономерно.

Признавая основным фактором психического развития социальную среду, Л. С. Выготский ввел в научный обиход понятие «социальная ситуация развития», которая определяется специфическим для каждого возраста отношением между ребенком и социальной средой. Новый возрастной период начинается со смены социальной ситуации развития. Последняя же, в свою очередь, обуславливает появление к концу возрастного периода новообразований, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.



Новообразование – новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Центральное новообразование – ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг него группируются частные новообразования. Процессы развития, связанные с центральным новообразованием – центральные линии развития, другие – побочные. Центральные и побочные линии могут от возраста к возрасту меняться местами (речь – центральная в раннем детстве, побочная в школьном).

Основные механизмы смены возрастных периодов. Исследуя динамику переходов от одного возраста к другому, Л. С. Выготский пришел к выводу, что изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Исходя из этого, им выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Стабильный период характеризуется плавным ходом процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, длятся по нескольку лет и составляют большую часть жизни человека. Изменения, которых происходят на протяжении длительного времени, как правило, незаметны для окружающих. Но, накапливаясь, в конце периода они обуславливают качественный скачок в развитии, что и определяет появление возрастных новообразований. Поэтому об уровне развития можно судить, сравнив начало и конец стабильного периода.

Такая ситуация называется кризисом возрастного развития или сокращенно возрастным кризисом. Как образно отметил Л.С. Выготский, кризис – «революция в психическом развитии». В кризисные периоды развитие принимает «бурный, стремительный, иногда катастрофический характер». Кризисы возникают вследствие вызревающих внутренних особенностей ребенка и тех противоречий, которые на этой почве возникают между ребенком и средой. В период возрастного кризиса часто наблюдается задержка в психическом развитии, которая сопровождается выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера.

С точки зрения такого понимания кризисы, конечно, неотвратимы, потому что ни при каких условиях неотвратимы сами противоречия. Однако в действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными. Неизбежны не кризисы, в переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис – это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием. Поэтому взрослым необходимо учитывать новые потребности ребенка, изменившиеся его отношения с окружающими и оказывать соответствующую помощь по формированию возможностей их удовлетворения.

Возрастные кризисы – это резкие скачкообразные изменения психических черт ребенка.

Перестройка социальной ситуации развития под влиянием новообразований, возникших в сознании ребенка – суть и главное содержание критических возрастов.

Таким образом, по мнению Л. С. Выготского психическое развития представляет собой чередование кризисных и стабильных периодов развития.

Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Среди всех подходов к периодизации психического развития особое место занимают теоретические построения советского психолога Д. Б. Эльконина

В основе периодизации Даниила Борисовича Эльконина лежит ряд фундаментальных положений культурно-исторической теории, разработанной Л. С. Выготским, а также идея о «ведущей деятельности», обоснованная А. Н. Леонтьевым в рамках деятельностного подхода.

В своей периодизации Д. Б. Эльконин обращается к понятию «ведущая деятельность», введенному А. Н. Леонтьевым.

Ведущая деятельность — вид деятельности, который на конкретном этапе жизни человека определяет возникновение основных возрастных новообразований.

По каким признакам можно судить, что деятельность является ведущей? Можно было бы, например, в качестве ведущей деятельности признать ту, в которую человек чаще всего включен. Но, как замечает А. Н. Леонтьев, «ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени». Для ведущей деятельности характерны следующие качественные признаки:

1) в ней зарождаются и проявляются новые виды деятельности (например, учебная деятельность впервые появляется в дошкольном возрасте, но возникает и проявляется она в ведущей деятельности этого возраста — в игре).

2) она обуславливает формирование и перестройку конкретных психических процессов (например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении — процессы отвлеченного мышления).

3) от нее во многом зависят основные психологические изменения личности в данный возрастной период (например, ребенок-дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения людей).

Исходя из рассмотренных признаков, можно заключить, что ведущая деятельность определяет важнейшие направления психического развития человека, в том числе обуславливает формирование возрастных новообразований.

Таким образом, развитие ребенка надо изучать исходя из анализа развития его деятельности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее.

В основе периодизации А.Н. Леонтьева лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский – с учебно-профессиональной деятельностью.

Д. Б. Эльконин исходил из предположения, что психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности — предметного мира и мира человеческих отношений. Поэтому ребенок всегда включен в две системы отношений: «человек — предмет»и «человек — человек».

Освоение выделенных систем отношений, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности. Но он считает, что можно выделить две группы ведущих деятельностей. Первую группу образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. К этой группе относятся следующие виды деятельности:

* непосредственно-эмоциональное общение младенца;

* ролевая игра дошкольника;

* интимно-личностное общение подростка.

Эти деятельности значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок — общественный взрослый», или, шире, «человек — человек».

Во вторую группу входят деятельности, направленные на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (система отношений «человек — предмет»):

* предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста;

* учебная деятельность младшего школьника;

* учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.

Д. Б. Эльконин считает, что в деятельностях первой группы главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельностях второй группы — познавательная сфера. Развитие этих сфер — два важнейших направления психического развития человека. Признавая, что эти два направления образуют единый процесс развития личности, ученый полагал, что на каждом возрастном этапе преимущественное развитие получает одно из них. Ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек — человек» и «человек — предмет», что определяет закономерное чередование и развитие соответствующих сфер.

Общая характеристика основных периодов психического развития.В периодизации Д. Б. Эльконина рассматривается отрезок жизни человека с рождения до вступления во взрослую жизнь.

Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.

Табл. 1







Сейчас читают про: