Понятие, хронологические рамки, социально- культурные особенности и основные этапы
Понятие
Античная философия - философия Древней Греции и Древнего Рима являющаяся фундаментом западноевропейской (заложила основы). Основные вопросы, основные направления, основные категории. Идеи актуальны и по сей день и постоянное обращение к ним каждого нового покол-е
1.2. Хронологические рамки:
- с VII в. до н.э. – VI в. н.э.
- VII век до н.э – начало расцвета греческих полисов, постепенного возвышения Афин − до VI в н.э. – Крушение Римской империи 476 г. Вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Ромула Августа отречься от престола. Закрытия платоновской Академии в Афинах императором Юстинианом (529 г.).
Социально культурные условия
- социально-экономическая и культурна революция 8-5 века.
--недрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Переход от военной демократии к го-ву, преодоление остатков патриархального, родового, общинного строя.
|
|
-развитая система разделения труда (земледелие, ремесло, торговля), умственного от физического, управленческого от исполнительского
-мало сельскохозяйственных земель – ремесло и торговля (искусственный мир, отлет от природы).
-высокий уровень урбанизации, частной собственности, товарно-денежных отношений,
- высокий уровень торговых, политических и культурных контактов с Персией, Вавилонией, Египтом, Финикией, Индией и др. и овладение их знаниями, научными достижениями
-развитие полисной организации общества.
-всплеск национального самосознания и этнической консолидации
- развитое классовое общество, основанное на рабстве (в рез-те - изживания патриархально-общинных отношений, раннего домашнего рабства)
- пренебрежительное отношение к физическому труду
-высокий уровень развития демократических свобод и институтов (реформы Солона, Перикла).
- чувство достоинство и свободы (ограничение прав родовой аристократии, формальное равенство перед судом и законом, состязательность в суде) Исогория. Исономия. Исотомия
-развитие искусства (методов), обоснования, аргументации, доказательства. Риторика. Эристика.
- развитие науки (математики, астрономии, географии, медицины)
- разработка и использование метод идеализации и идеального моделирования
-агональность (состязательность − олимпийские, дельфийские игры)
- стихийно присущее грекам видение мира как целого, отсутствие противопоставления индивида природе и их единствео (микрокосм и макрокосм). Космос проникает в человека, представлен в нем, переживается им, всячески – и физически и идеально (в душе) представлен в нем. Космос –структурно организованный, согласованный во всех частях (мера, красота¸ симметрия, гармония). Отождествление природы с богом (пантеизм)
|
|
Этапы развития античной философии
1. Досократики (натурфилософия, космоцентризм) – VII-V вв. до н.э.
2. Сократический (гуманистический, антропоцентрический) – Vв. до н.э.
3. Классический период (иногда включают Сократа и сократические школы) конец V- IV в. до н.э.
4. Эллинистически-римский (с похода А. Македонского -334 г до крушения Римской империи – средина IV до н.э. – средина VI вв н.э. (ранний эллинизм - конец 4- 2 вв до н.э.; поздний -2 до н.э.- 6 в. н.э)
2. Досократики (натурфилософия, космоцентризм) – VII-V вв. до н.э.
2.1. Основные достижения
- переход от мифа к логосу (не генетизм, а причины происхождения);
-специфичность и самодостаточность природного мира, законосообразность природы (подчиняющ-ся имманентным законом без вмешат-ва сверхъестественных сил), которые могут выявлены;
-поиск первоначала − от конкретного, к все более абстрактному.
-метод – чаще всего не обосновываются, а декларируются, догматически постулируются;
-разработка понятий, отражающих разные стороны мира;
- отсутствует адекватное понимания специфики культурной и субъективной реальности (в основном).
Основнгые школы
1.Милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
2. Диалектическая школа (Гераклит Эфесский, Кратил)
4. Элейская школа - Парменид, Зенон Элейский
5. Атомисты (Демокрит, Левкип)
6. Пифагорейцы (Пифагор, Филолай)
3. Эмпедокл и Анаксагор.
Милетская школа (физики)
Общая характеристика
- 6 в. до н.э. – по названию города в Малой Азии
- решительный шаг в переходе от мифа к логосу
- поиск первоначала, субстанции, «архе» то, что лежит в основе всего
- материалисты
-философы (метафизики) и физики (занимались и науками)
- за основу брали реальное распространенное вещество, физические стихии
-восхождение от конкретного первоначала - к абстрактному, как общая тенденция
-не выявляется специфичность человека и куль туры
1.1. Фалес – (625-547 гг. до н.э.),
- основатель школы
-один из 7 мудрецов (познай себя, ничего сверх меры, все обдумывай наперед)
-предсказал солнечное затмение
-продолжительность года – 365 дн.
- теорема Фалеса (вписал треугольник в круг)
- первичность природы как изначальной и фунд-й реальности не нуждающегося для объяснения ни в чем ином
- первооснова природы – вода – из нее все возниет, состоит и возвра щается. Но как- не объясняет
-природа – живое и самодвижущееся целое,
-все одушевлено и полно богов
-душа –вечно движущяяся и самодвижущаяся субстанция
1.2. Анаксимен – (585-525 гг. до н.э.)
- природа – основа всего, едина и бесконечна
- первооснова всего – воздух - постоянно движется, сгущается, разрежается;
-сгущение от охлаждения и ослабления движения; разряжение – от повышения темп-ры и возрастания движения
- воздух вездесущ,от воздуха – жизнь; жизнь и душа связана с дыханием; дыхание и воздух объемлет все мироздание
-отождествление души и воздуха означает одушевление мира
- попытка обяснить дождь, снег, град естественными причинами из первоосновы воздуха
1.3. Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.)
-родст-к Фалеса, трактат «О природе».
- первый ученый (первая геогр-я карта, первая геометрическая и геоцентрическая модель Вселенной; идея происз-я живого из неживого, а человека из животнтого мира - рыбы)
-не ассоциировал первоначало с конкр-м вещ-ом.
- в основе мира, взаимопревращения стихий должно лежать что-то нечто общее - апейрон
- апейрон - качественно неопределенная, беспредельное, вечная, неразрушимая, бессмертная субстанция, не доступная чувственному восприятию
|
|
- возникноение вещей из противоположностей теплого и холодного, сухого и влажного. Из беспредельного рождается все и миры. Но мирры не вечны. Платой за обособление является разрушение. Из чего все возникают, в то и превращаются. Из единого возникает многое, а из многого – единое. При изменении частей цело остается неизменным.
Милетцы считали, что все существующеее возникает, растет, гибнет, изменяется. Но глубже всех проблему изменения раскрыл Гераклит.
Диалектическая школа
2.1.Гераклит (544-480 гг. до н.э) из Эфеса в Ионии.
-из царского рода; отказ-ся быть царем; для достижения мудрости стал отшельником
-чел-е существование считал трагическим и единственной реакцией на это считал слезы; прозван Плачущим
- Труды «О природе», или «Музы». Написаны сложным языком. Прозван «Темным».
Онтология (учение о бытии).
-В основе всего огонь
- Это космос один и тот же для всего сущего. Не создан никем из богов и людей и есть и будет вечным огнем мерами загорающийся и мерами
-нет ничего неизменного «Все течет». В одну и ту же реку нельзя войти дважды. (Но в изменении, порядок, покой, Логос)
- источник изменения -б-ба противоположностей – борьба (война отец всему и мать всему)
- тождество противоп-ей и переход противоположностей друг в друга день-ночь, зима-лето (одно и тоже живое и мертвое, молодое и старое; это изменившись есть то, а то есть это)= вывел закон единства и б-бы противоположностей – ключевой закон диалектики
-мир изменчив, но это изменение в постоянстве и устойчивости, порядка, Логики в изменчивом.
- мир закономерен, упорядочен подчинен Логосу определяющему закономерный переход вещей друг в друга и изменение.
-Логос выражает порядок, а огонь – изменение. Логос – Мировой разум – всеобъемлющее, всепроникающее божество.
Учение о человеке и душе. Этика
- Огненное начало в организме – душа в человеке как микрокосме, ритмы превращений огня.
Идея безмерности души. Логос души также беспределен как и логос космоса.
Вера в бессмертие души, награды и наказания после смерти
|
|
Логос пронизывает и душу. Человек должен прислушиваться и следовать логосу. Страсти мешают. Источник страсти тело. Телесная жизнь и чрезмерные телесные потребности – умерщвление души, а угнетение, смирение, смерть тела вызывает душу к жизни.
Гносеология (теория познания)
Связь чувств и разума в познании. Но преобладание разума над чувствами. Природа любит скрываться. Сопряжения неявные – крепче явных.