Милетская школа (физики)

Понятие, хронологические рамки, социально- культурные особенности и основные этапы

Понятие

 

Античная философия - философия Древней Греции и Древнего Рима являющаяся фундаментом западноевропейской (заложила основы). Основные вопросы, основные направления, основные категории. Идеи актуальны и по сей день и постоянное обращение к ним каждого нового покол-е

 

1.2. Хронологические рамки:

- с VII в. до н.э. – VI в. н.э.

- VII век до н.э – начало расцвета греческих полисов, постепенного возвышения Афин − до VI в н.э. – Крушение Римской империи 476 г. Вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Ромула Августа отречься от престола. Закрытия платоновской Академии в Афинах императором Юстинианом (529 г.). 

 

Социально культурные условия

- социально-экономическая и культурна революция 8-5 века.

 --недрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Переход от военной демократии к го-ву, преодоление остатков патриархального, родового, общинного строя.

 -развитая система разделения труда (земледелие, ремесло, торговля), умственного от физического, управленческого от исполнительского

-мало сельскохозяйственных земель – ремесло и торговля (искусственный мир, отлет от природы).

-высокий уровень урбанизации, частной собственности, товарно-денежных отношений,

- высокий уровень торговых, политических и культурных контактов с Персией, Вавилонией, Египтом, Финикией, Индией и др. и овладение их знаниями, научными достижениями

-развитие полисной организации общества.

-всплеск национального самосознания и этнической консолидации

- развитое классовое общество, основанное на рабстве (в рез-те - изживания патриархально-общинных отношений, раннего домашнего рабства)

- пренебрежительное отношение к физическому труду

-высокий уровень развития демократических свобод и институтов (реформы Солона, Перикла).

- чувство достоинство и свободы (ограничение прав родовой аристократии, формальное равенство перед судом и законом, состязательность в суде) Исогория. Исономия. Исотомия

-развитие искусства (методов), обоснования, аргументации, доказательства. Риторика. Эристика.

- развитие науки (математики, астрономии, географии, медицины)

- разработка и использование метод идеализации и идеального моделирования

-агональность (состязательность − олимпийские, дельфийские игры)

- стихийно присущее грекам видение мира как целого, отсутствие противопоставления индивида природе и их единствео (микрокосм и макрокосм). Космос проникает в человека, представлен в нем, переживается им, всячески – и физически и идеально (в душе) представлен в нем. Космос –структурно организованный, согласованный во всех частях (мера, красота¸ симметрия, гармония). Отождествление природы с богом (пантеизм)

 

Этапы развития античной философии

1. Досократики (натурфилософия, космоцентризм) – VII-V вв. до н.э.

2. Сократический (гуманистический, антропоцентрический) Vв. до н.э.

3. Классический период (иногда включают Сократа и сократические школы) конец V- IV в. до н.э.

4. Эллинистически-римский (с похода А. Македонского -334 г до крушения Римской империи – средина IV до н.э. – средина VI вв н.э. (ранний эллинизм - конец 4- 2 вв до н.э.; поздний -2 до н.э.- 6 в. н.э)

 

2. Досократики (натурфилософия, космоцентризм) – VII-V вв. до н.э.

2.1. Основные достижения

 - переход от мифа к логосу (не генетизм, а причины происхождения);

-специфичность и самодостаточность природного мира, законосообразность природы (подчиняющ-ся имманентным законом без вмешат-ва сверхъестественных сил), которые могут выявлены;

-поиск первоначала −  от конкретного, к все более абстрактному.

-метод – чаще всего не обосновываются, а декларируются, догматически постулируются;

-разработка понятий, отражающих разные стороны мира;

- отсутствует адекватное понимания специфики культурной и субъективной реальности (в основном).

Основнгые школы

1.Милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

2. Диалектическая школа (Гераклит Эфесский, Кратил)

4. Элейская школа - Парменид, Зенон Элейский

5. Атомисты (Демокрит, Левкип)

6. Пифагорейцы (Пифагор, Филолай)

 3. Эмпедокл и Анаксагор.

 

 

Милетская школа (физики)

Общая характеристика

 - 6 в. до н.э. – по названию города в Малой Азии

- решительный шаг в переходе от мифа к логосу

- поиск первоначала, субстанции, «архе» то, что лежит в основе всего

- материалисты

-философы (метафизики) и физики (занимались и науками)

- за основу брали реальное распространенное вещество, физические стихии

-восхождение от конкретного первоначала - к абстрактному, как общая тенденция

-не выявляется специфичность человека и куль туры

 

1.1. Фалес – (625-547 гг. до н.э.),

- основатель школы

-один из 7 мудрецов (познай себя, ничего сверх меры, все обдумывай наперед)

-предсказал солнечное затмение

-продолжительность года – 365 дн.

- теорема Фалеса (вписал треугольник в круг)

- первичность природы как изначальной и фунд-й реальности не нуждающегося для объяснения ни в чем ином

- первооснова природы – водаиз нее все возниет, состоит и возвра щается. Но как- не объясняет

-природа – живое и самодвижущееся целое,

-все одушевлено и полно богов

-душа –вечно движущяяся и самодвижущаяся субстанция

 

 

1.2. Анаксимен – (585-525 гг. до н.э.)

- природа – основа всего, едина и бесконечна

- первооснова всего – воздух - постоянно движется, сгущается, разрежается;

-сгущение от охлаждения и ослабления движения; разряжение – от повышения темп-ры и возрастания движения

- воздух вездесущ,от воздуха – жизнь; жизнь и душа связана с дыханием; дыхание и воздух объемлет все мироздание

-отождествление души и воздуха означает одушевление мира

- попытка обяснить дождь, снег, град естественными причинами из первоосновы воздуха

 

1.3. Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.)

-родст-к Фалеса, трактат «О природе».

- первый ученый (первая геогр-я карта, первая геометрическая и геоцентрическая модель Вселенной; идея происз-я живого из неживого, а человека из животнтого мира - рыбы)

-не ассоциировал первоначало с конкр-м вещ-ом.

- в основе мира,  взаимопревращения стихий должно лежать что-то нечто общее - апейрон

 - апейрон - качественно неопределенная, беспредельное, вечная, неразрушимая, бессмертная субстанция, не доступная чувственному восприятию  

- возникноение вещей из противоположностей теплого и холодного, сухого и влажного. Из беспредельного рождается все и миры. Но мирры не вечны. Платой за обособление является разрушение. Из чего все возникают, в то и превращаются. Из единого возникает многое, а из многого – единое. При изменении частей цело остается неизменным.

 

 Милетцы считали, что все существующеее возникает, растет, гибнет, изменяется. Но глубже всех проблему изменения раскрыл Гераклит.

 

Диалектическая школа

2.1.Гераклит (544-480 гг. до н.э) из Эфеса в Ионии.

-из царского рода; отказ-ся быть царем; для достижения мудрости стал отшельником

-чел-е существование считал трагическим и единственной реакцией на это считал слезы; прозван Плачущим

-  Труды «О природе», или «Музы».  Написаны сложным языком. Прозван «Темным».

Онтология (учение о бытии).

-В основе всего огонь

 - Это космос один и тот же для всего сущего. Не создан никем из богов и людей и есть и будет вечным огнем мерами загорающийся и мерами

-нет ничего неизменного «Все течет». В одну и ту же реку нельзя войти дважды. (Но в изменении, порядок, покой, Логос)

- источник изменения -б-ба противоположностей –  борьба (война отец всему и мать всему)

- тождество противоп-ей и переход противоположностей друг в друга день-ночь, зима-лето (одно и тоже живое и мертвое, молодое и старое; это изменившись есть то, а то есть это)= вывел закон единства и б-бы противоположностей – ключевой закон диалектики

-мир изменчив, но это изменение в постоянстве и устойчивости, порядка, Логики в изменчивом.

- мир закономерен, упорядочен подчинен Логосу определяющему закономерный переход вещей друг в друга и изменение.

-Логос выражает порядок, а огонь – изменение. Логос – Мировой разум – всеобъемлющее, всепроникающее божество.

   Учение о человеке и душе. Этика

- Огненное начало в организме – душа в человеке как микрокосме, ритмы превращений огня.

Идея безмерности души. Логос души также беспределен как и логос космоса.

Вера в бессмертие  души, награды и наказания после смерти

Логос пронизывает и душу. Человек должен прислушиваться и следовать логосу. Страсти мешают. Источник страсти тело. Телесная жизнь и чрезмерные телесные потребности – умерщвление души, а угнетение, смирение, смерть тела вызывает душу к жизни.

 Гносеология (теория познания)

Связь чувств и разума в познании. Но преобладание разума над чувствами. Природа любит скрываться. Сопряжения неявные – крепче явных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: