На четвертом уровне в роли субъектов управления защитой предпринимательства выступают объединения деловых кругов - их ассоциации, союзы, при этом объектами управления являются предпринимательские структуры, входящие в состав объединения, а также условия предпринимательской деятельности в конкретной сфере.
Необходимость минимизации издержек, связанных с отстаиванием интересов предпринимательства в конкретной сфере, а также с обеспечением его безопасности, заставляет предпринимателей объединяться и перекладывать значительную часть функций по защите на свои ассоциации (союзы). С другой стороны, поиск механизмов воздействия на решения правительства, лоббирование в сфере защиты цивилизованного бизнеса также приводит к созданию такого рода объединений, а иногда и политических партий.
Цели такого рода объединений в корне отличаются от главных целей предпринимательской структуры (максимизации прибыли, повышения конкурентоспособности, достижения устойчивости). Информационная база также носит более обобщенный характер, поскольку она необходима не только для разрешения конкретных конфликтных ситуаций, но и для создания общих условий «безопасного» бизнеса в конкретной сфере.
|
|
Спектр задач на данном уровне управления включает в себя:
· консолидацию коммерческих структур в рамках конкретной сферы предпринимательской деятельности;
· лоббирование государственных органов в интересах предпринимательской деятельности в конкретной сфере;
· подготовку предложений по корректировке законодательства и ведомственных нормативных актов по вопросам, затрагивающим интересы участников объединения;
· оказание воздействия на участников объединения, пренебрегающих требованиями деловой этики и не выполняющих условия участия в объединении;
· оказание помощи предпринимательской структуре в расследовании и локализации конкретных случаев нанесения ущерба.
Возможности по подготовке информации и обоснованию решения на уровне объединения деловых кругов не так широки, как на высшем уровне управления защитой, но и не так узко специализированы, как у большинства министерств и ведомств. На практике широко используются неформальные связи с представителями государственных органов, политических партий, предпринимательских структур и их объединений.
К методам обоснования решений относятся экспертно-интуитивные, а также системный анализ. Выбор решения внутри объединения осуществляется в основном полномочным органом - советом, собранием, коллегией в соответствии с установленной процедурой голосования, в которой учтен главным образом размер производства и финансовых ресурсов участников.
|
|
В процессе управления ассоциации (союзы) деловых кругов связаны преимущественно с высшим уровнем управления защитой, а также с предпринимательскими структурами, действующими в определенной области бизнеса. Связи объединения деловых кругов с государственными органами оказываются более тесными, чем у отдельной предпринимательской структуры, да и категория государственных учреждений и организаций, с которыми взаимодействуют ассоциации предпринимателей, несколько иные - это, как правило, организации общегосударственного или регионального значения.
Обратное воздействие на высший уровень управления защитой осуществляется главным образом посредством:
· лоббирования (создания политических партий, продвижения своих кандидатов в депутаты представительных органов);
· участия представителей в совещаниях и советах органов государственной власти, министерств и ведомств;
· на основе процедуры принятия законопроектов, предусматривающей их предварительное рассмотрение заинтересованным объединением деловых кругов;
· путем передачи ассоциацией предпринимателей информации государственным структурам.
Прямое воздействие оказывается на предпринимательские структуры, входящие в состав объединения. В отношении членов объединения используются следующие методы управления: организационно-распорядительные (под угрозой исключения из союза, объединения), а также бесструктурные (циркулярное информирование) и экономические (помощь членам объединения при нанесении им экономического или иного ущерба).
Объединения деловых кругов стремятся оказывать сдерживающее влияние на отдельные фирмы, допускающие в своей деятельности отступления от деловой этики.
Взаимодействие с другими объединениями деловых кругов, с отдельными, главным образом крупнейшими, коммерческими структурами связано с консультациями, обменом необходимой информацией, выработкой согласованной позиции по наиболее важным вопросам, в частности касающимся защиты предпринимательства. Воздействие на общественное мнение осуществляется в ходе рекламных кампаний, через контролируемые средства массовой информации. В процессе управления используются: общие для предпринимательских структур, входящих в объединение, финансовые средства (фонды); личные связи; частные средства массовой информации; размещение рекламы в средствах массовой информации; центры обучения, повышения квалификации и др.
Важнейшими факторами среды на этом уровне управления являются общероссийское законодательство, нормативно-правовые акты субъектов Федерации, иные условия региона, особенности психологии людей, занятых в конкретной сфере бизнеса.
На этом уровне управления роль государства в лице его уполномоченных органов заключается, с одной стороны, в формировании благоприятных условий для деятельности объединений деловых кругов, а с другой - в осуществлении контроля в целях предотвращения возможных тенденций к созданию монополии.