3.4.1.Мегарская шк. – IV в до н.э.
-основатель Евклид из Мегары - ученик Сократа, Евбулид, Деодор, Крон;
-вели активную практическую д-ть, занимались софистикой и эристикой, получили название «спорщиков»
-стали авторами (Евбулид) известных апорий (парадоксов)− «Куча», «Лысый»
-занимались вопросами логики и диалектикой (переход количества в качество);
-считали предметом знания только «бестелесные виды»- общие понятия;
-отрицали применимость общих понятий к единичному (Стилпон: «кто использует только общие понятия – не говорит ничего конкретного»);
-обратили внимание на логические парадоксы, связанные с соотнесением понятий (Евбулид: «говорит ли правду человек, заявляющий - «Я лгу»);
-отстаивали абстрактное высшее благо, которое не поддается определению и лишь называется разыми именами (Бог, разум, ум).
Элидо-эритрейская
– Федон из Элиды и Менед из Эритреи
- развивали идеи Сократа
Киники (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет)
- название школы по имени холма игимназии «Кинасарг» («Белая собака») в Афинах, где Антисфен (последователь Сократа) излагал свое учение. Киники иногда, в переводе с греческого - «собаки»; лат «циники»;
|
|
- не столько теоретики, сколько практики – стремились демонстрировать свои идеалы образом жизни. Жизнью демонстрировать и утверждать идеи. Запомнились не столько теориями, сколько анекдотами (бочка Диогена, просьба к Македонскому не заслонять солнце), парадоксами, скандалами (недаром Платон назвал Диогена -Сократом сошедшим с ума);
- перевес этики (как науки об образе жизни) над всеми др. разделами фил-ии
- условия кризиса полиса, дисгармонии между общественным и инд-м и попытки предложить индивидуальный способ спасения, опираться только на себя, достичь социальной и духовной свободы
- идеалы асоциальной свободы, свободы вне общества и от общества, одна из наиболее первых и радикальных критик противоестественности культуры и цивилизации
- жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным;
- считали себя космополитами (термин введен ими), гражданами мира;
- социальные и культурные связи (нормы, традиции) считались мнимостью - дымом который надо развеять, чтобы вернуться к изначальной природе и своей инд-ти;
- критиковали общие понятия (идеи Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к природе;
- необходимо минимизировать свои потреб ности, чтобы защитить себя от внешних влияний, быть свободным, уподобившись божеству;
- «без общины, без дома, без отечества, без семьи», «чем хуже - тем лучше», «бедность предпочтительней богатства», «лучше быть варваром - чем эллином, животным - чем человеком»;
|
|
- паразитический, бродяжнический образ жизни; игнорирование традиций, морали, государства, законов, богатства (т.е. - циничное пренебрежение общепринятыми ценностями).
- человек должен свернуться, замкнуться, чтобы быть свободным, независимым и защищенными от всякого удара извне;
- значение
- критика культуры и цивилизации, как искусственных образований;
- критика господствующих ценностей (циизм);
– источник стоицизма, влияние на христ-й аскетизм;;
-типологически близок к ряду движений стремящихся восполнить социальную несвободу во внутренне разорванном обществе ассоциальной свободой (йоги, дервиши, хиппи и др).
Диоген Синопский ( умер в 330 г. до н.э.).
- учился у Антисфена но стал символом кинизма;
- отрицал всякое знание, лишенное этической направленности;
- жил в бочке;
- свел потребности к минимуму, жил подаяниями;
- независимость от внешних влияний, минимизация потребностей делает человека свободным от ложных, неестественных страстей; независимым есть высшая доблесть, высшее счастье, уподобление богу;
- высмеивал тех кто чтит традиции, нормы и единственными законами для себя считал законы природы; идеализировал жизнь животных м первобытных людей; «без семьи,без общины, без отечества»; гражданин мира.
- разум и воспитание должны вернуть человека к природе.
Антисфен (450-360 гг)
- ученик Сократа, противник Платона (общих идей);
- рассмотрение имен- начало образования;
- об одном может быть высказано только одно –собственное наименование. Парадоксальность и неправомерность приравнивать в суждении субъект и предикат;
- возражал идеям элейцев о невозможности движения (стал ходить);
- всемерное ограничение потребностей. Называл себя богатейшим (кто довольствуется малым, или ничего не хочет)
- единственое насл-е дает труд; един-я цель – добродетель;
- мудрец руководствуется не общепринятыми законами, а законами добродетели.
Киренаики
КИРЕНСКАЯ ШКОЛА,
- одна из сократич. школ др.-греч. философии, основанная в 4 в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа;
-к ней принадлежали: дочь Аристиппа – Арет и её сын − Аристипп Младший, Феодор, Гегесий, Анникерид;
-отвергала изучение природы, считая её непостижимой. Изучение природы дело невозможное и бесполезное;
-приоритет изучению человека и его души
-нет ничего объективно справедливого и прекрасного, т. к. всё это определяется человеч. представлениями. Мы можем постигнуть только наши ощущения, вызвавший же их предмет непознаваем;
- Аристипп считал, что всё существующее действует ради к.-л. блага или зла и единственным достойным внимания предметом являются ценности — хорошее и плохое. Поэтому А. отвергал, в частности, математику, для к-рой эти различия не существуют;
- душе могут быть свойственны только два состояния: плавное движение − наслаждение и резкое движение –боль;
- цель жизни - наслаждения, а счастье — совокупность наслаждений ;
-наслаждение всегда благо, из какого бы источника оно не проистекало;
-наслаждаться любым положением в каждое мгновение;
-нет ни прошлого, не будущего, а только настоящее; нужно жить настоящим («есть только миг…);
-Богатство само по себе − не благо, а только средство для получения наслаждений;
- нек-рые наслаждения вызывают, однако, беспокойство: поэтому не следует стремиться получить все возможные наслаждения;
- Последователи Гегесия считали счастье невозможным, а жизнь полна страданий, так что мудрец не столько выбирает блага, сколько избегает зол, стремясь жить без боли и огорчений. В не дошедшем до нас соч. «О самоубийстве воздержанием от пищи» Гегесий ярко описывал страдания жизни и призывал к самоубийству (его назвали «смертопроповедником) и власти запретили ему проповедь самоубийства
|
|
-Последователи Анникерида, принимая наслаждения в качестве высшей цели жизни, оставляли место и для дружбы, чувства благодарности, уважения к родителям и служения отечеству
-Этические. взгляды К. ш. оказали определ. влияние на Эпикура.
АРИСТИПП из Кирены на севре Африки (430 - 366 до н. э.)
-др.-греч. философ, основатель киренской школы.
- Привлечённый славой Сократа, явился в Афины и стал его учеником.
-К концу жизни вернулся на родину и основал филос. школу
-Но, нужно сохранять самообладание и не делаться рабом наслаждений.
-высоко ценил личную свободу и не желал быть гражданином к.-л. гос-ва, стремясь везде жить в качестве чужестранца -Имущество может обременять того, кто к нему привязан, так что А. советовал друзьям иметь столько, сколько можно спасти при кораблекрушении.