Обучение в сестринском деле

Обучение в сестринском деле происходит непрерывно.

Задачи обучения в сестринском деле.

1. Пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье, или проводить коррекцию существующего образа жизни.

2. Максимальная адаптация к болезни.

Обучение в сестринском деле – это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и оформление навыков у пациента.

Сферы обучения

· Познавательная – человек узнает и понимает новые факты, анализируете информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей значения.

· Эмоциональная – человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально.

· Психомоторная - человек обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучается каким-либо новым движениям, способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.

Условия эффективного обучения.

· Наличие четкой цели и мотивации к получению знаний

· Доброжелательное оношение сестры к пациенту и его родственникам

· Создание ассоциативной связи между прошлым опытом и знаниями и новой информацией

· Обязательная практическая отработка полученных знаний

· Обучающиеся лучше понимают и запоминают если сестра: а) использует технику эффективного общения б) выслушивает все, о чем говорит и спрашивает пациент в) относится терпеливо, хвалит за успехи г) делает перерыв, если пациент устал или плохо себя чувствует.

Желание и готовность к обучению зависят от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредоточиться и понять новый материал, от уровня внимания

Беспокойство, боль, усталость, жажда, голод – мешают процессу обучения.

Окружающая обстановка – желательно организовать специальное помещение в уединении, важное значение имеют температура воздуха, шум, освещение, вентиляция, мебель.

Способность к обучению зависит от стадии и уровня развития (ребенок, престарелый), физическое состояние (слабость, истощение и т.д.), расположенность к общению, объем движений, степень подвижности и т.д.

При обучении важно выбрать форму обучения. Можно проводить как групповое – малая группа до 7 человек. Группу формируют по заболеванию, по стадии заболевания, возрасту и полу. Индивидуальное.

Этапы учебного процесса.

1. Предварительная оценка уровня знаний и умений пациента. Оценка исходного уровня предусматривает определение имеющихся знаний и умений, а также отношение к информации, которую ему предстоит узнать. При проведении оценки учитывают возраст, образование и уровень знаний, состояние здоровья на данный момент, самочувствие и врачебный диагноз.

Планирование содержания и метода обучения определения целей.

Хорошо поставленная цель содержит 3 компонента:

- что предстоит сделать пациенту – результат (должен проходить, должен знать, должен уметь)

- временные рамки – даты или интервал времени (20 минут после завтрака, через 7 дней)

«ежедневно проходить по 20 метров»

- содержание и методы – медицинская сестра определяет, что запланировать, в какой последовательности, индивидуальный план для каждого пациента. «через неделю И.И. одевается, раздевается самостоятельно».

3. Реализация плана обучения. Выбирают время, оснащение, специальную литературу. Перед занятием оценить эмоциональное и физическое состояние пациента. Пациенту задавать вопросы открытого типа, которые будут стимулировать пациента демонстрировать знания и умения. В процессе обучения медицинская сестра периодически оценивает знания и умения, которые они освоили, поддерживая интерес к обучению. Если информации много, то есть тема большая, ее необходимо разбить на несколько занятий.

4. Оценка результатов. Оценивая результат, мы должны понять, достигли ли мы цели, в полном объеме или нет. Если цель достигнута не полностью, то пациенту можно сказать «не волнуйтесь, эта тема или это задание достаточно сложное и не у всех получается с первого раза». Получив согласие пациента, попросите его продемонстрировать знания и умения. Сообщить пациенту о достигнутых результатах.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

Это метод организации и оказания сестринской помощи.

Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решения проблем.

Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов:

1. Оценка состояния пациента.

2. Интерпретация полученных данных

3. Планирование предстоящей работы

4. Реализация составленного плана

5. Оценка результатов эффективности перечисленных этапов

Оценка состояния пациента.

Цель оценки – определение конкретных потребностей пациента или семьи в сестринском уходе, а также возможностей пациента в самоуходе и возможности семьи.

Обследование.

Субъективное обследование – это беседа с пациентом и его родственниками, во время которой медицинская сестра узнает биографические данные, сведения о самочувствии и о тех или иных потребностях, реакциях, ощущениях, то есть субъективная оценка информации и ощущения пациента.

Объективное обследование – проводят при осмотре пациента, наблюдая за мимикой, дыханием, положением в постели, при измерении АД, температуры, исследовании пульса, частоты дыхательных движений, определения сухости и других состояний кожи.

Дополнительным обследованием служат данные лабораторных и инструментальных исследований (КТ, МРТ, рентген, клинический анализ крови)

Для оценки состояния пациента используем «лист первичной сестринской оценки». По модели В.Хендерсон 14 фундаментальных потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: