Защита предпринимательства как функция инфраструктуры рыночной экономики

Основу инфраструктуры рыночной экономики составляют различного рода соци­альные организации как объединения людей, совместно реализующие некоторую программу или осуществляющие ту или иную цель и действующие на основе определенных процедур и правил.

В зарубежных государствах с развитой рыночной экономикой существует мощная инфраструктура защиты коммерческой тайны и предпринимательства.

Основу такой инфраструктуры составляют:

· торговые палаты и другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов;

· третейские суды;

· частные сыскные (детективные) и охранные бюро;

· информационные, юридические и иные специализированные организации;

· организации, специализирующиеся в области разработки производства и установки технических средств защиты бизнеса;

· консультативные фирмы в области безопасности бизнеса;

· организации, специализирующиеся в области разведки без­опасности и промышленной контрразведки (службы контршпионажа)-

· учебные заведения в области безопасности и промышленной контрразведки;

· организации сферы услуг, для которых деятельность, так или иначе направленная на создание условий для безопасного предпри­нимательства, является сопутствующей (коммерческие банки; стра­ховые компании - государственные и негосударственные; аудитор­ские фирмы; рекламные агентства; информационные агентства и средства массовой информации; центры содействия занятости (бир­жи труда).

В России традиционная система защиты секретов в той или иной форме продолжает действо­вать, хотя становится уже недостаточной для решения новых задач защиты предпринимательства. Появляются различного рода частные сыскные, охранные бюро, детективные агентства, объединения банков, ассоциации коммерческих предприятий, а также организации, специализирующиеся в области оказания предпринимателям различ­ного рода услуг, направленных на обеспечение безопасности коммер­ческой тайны и предпринимательства. Вместе с тем приходится кон­статировать, что инфраструктура защиты коммерческой тайны и предпринимательства находится еще в зачаточном состоянии.

Объединения деловых кругов. В настоящее время в России существует множество различного рода объединений, фондов и клубов предпринимателей. К этой категории организаций относятся, например, торгово-промышлен­ные палаты (общегосударственная, региональные), Ассоциация рек­ламных агентств России, Общество купцов и промышленников Москвы и Московской области и др.

К числу крупнейших общероссийских объединений деловых кругов относятся Российский союз промышленников и предпринимателей, Международный конгресс промышленников и пред­принимателей, Федерация товаропроизводителей России, Всероссийская ассоциация приватизируемых и малых предприятий, Российский союз частных собствен­ников.

К объединениям предпринимателей функционально-территориаль­ного типа относятся Международная организация содействия ре­гиональному сотрудничеству, Международная ассоциация свобод­ных экономических зон, Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение».

В качестве объединений функционально-отраслевого типа можно рассматривать Ассоциацию российских банков, Российский союз инвесторов, Конгресс бирж, Союз оптовиков, Аграрный союз (В. Стародубцев), Лигу оборонных предприятий и др. К числу ре­гиональных объединений относятся Поволжский союз деловых кру­гов, Московская конвенция предпринимателей, Клуб предпринима­телей Сибири и Дальнего Востока «Ермакъ».

Ассоциация владельцев российских товарных знаков - это некоммерческая негосударственная организация, целями которой являются:

· защита интересов членов Ассоциации и иных владельцев товар­ных знаков и знаков обслуживания - как отечественных, так и ино­странных - в связи с регистрацией, использованием, передачей, лицен­зированием товарных знаков и прекращением их правовой охраны;

· снижение издержек, связанных с защитой владельцами своих прав на товарные знаки;

· содействие укреплению имиджа владельцев российских товар­ных знаков;

· совершенствование российского законодательства о товар­ных знаках, его гармонизация с законами других стран;

· защита интересов общественности в связи с производством и реализацией товаров, оказанием услуг владельцами зарегистриро­ванных в РФ товарных знаков.

К числу задач, решаемых Ассоциацией, относятся:

· оказание платной и бесплатной консультативной помощи юридическим и физическим лицам, связанной с осуществлением ими своих законных прав в области товарных знаков;

· досудебное урегулирование споров владельцев товарных знаков;

· сбор и распространение информации, касающейся регистра­ции, правовой охраны, использования товарных знаков и защиты прав их владельцев в Российской Федерации и за рубежом;

· разработка и реализация образовательных и культурных про­грамм, а также проведение научно-исследовательских работ в обла­сти товарных знаков, организация и проведение конференций, сим­позиумов, выставок.

Третейские суды. Третейские суды действуют на началах миротворчества. Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров утверждено постановлением Верховного совета РФ от 24 июня 1992 г. Существуют следующие два вида третейских судов: постоянно дей­ствующие и создаваемые для решения конкретного спора.

 Частные сыскные и охранные бюро. Частные детективные бюро представляют собой, как правило, ак­ционерные общества. Частные детективные бюро на практике осуществляют оператив­ные, следственные и аналитические функции и, в частности, рассле­дуют уголовные дела, выполняют поручения конфиденциального характера, собирают компрометирующие материалы, а также ин­формацию, характеризующую кредитоспособность физических и юридических лиц, и т.д.

  Консультативные фирмы. Специализированные юридические фирмы дают консультации по вопросам законодательства о предпринимательстве, оказывают помощь в предъявлении претензии и иска, в защите от иска, при ведении дел предпринимательских структур в арбитражном суде. Примером может служить фирма «Гарантия - М.Г.» (Москва).

Учебные заведения. В России призванные ликвидировать имеющиеся пробелы в зна­ниях об организации и ведении предпринимательской деятельно­сти академии бизнеса, коммерческие центры обучения и школы менеджмента, другие учебные заведения, занимающиеся подготов­кой кадров предпринимателей, ориентируются в подавляющем большинстве на американскую или европейскую модель бизнеса.

К числу организаций инфраструктуры рынка, для которых функции защиты являются сопутствующими, относятся: коммерческие банки, страховые компании, аудиторские фирмы, рекламные бюро, сред­ства массовой информации, центры содействия занятости..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: