Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического
процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ
взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по
достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить
следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и
посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. В настоящее
время проекты классифицируются:
А) по составу участников;
Б) по целевой установке;
В) по тематике;
Г) по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие
типы проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты
оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и
реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн
группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского
дизайна, например, «Театральная неделя»).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются
межпредметными, а творческие – монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников,
координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво
направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами
участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в
изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности
дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются
ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья»
и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий»,
«Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц»,
«Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир
природы», «Рябины России»;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы»,
«Подводный мир», «Веселая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты
бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
- исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько
занятий – 1 – 2 – неделю), средней продолжительности, долгосрочные (например,
«Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год).
Б Типы проектов в Доу
Типы проектов отличаются разнообразием. В. Килпатрик, например, называет
четыре вида: созидательный (производительный), потребительский, решение
проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект-упражнение.
Еще в начале ХХ в. Профессор Коллингс, организатор продолжительного
эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую
классификацию учебных проектов:
- «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры,
народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с
окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои
впечатления и чувства в устной, письменной. Вокальной (песня),
художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта:
сколачивание скворечника, приготовленного школьного завтрака, устройство
клумб.
К концу ХХ в. Получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999)
характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками:
количеством участников, доминирующим методом, характером контактов,
способом координации, продолжительностью.
Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии
Проектов, актуальных для дошкольного образования.
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные,
творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и
природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные
ценности.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель,
участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной
группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте
с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями
(открытый проект).
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и
фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и
долгосрочный).
Исследовательские проекты
По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей,
актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости,
продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские
проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ,
учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов
ДОУ.