А Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического

процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ

взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по

достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить

следующие основные этапы:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и

посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. В настоящее

время проекты классифицируются:

А) по составу участников;

Б) по целевой установке;

В) по тематике;

Г) по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие

типы проектов:

1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты

оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и

реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн

группы, витражи и др.);

4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского

дизайна, например, «Театральная неделя»).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются

межпредметными, а творческие – монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников,

координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво

направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами

участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в

изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности

дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются

ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья»

и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий»,

«Книжкина неделя»;

- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц»,

«Времена года»;

- творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир

природы», «Рябины России»;

- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы»,

«Подводный мир», «Веселая астрономия»;

- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты

бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

- исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько

занятий – 1 – 2 – неделю), средней продолжительности, долгосрочные (например,

«Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год).

Б Типы проектов в Доу

Типы проектов отличаются разнообразием. В. Килпатрик, например, называет

четыре вида: созидательный (производительный), потребительский, решение

проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект-упражнение.

Еще в начале ХХ в. Профессор Коллингс, организатор продолжительного

эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую

классификацию учебных проектов:

- «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры,

народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с

окружающей природой и общественной жизнью;

- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои

впечатления и чувства в устной, письменной. Вокальной (песня),

художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта:

сколачивание скворечника, приготовленного школьного завтрака, устройство

клумб.

К концу ХХ в. Получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999)

характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками:

количеством участников, доминирующим методом, характером контактов,

способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии

Проектов, актуальных для дошкольного образования.

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные,

творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и

природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные

ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель,

участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной

группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте

с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями

(открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и

фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и

долгосрочный).

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей,

актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости,

продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские

проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ,

учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов

ДОУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: