Иногда, к сократическим школам и Академию Платона

3.4.1.Мегарская шк. – IV  в до н.э.

-основатель Евклид из Мегары - ученик Сократа, Евбулид, Деодор, Крон;

-вели активную практическую д-ть, занимались софистикой и эристикой, получили название «спорщиков»

-стали авторами (Евбулид) известных апорий (парадоксов)− «Куча», «Лысый»

-занимались вопросами логики и диалектикой (переход количества в качество);

-считали предметом знания только «бестелесные виды»- общие понятия;

-отрицали применимость общих понятий к единичному (Стилпон: «кто использует только общие понятия – не говорит ничего конкретного»);

-обратили внимание на логические парадоксы, связанные с соотнесением понятий (Евбулид: «говорит ли правду человек, заявляющий - «Я лгу»);

-отстаивали абстрактное высшее благо, которое не поддается определению и лишь называется разыми именами (Бог, разум, ум).

 

Элидо-эритрейская

Федон из Элиды и Менед из Эритреи

- развивали идеи Сократа

 

 

Киники (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет)

- название школы    по имени холма игимназии «Кинасарг» («Белая собака») в Афинах, где Антисфен (последователь Сократа) излагал свое учение. Киники иногда, в переводе с греческого - «собаки»; лат «циники»;

 - не столько теоретики, сколько практики – стремились демонстрировать свои идеалы образом жизни. Жизнью демонстрировать и утверждать идеи. Запомнились не столько теориями, сколько анекдотами (бочка Диогена, просьба к Македонскому не заслонять солнце), парадоксами, скандалами (недаром Платон назвал Диогена  -Сократом сошедшим с ума);

- перевес этики (как науки об образе жизни) над всеми др. разделами фил-ии

- условия кризиса полиса, дисгармонии между общественным и инд-м и попытки предложить индивидуальный способ спасения, опираться только на себя, достичь  социальной и духовной свободы

- идеалы асоциальной свободы, свободы вне общества и от общества, одна из наиболее первых и радикальных критик противоестественности культуры и цивилизации

- жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным;

- считали себя космополитами (термин введен ими), гражданами мира;

- социальные и культурные связи (нормы, традиции) считались мнимостью - дымом который надо развеять, чтобы вернуться к изначальной природе и своей инд-ти;

- критиковали общие понятия (идеи Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к природе;

- необходимо минимизировать свои потреб ности, чтобы защитить себя от внешних влияний, быть свободным, уподобившись божеству;

- «без общины, без дома, без отечества, без семьи», «чем хуже - тем лучше», «бедность предпочтительней богатства», «лучше быть варваром - чем эллином, животным - чем человеком»;

- паразитический, бродяжнический образ жизни; игнорирование традиций, морали, государства, законов, богатства (т.е. -  циничное пренебрежение общепринятыми ценностями).

- человек должен свернуться, замкнуться, чтобы быть свободным, независимым и защищенными от всякого удара извне;

- значение

- критика культуры и цивилизации, как искусственных образований;

- критика господствующих ценностей (циизм);

– источник стоицизма, влияние на христ-й аскетизм;;

-типологически близок к ряду движений стремящихся восполнить социальную несвободу во внутренне разорванном обществе ассоциальной свободой (йоги, дервиши, хиппи и др).

Диоген Синопский ( умер в 330 г. до н.э.).

-  учился у Антисфена но стал символом кинизма;

- отрицал всякое знание, лишенное этической направленности;

- жил в бочке;

- свел потребности к минимуму, жил подаяниями;

- независимость от внешних влияний, минимизация потребностей делает человека свободным от ложных, неестественных страстей; независимым есть высшая доблесть, высшее счастье, уподобление богу;

- высмеивал тех кто чтит традиции, нормы и единственными законами для себя считал законы природы; идеализировал жизнь животных м первобытных людей; «без семьи,без общины, без отечества»; гражданин мира.

- разум и воспитание должны вернуть человека к природе.

 

Антисфен (450-360 гг)

- ученик Сократа, противник Платона (общих идей);

- рассмотрение имен- начало образования;

- об одном может быть высказано только одно –собственное наименование. Парадоксальность и неправомерность приравнивать в суждении субъект и предикат;

- возражал идеям элейцев о невозможности движения (стал ходить);

- всемерное ограничение потребностей. Называл себя богатейшим (кто довольствуется малым, или ничего не хочет)

- единственое насл-е дает труд; един-я цель – добродетель;

- мудрец руководствуется не общепринятыми законами, а законами добродетели.

 

Киренаики

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА,

- одна из сократич. школ др.-греч. философии, основанная в 4 в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа;

-к ней принадле­жали: дочь Аристиппа – Арет и её сын − Аристипп Младший, Феодор, Гегесий, Анникерид;

-отвергала изучение природы, считая её непостижи­мой. Изучение природы дело невоз­можное и бесполезное;

-приоритет изучению человека и его души

-нет ничего объективно справедливого и прекрасного, т. к. всё это определяется человеч. представле­ниями. Мы можем постигнуть только наши ощущения, вызвав­ший же их предмет непознаваем;

- Аристипп считал, что всё существующее действует ради к.-л. бла­га или зла и единственным достойным внимания пред­метом являются ценности — хорошее и плохое. Поэто­му А. отвергал, в частности, математику, для к-рой эти различия не существуют;

  - душе могут быть свой­ственны только два состояния: плавное движение − наслаждение и резкое движение –боль;

- цель жизни - наслажде­ния, а счастье — совокупность наслаж­дений ;

-наслаждение всегда благо, из какого бы источника оно не проистекало;

-наслаждаться любым положением в каждое мгновение;

-нет ни прошлого, не будущего, а только настоящее; нужно жить настоящим («есть только миг…);

-Богатство само по себе −  не благо, а только средство для получения наслажде­ний;

- нек-рые наслаждения вызывают, однако, бес­покойство: поэтому не следует стремиться получить все возможные наслаждения;

-  Последователи Гегесия считали счастье невозмож­ным, а жизнь полна страданий, так что мудрец не столько выбирает блага, сколь­ко избегает зол, стремясь жить без боли и огорчений. В не дошедшем до нас соч. «О самоубийстве воздержа­нием от пищи» Гегесий ярко описывал страдания жизни и призывал к самоубийству (его назвали «смертопроповедником) и власти запретили ему проповедь самоубий­ства

-Последователи Анникерида, принимая наслаждения в качестве высшей цели жизни, оставляли место и для дружбы, чувства благодарности, уважения к родителям и служения отечеству

-Этические. взгляды К. ш. оказали определ. влияние на Эпикура.

АРИСТИПП из Кирены на севре Африки (430 - 366 до н. э.)

-др.-греч. философ, основатель киренской школы.

- Привлечённый славой Сократа, явился в Афины и стал его учеником.
-К концу жизни вернулся на родину и основал филос. школу

-Но, нужно сох­ранять самообладание и не делаться рабом наслажде­ний.

-высоко ценил личную свободу и не желал быть гражданином к.-л. гос-ва, стремясь везде жить в каче­стве чужестранца -Имущество может обременять того, кто к нему привязан, так что А. советовал друзьям иметь столько, сколько можно спасти при кораблекрушении.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow