Софисты
Работы «Двоякие речи»- автор неизвестен.
- обозначение мыслителей, появившихся в 5 веке;
- появляются в ответ на развитие демократии, участие свободных в управлении, необходимость соответствующих знаний, умение доказывать, аргументировать, убеждать;
- вначале слово «софист» означало просто «мудрец»-авторитетная личность, посвятившая себя истине, интеллектуальной д-ти;
- затем стало означать просветителей, практических философов, первых платных учителей мудрости;
- позже, приобрело негативный оттенок, стало нарицательным, обозначающим интеллектуальных мошенников, согласных доказать все, что угодно (черное – это белое)
-софизмы –неправильные рассуждения, выдаваемые за правильные;
-софистика – метод рассуждения. основанный на преднамеренном нарушении законов логики (подмена понятий, многозначность понятий, ложные доводы и аргументы, нарушение законов вывода, уловки, ухищрения). Субъективная гибкость. Например: «Все что ты не терял, ты имеешь! Ты не терял рога- значит, имеешь их!»
|
|
- Следуя за Гераклитом: если все изменчиво и внутренне противоречиво, то любое явление в одно и то же время является и тем, и иным.
Особенности и значение:
- четкое различение «физиса» (натуры, природы) и культуры (номоса, телоса – нормативного, человеческих институций, установлений, искусственного мира, номического, телического;
- обращение к проблемам культуры, общества, человека, религии, языка, мышления, аргументации;
- единственное бытие – человек и ее ощущения;
- обращение к психике, механизмам воздействия на сознание;
- теория аргументации, доказательства, спора, технике дискуссии, эристике, риторике, логике, семантике, языкознанию (зачатки науки о языке – Протогор – категории словоизменения; Продик – основы учения о синонимах). Протагор- систематизация умозаключений, начало словесным состязаниям; Ликофон – связка отождествляет единое с многим и требовал отказаться от нее;
-политиология,правоведение, культурология –изучение.
- идеи равенства (Алкидаман- бог сделал всех равными, а природа никого не сделала рабом. Антифронт- отвергают преимущество знатного;
- релятивизм (из относительность, условность установлений в разные времена и культурах) –нет ничего абсолютного, достоверного), относительность понятий добра и зла (Болезнь – зло для больных и благо для врачей, формацевтов. Смерть зло – для человека и благо для гробовщиков, ритуальных услуг, могильщиков. Но - относительность относительного.
- субъективизм (отсутствие объективных критериев – человек есть мера всего, истинного или ложного, объективного или субъективного)
|
|
- антитрадиционализм, конфликт с традиционными нормами и верованиями. Гиппий и Антифонт: гос-е законы искусственны, противоестественны, возникли по установлению и являются злом, противоречат законам «по природе», являющимися необходимыми, Соблюдать законы - только чтобы избежать наказания, лишь в присутствии свидетелей. Трасимах – правители навязывают гражданам выгодные законы.
- атеизм: Протагор –не знаю, существуют ли боги. Киренский Феодор – прямое отрицание богов. Продик – истоки религии в почитании чего-либо, всего что приносит пользу (луны, солнца, вина…Критий – религия выдумка для соблюдения законов простыми людьми;
- релятивизм, субъективизм, антитрадиоционализм, атеизм - возмущали общественность, крнсерваторов (обвинение Протогора в нечестии, инвектива на Сократа, как софиста у Аристофан «Облака».
Старшие ( со второй полвины 5 века до н.э.).
- Протогор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт – просветители, исследователи политики, права, гос-ва,языка.
Младшие
- Критий, Каликл, Фразимах, Ликофронт – уловки, ухищрения, софизмы, интеллектуальные мошенники.
3.2.Протагор (480-410 гг. до н.з.) из Ионии. Работы
- «О природе», «О богах».
- основатель софистики
-по поручению Перикла раз-л проект новой конст-ции
-стал брать деньги за обучение
- предложил первый диалогическую формы обсуждения и изложения, мастер полемики
-за книгу «О богах»- обвинен в нечестии и приговорен к смертной казни. Бежал.
- Никакого бытия вне человека нет. - «О природе» А если существует, то непознаваемо или невыразимо
-На основе положений Гераклита о всеобщей текучести вещей и против элеатов и их идей о том, что только неизменное и умопостигаемое сущесивуе в дейст-ти.
-Действит-е это непосредственно восприн-ое. Критерий сущест-я – ощущения человека «Человек есть мера всех вещей…»
-Каждый смотрит на мир со своей т.з. и сл-но для каждого своя истина. Поскольку все меняется -меняется и истина = релятивизм и субъективизм. «Человек есть мера всех вещей…..». Критерием оценки является субъективное мнение.
− вне сознания человека ничего не сущ-ет.
-нет ничего раз и навсегда данного. Если что хорошо для человека сегодня, то это и есть хорошо. Если завтра оно станет плохим, то так и есть. Для здорового - мед сладкий, для больного печенью – горький.
-окружающий мир относителен. Объективного знания нет, существует лишь мнение
- «о богах я не могу ничего знать. Слишком многое препятствует такому знанию. И вопрос темен и жизнь коротка!»
3.3.Сократ ( 469-399)
- Афины. Сын камнетеса и повитухи
-не оставил письменных текстов н (через диалоги Платона, соч-я Ксенофонта, карикатурный образ в «Облаках» Аристофана);
- философия в форме живой беседы, диалога, спора, образа жизни (жил скромно, философствовал, не брал деньги за обучение молодежи, следовал свои убеждениям и др.);
-Дельфийским оракулом он провозглашен мудрейшим;
-убежден, что послан богом, (как овод к коню) чтобы не давать впасть афинянам в духовную спячку;
-вел просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках, в форме открытого диалога, спора по злободневным проблемам, философскм проблема добра и зла, счастья и т.д.
- указывал на несправедливости власть предержащих, за аристократию, против демократии, ставил под сомнения общепринятые, но неосмысленные критически положения, разделяемые большинство и освящаемы. Афиняне не могли простить;
- Не был понят официальными властями, воспринимался как обычный софист, подрывающий устои о-ва. Суд, по доносу, обвинил в крамольных идеях, разращении молодежи, непочтительности к богам и введении новых богов и приговорил к смерти
- Ученики – бежать,,так как приговор несправедлив. Сократ несправедливо соблюдать законы, когда полезно и не соблюдать, когда вредно (об это говорили софисты -Антифон). В присутствии уч-ов выпил чашу с ядом (цикутой). Суд описан в «Апологии Сократа» Платоном. Имя стало нарицательным - как подлинный мудрец и философ не на слове а на деле (образом жизни).
|
|
-вошел в историю как олицетворение подлинного философа,выдающийся полемист, мудрец, педагог, сторонник единства слова и дела.
- ученик софистов, но не считал себя софистом-мудрецом, а философом – лишь любовь к мудрости (объяснить), поиск, прближение. С тех пор и слово философия - для особого рода интеллектуальной д-ти;
- против релятивизма софистов (изменчивое лишь отображение существенного-устойчивого, умопостигаемого)
- воспринял некоторые моменты: диалоговую форму и культурологическую направленность. С Сократом связывают антропологический поворот в философии. Познание природы считал делом ненужным, так как внешний мир непознаваем и дан в человеческом сознании.
- Антропологи я. Учение о человеке, его душе.
Философия д.б антропологией (учением о ч-ке). Ее предмет – человек. Познай самого себя ( слова на храме Аполлона в Дельфах – девиз). Самопознание – условие свободы, самоопределения
- Разграничение тела и души. Душа нематериальна, невещественна, бессмертна.
- Познай свою душу. Обращение к духовной стороне и нравственным категория.
-Предмет его философии человек не чувствующем (как софисты), а разумный, прежде всего.
-Разум высшая особенность и достоинство, регулятор и организатор поведения. Разум связан с поиском существенного, устойчивого, общего, определяющего.
− Этика.
В центре внимания – этика. Аристотель о нем – исследовал добродетели, общие понятия и определения.
- Сторонник этического реализма: знание есть добро, источник добра, незнание - зло. Порок, зло, совершается из-за незнания, неразумения, непонимания. Достаточно открыть человеку истину и он, как разумное существо, будет следовать ей. Добродетель неотделима от знания. Три основные добродетели
|
|
– умеренность (знание того, как обуздать страсти;
−храбрость- как преодолеть опасность и страх;
−справедливость –как соблюдать божественные и чел-е законы.
-Гносеология.
-Самоопределение упирается в самопознание. Познай самого себя. Предосылка знания – незнание, сомнение «Я знаю, что я ничего не знаю» ( Развить свое и Камю – ничто ). Отрицает самомнение и гордыню всезнайства. (Тревога о симулякрах и псевдознании).
-Поставил под сомнения свои и чужие псевдознания, требующие критического переосмысления и освещения, суда разума.
- Знание у С. – это усмотрение общего, которое дает разум.
- Знание прирождено человеку и находится в его душе.
-Чтобы открыть его, нужны усилия и методы.
Методология
- сократический метод - диалектический, диалогический, иронии, майевтики, индукции, определение
- диалектика (первый употребил этот термин) – искусство вести беседу, обнаруживать противоречия через вопросы, ответы, уточнения. Диалектик тот, кто умеет ставит вопросы.
- диалектика начинается с «иронии» - притворного неведения. Не выдвигал собственные утверждения, а соглашался, затем подводил к противоречию оппонета со своими определениями, признанию неправоты или ограниченности и необходимости уточнения, или изменения первоначальной позиции;
- свой метод называл «майевтикой» – повивальное искусство, помогающее разродиться истине.
- индукция – отыскание общего в частном. Красота. Индуктивные доказательства.
- определения – определение частного, отдельного через общее, род.
Социальная философия
– сторонник аристократии, власть лучших, знающих. Человек - часть полиса и должен соблюдать его законы, подчиняться даже несправедливым решениям суда (суров закон, но….)
Достижения и значение
- антирелятивизм,
-антропология,
-этика,
-диалектика,
-майевтика,
-индуктивные доказательства и общие определения.
Сократические школы
Появились после смерти Сократа. Излагали идеи в форме диалогов Сократа.
-киники
-киренаики
-мегарская школа
-элидо-эритрейская