Субъект социально-гуманитарного познания

 

1. Понятие субъекта социально-гуманитарного познания. Коллективный субъект познания.

2. Проблема взаимодействия субъекта и объекта познания.

 

Под субъектом познания понимается участник познавательного процесса, тот, кто осуществляет познавательную деятельность.

        Категория «субъект» социогуманитарного познания включает несколько уровней:

        1) эмпирический субъект, т.е. реально действующий в истории человек;

        2) коллективный субъект, т.е. то или иное научное сообщество;

        3) трансцендентальный субъект, т.е. «сознание вообще». (Абс. дух у Г. Гегеля)

             Индивидуальный субъект социально-гуманитарного познания: тот, кто анализирует общественные процессы и способен обеспечить приращение социально-гуманитарного знания.

        Коллективный субъект – некое системное образование, под которым понимают всех работающих в данной области ученых (исследователей).

        Если индивидуальный субъект познания может быть инициатором «сумасшедших идей» (Н. Бор), которые могут быть востребованы по прошествии определенного времени, то коллективный субъект познания отвечает за выработку общей стратегии научного поиска, одобренную научным сообществом.

Под коллективным субъектом принято считать научное сообщество, понятое как:

        1) сообщество всех ученых;

        2) национальное научное сообщество;

        3) сообщество специалистов в той или иной области знания;

        4) группа исследователей, объединенная решением определенной задачи.

        Важной характеристикой современного научного познания – коммуникативность и междисциплинарность.

        Междисциплинарный коллектив как коллективный субъект познания, в отличие от научной школы, включает ученых с различными теоретическими убеждениями и интересами, что немыслимо для научной школы, где собираются единомышленники.

 

         Проблема взаимодействия субъекта и объекта – центральная проблема теории познания.

        В классических концепциях требование объективности трактовалось как независимость полученного знания по своему содержанию от человека и человечества, как отражение в нем предмета и объекта познания.

        В неклассических концепциях принимаются во внимание как наличие субъекта в объекте познания, так наличие ценностных и иных установок познающего субъекта, которые должны быть «max» устранены в самих результатах познания. Поскольку социально-гуманитарное познание интересуют мотивы и ценности субъекта, групп, включенных в общество, поскольку объективность познания будет представлять собой адекватное понимание этих мотивов и ценностей.

            

 

Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

 

   1. Возрастание роди научного знания в материальной и духовной сферах общества.

   2. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания.

 

Развитие естественных, социально-гуманитарных и технических наук, а также рост университетов, престижа образования в целом – вызвали процесс, который получил название: «онаучивание общества».

    Его суть: донаучные и вненаучные представления людей стали пополняться и вытесняться теми, которые пришли вместе с наукой и обрели обыденность в своем употреблении.

Онаучивание вело к повышению уровня рациональности в достижении целей, в улучшении жизни людей, в увеличении населения и его благосостояния.

Вместе с тем ставится вопрос о возможностях и пределах науки, научного знания.

Источником методологической установки, ориентированной на всезнание и всемогущество науки, является онтологизация идеальных объектов науки, отождествление научных моделей с реальностью.

Развитие знания способствует смене индустриального общества на информационное, которое еще более усиливает роль знания в обществе, в экономике. Нарастание роли знания в обществе стало характеризоваться термином «общество знания».

2) В XIX в. социально-гуманитарное знание обрело дисциплинарную структуру, которая актуально и по сей день.

Объективным фактором, определяющим дисциплинарную структуру СГН, является выделение в обществе отдельных сфер: экономической, политической, социальной и духовной.

Также история разделения социально-гуманитарных наук тесно связана с деятельностью университетов.

Первой социальной наукой, выделившейся как дисциплина, была история одновременно развивалась и философия.

В результате отделения государства от экономики и его обособленности от общества, которое развивается как гражданское, появляется блок дисциплин, изучающих государство и право, политическая наука, социология и культурология.

В настоящее время возрастает междисциплинарность, состоящая, прежде всего, в том, что почти любая проблема социально-гуманитарных наук решается путем привлечения методов нескольких СГН.

В целом СГН могут играть значительную роль в преобразовании общества. Так «немецкое чудо» - следствие применения идей немецких ученых-либералов, японское послевоенное «чудо» - реализация проектов японских социологов и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: