Обучение в сестринском деле происходит непрерывно.
Задачи обучения в сестринском деле.
1. Пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье, или проводить коррекцию существующего образа жизни.
2. Максимальная адаптация к болезни.
Обучение в сестринском деле – это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и оформление навыков у пациента.
Сферы обучения
· Познавательная – человек узнает и понимает новые факты, анализируете информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей значения.
· Эмоциональная – человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально.
· Психомоторная - человек обладает умением, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучается каким-либо новым движениям, способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.
|
|
Условия эффективного обучения.
· Наличие четкой цели и мотивации к получению знаний
· Доброжелательное оношение сестры к пациенту и его родственникам
· Создание ассоциативной связи между прошлым опытом и знаниями и новой информацией
· Обязательная практическая отработка полученных знаний
· Обучающиеся лучше понимают и запоминают если сестра: а) использует технику эффективного общения б) выслушивает все, о чем говорит и спрашивает пациент в) относится терпеливо, хвалит за успехи г) делает перерыв, если пациент устал или плохо себя чувствует.
Желание и готовность к обучению зависят от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредоточиться и понять новый материал, от уровня внимания
Беспокойство, боль, усталость, жажда, голод – мешают процессу обучения.
Окружающая обстановка – желательно организовать специальное помещение в уединении, важное значение имеют температура воздуха, шум, освещение, вентиляция, мебель.
Способность к обучению зависит от стадии и уровня развития (ребенок, престарелый), физическое состояние (слабость, истощение и т.д.), расположенность к общению, объем движений, степень подвижности и т.д.
При обучении важно выбрать форму обучения. Можно проводить как групповое – малая группа до 7 человек. Группу формируют по заболеванию, по стадии заболевания, возрасту и полу. Индивидуальное.
Этапы учебного процесса.
1. Предварительная оценка уровня знаний и умений пациента. Оценка исходного уровня предусматривает определение имеющихся знаний и умений, а также отношение к информации, которую ему предстоит узнать. При проведении оценки учитывают возраст, образование и уровень знаний, состояние здоровья на данный момент, самочувствие и врачебный диагноз.
|
|
Планирование содержания и метода обучения определения целей.
Хорошо поставленная цель содержит 3 компонента:
- что предстоит сделать пациенту – результат (должен проходить, должен знать, должен уметь)
- временные рамки – даты или интервал времени (20 минут после завтрака, через 7 дней)
«ежедневно проходить по 20 метров»
- содержание и методы – медицинская сестра определяет, что запланировать, в какой последовательности, индивидуальный план для каждого пациента. «через неделю И.И. одевается, раздевается самостоятельно».
3. Реализация плана обучения. Выбирают время, оснащение, специальную литературу. Перед занятием оценить эмоциональное и физическое состояние пациента. Пациенту задавать вопросы открытого типа, которые будут стимулировать пациента демонстрировать знания и умения. В процессе обучения медицинская сестра периодически оценивает знания и умения, которые они освоили, поддерживая интерес к обучению. Если информации много, то есть тема большая, ее необходимо разбить на несколько занятий.
4. Оценка результатов. Оценивая результат, мы должны понять, достигли ли мы цели, в полном объеме или нет. Если цель достигнута не полностью, то пациенту можно сказать «не волнуйтесь, эта тема или это задание достаточно сложное и не у всех получается с первого раза». Получив согласие пациента, попросите его продемонстрировать знания и умения. Сообщить пациенту о достигнутых результатах.
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
Это метод организации и оказания сестринской помощи.
Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решения проблем.
Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов:
1. Оценка состояния пациента.
2. Интерпретация полученных данных
3. Планирование предстоящей работы
4. Реализация составленного плана
5. Оценка результатов эффективности перечисленных этапов
Оценка состояния пациента.
Цель оценки – определение конкретных потребностей пациента или семьи в сестринском уходе, а также возможностей пациента в самоуходе и возможности семьи.
Обследование.
Субъективное обследование – это беседа с пациентом и его родственниками, во время которой медицинская сестра узнает биографические данные, сведения о самочувствии и о тех или иных потребностях, реакциях, ощущениях, то есть субъективная оценка информации и ощущения пациента.
Объективное обследование – проводят при осмотре пациента, наблюдая за мимикой, дыханием, положением в постели, при измерении АД, температуры, исследовании пульса, частоты дыхательных движений, определения сухости и других состояний кожи.
Дополнительным обследованием служат данные лабораторных и инструментальных исследований (КТ, МРТ, рентген, клинический анализ крови)
Для оценки состояния пациента используем «лист первичной сестринской оценки». По модели В.Хендерсон 14 фундаментальных потребностей.