Чтобы постигнуть конкретное, надо постичь общий закон опираться на показания чувств, но проверяемых разумом

Мышление великое достоинство

Подлинное знание - знание единого - во многом, всеобщего. Многознание уму не научает.           Единое, из всех противоположностей состоящее есть бог всем управляющий.

  Мудрость мудреца в знании единого во всем, управляющее всем.

 Мудрость состоит в сообразности природе, следовании логосу (природе,закону).

  Логос предшествует и его изречению и мудрецу

  Познание логоса- величайшая добродетель.

Достижения

- материалист ( огонь)

- диалектика (изменчивость, б-ба противоположностей )

 -учение о человеке и его душе ( бессмертие души)

-этика ( следование логосу, познание лооса)

- гносеологии (рационализм)

-сторонник круговорота вещества в природе и цикличности истории

-признавал относительность явлений и определений (морская вода грязна для человека, но чиста для рыб; в разных ситуациях одинаковый поступок может быть и хорошим и плохи).

-Не всем понятен. Драматург Эпихарм в одной из комедии пародию на диалектику («Должник отказывается вернуть долг заимодавцу т.к. они оба уже не те люди. Заимодавец колотит и в суде говорит что жалобщик и побитый уже не же лица»).

 

- Кратил из Афин вторая пол-на 5 – начало 4 вв. до н.э. послед-ть Гераклита, учитель Платона

 -в одну и ту же реку нельзя войти и однажды (абсолютизация изменчивости,релятивизм)

-отрицал возможность правильного называния вещей и предпочитал указывать на нее пальцем.

     

3. Элейская школа - Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский

В г. Элея в ср. VI в. Южная Италия

3.1 Ксенофан из Колофона (570-478)

- родонаальник
-первый с критикой олимп-й мифологии. Если бы звери могли рисовать и говорить изображали бы богов себе подобными

- антропоморфным представлениям о богах противопоставил Бога как единую, неизменную, бесконечную вселенную, как воплощение целостности, бытия вообще.

 

3.2. Парменид ( 540-470)

-ученик Анаксимандра, глава эл.шк. «О природе» с частями «Об истин», «О мнении».

-первый идею шарообразности земли, разделение ее на климатческие зоны, планета Венера есть утренняя и вечерняя звезда

 - В центре внимание – бытие как предельно абстрактное понятие «Быть или вовсе не быть –вот здесь разрешенье вопроса»

  -Бытие есть, небытия нет, оно лишь во мнении

 - Различение истинного знания - эпистеме (теортетического, обоснованного, даваемого мышлением) и мнения (докса) - чувственного. Но чувства обманывают.     

 - Одно и то же мысль и то, о чем мысль. Бытие и мышление одно и то же. Тождество бытия и мышления

 - Мышление схватывает общее, неизменное, единое, подлинное бытие

 -Бытие существует, небытие не существует. Если нет небытия (которое делит на части) то по истине, нет и движения, изменения и многообразия.

- В споре с Зеноном, Антисфен (киник), доказывая движение и опровергая невозможность его встал и начал ходить. Пушкин в стихотворении «Движение»: «Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой молчал и стал пред ним ходить. Сильнее он не мог бы возразить, Хвалили все ответ замысловатый!».

 

3.3. Зенон Элейский ( 490-430 гг. до н.э.)

- доказательство неподвижности бытия и непознаваемости чувствами в апориях – «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион»;

- «апории» - логические верное высказывание, которое не соответствует реальному положению вещей, не может существовать в действительности;

- движение не может быть помыслено непротиворечиво - следовательно (с точки зрения формальной логики) оно существует;

-апории «Дихотомия»- разделение надвое. Чтобы пройти полпути надо пройти еще полпути – бесконечные половины. В «Ахиллесе и черепахе»- пока Ахиллес пройдет какой-то путь, черепаха тоже пройдет. В «Стреле» - летящая стрела покоится так как для движения нуждается в пространстве - больше чем стрела. А стрела в каждый момент занимает равное ей пространство, то есть неподвижна.

 - Т.е. представление о движении как существующем ведет к противоречию, бессмыслице. Движение есть видимость органов чувств и не является истинным.

- Все опровергается если мыслить пространство и время не только как прерывные, но и непрерывные. Аристотель, хотя пространство и время в возможности бесконечно делимы, в действительности они не являются таковыми


Значение

- исследование предельно абстрактных категорий (бытие, небытие, движение, пространство, время).

- различение «эпистеме» и «докса» (Гегель – философия в собственном смысле начинается с Парменида);

- поставили вопросы диалектики о соотношение покоя и движения, сохранения и изменения;

- различение и противоречие бытия как единого, данного логически и обосновываемого и чувственно данного многообразия и изменения. Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит решали материалистически, через существование множественных и изменчивых вещей (материалистически). Сократ и Платон исходили из единого и неизменного бытия соответствующего законам мышления – идеалистический способ решения вопроса;

-сторонники монизма;

- тупиковость теоретической мысли, оторванной от чувственного, опытного знания;

-Платон «неподвижники»; Аристотель «не-физики», «противоестественники»;

Апории (безвыходное положение, безысходность) – логические верно обоснованные суждения, которые не соответствуют действительному положению вещей.

Парадоксы – противоречивые ситуации действительности, которые не могут быть объяснены на данном уровне, при данных средствах мышления.

Антиномии – одинаково обоснованные противоположные идеи, положения;

Софизмы – ( шарлатанство, жульничество, подтасовка, намеренное нарушение правил логики подвидом их формального соблюдения с целью выдать ложное- за истинное).

 

4. Атомисты – Демокрит, Левкипп (дискуссия с неподвижниками, противоестественникамими)

 

Левкипп

- данныео нем не сохранились. Многие считают, что под этим именем выступал молодой Демокрит.

 

4.1. Демокрит ( 460-370 гг. до н.э ) г. Абдеры (Иония). 70 работ но не дошли. Только цитаты.

-«смеющийся» (человеческий род достоин не слез – Гераклит, а смеха). Побывал в Индии, Вавилоне, Египте, Эфиопии;

Онтология (учение о бытии).

- материалист (линия Демокрита), детерминист, атомист;

- первоначалами являются Атомы и Пустота ( условие существования множества и движения);

-ввел понятие Атом ( мельчайшая, бескачественная, неделимая и неразрушимая, чувственно не воспринимаемая частица) – бесконечное количество;

-различной формы (выпуклости, углубления, крючки) и различный порядок расположения;

 -обладают от природы свойством движения и не нуждаются во внешних его ист-ах (Эмпедокл, Анаксагор). Сущ-ют атомы пространства (амеры), атомы времени (хрономы);

-атомы неделимы по причине абсолютной простоты и отсутствия в них пустоты;

-  Пустота безгранична, вечна и тождественна отсутствию, небытию.

- Признает существование как бытия -Атомы, так и небытия – Пустоты.

- Отталкивание, притяжение (сродство).. Сцепление большого числа атомов + вихри. Сепарация, тяжелые к центру… Похожие объединяются а, отличные атомы – разъединяются, образуя разные вещи и миры.

Бесчисленные миры разного уровня, размера, качества, зрелости, с жизнью и без. Аналогия организма и космоса. Впервые понятие микрокосма.

- Нет беспричинных явлений. Значит, нет и случайности. Отождествление причинности с необходимостью. Случайность – незнание причин.. Механистический детерминизм и основы механистической картины мира

- Главное –познание причин: «Я предпочел бы познать причину хотя бы одного явления, чем стать императором Персии». Познание причин условие свободы

 - Гносеология (теория познания)

– теория истечений (как Эмпедокл).

 - Темное  познание с пом. орг. чувств и Светлое –через логические рассуждения.  Т.к. атомы не имеют качеств, то чувственные качества вещей (сладкое) лишь во мнении

 - Учение о человеке (антропология) и душе

- Живое отлич-ся от неживого душой.

- Душа – движ-ее начало и орган ощущения и мышления.

 -Душа смертна и из особых атомов (легких, теплых, подвижных), которые рассеиваются после смерти.

-Боги- особые соединение круглых огненных атомов. Плохо разрушаются, но не вечны. Воздействуют на человека положительно или отрицательно, подают знаки

Этика и социальная философия.

- Различал естественны и установленные людьми законы в обществе,  где только и возможна свобода. Свобода дает счастье. Она основана на знании причин, необходимости, на разуме, выборе, умеренности.

- Стремление к мнимым благам лишает человека душевного спокойствия.

- Цель жизни– эвтюмия- хорошее расположение духа, безмятежное состояние, без страстей и страхов.

- Задача этики – научить эвтюмии.

Значение нужды (всему учит ).

Значение подражания (мимесиз) в ремесле и искусстве

Значение образования и воспитания в формировании человека.

Сторонник демократии «бедность при демократии предпочтительней счастливой жизни в монархии настолько, насколько свобода предпочтительней рабства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: