Хореография как вид искусства

Введение в предмет. Его цели и задачи

КПТ – «Композиция и постановка танца» – является профессиональным видом деятельности балетмейстера – создателя танца.

В искусстве хореографии, в отличие от литературы, музыки, живописи, сочинительского наследия нет. Каждый руководитель хореографического коллектива или ансамбля является одновременно создателем, балетмейстером своих хореографических постановок. Поэтому перед будущими сочинителями ставится большая задача в овладении приемами сочинения. Будущий балетмейстер овладевает профессией при изучении цикла специальных предметов: «Композиция классического танца», «Народный танец», «Историко-бытовой танец», «Дуэтный танец», изучение образцов классического наследия, музыкальных дисциплин, мастерства актеров и режиссуры, грима, костюма.

Предмет КПТ суммирует знания, полученные студентами по профилирующим дисциплинам, и приводит в целостную систему знаний, взглядов и профессиональных навыков, дающую возможность овладеть современной методологией создания хореографических произведений искусства.

Балетмейстер, создатель новых хореографических произведений, помимо профессиональных знаний и навыков в области хореографической композиции и исполнительства должен обладать способностями автора-драматурга, режиссера-постановщика балетного спектакля. Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от драматурга, режиссера драмы или оперы. Однако балетмейстер должен быть мыслителем, психологом и педагогом: создавая драматургию постановки, воплощая ее средствами хореографии в пластические образы, он работает с артистами балета как режиссер. Таким образом, балетмейстер является автором и создателем своей постановки.

Хореографическое произведение содержит в себе ряд компонентов:

1. Идея, тема, замысел.

2. Законы драматургии.

3. Музыка.

4. Сценический образ.

5. Сюжетная драматургия.

6. Рисунок танца.

7. Хореографический текст.

 

Цели предмета КПТ:

1. Освоить теоретические основы композиционного построения;

2. Изучить составные части хореографического произведения: рисунок танца, хореографический текст, основной закон драматургии;

3. Сформировать практические навыки в сочинении и постановке танцевального номера;

4. Развить эстетический вкус в подборе и анализе музыкального материала для использования в самостоятельных сочинениях;

5. Овладеть навыками работы с исполнителями хореографического произведения;

6. Активизировать творческую фантазию в поисках новых форм и образов в воплощении художественного замысла.

Хореография как вид искусства

Слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно означает «писать танец».

Хореография имеет разные жанры: народный, классический, историко-бытовой, бальный, современный.

Танец – это искусство, и как всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.

Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, магические ритуалы, воинственные действия – в них человек обращался к силам природы.

Сегодня мы имеем профессиональное искусство танца, с которым встречаемся в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете на льду, в драме и, конечно, в балетном театре. 

Из истории балета мы знаем, что первоначальными его исполнителями были сами придворные, а во Франции – даже король с королевой. Танцу уделялось очень много внимания: обучение начиналось с детских лет. Стали появляться настоящие мастера танца – солисты и антураж для массовых сцен.

Искусство балета необычайно популярно во всем мире. Своеобразное у каждого народа, оно вместе с тем не требует перевода на другие языки и понятно всем людям. Поэтому оно способно служить и служит взаимопониманию народов. Опираясь на выразительные, одухотворенные движения человеческого тела, обобщая их в специфическом танцевальном преломлении, говоря пластическим языком возвышенных чувств, балет способен подниматься до воплощения больших идей и образов, правдиво отражать человеческие характеры и судьбы, события общественной жизни. В современном мире хореографическому искусству принадлежит высокая роль пропагандиста истинного гуманизма, творца прекрасного, выразителя благородных нравственных идеалов, духовно обогащающих человечество.

Танцевальное искусство, являющееся неотъемлемой стороной культуры и быта всех народов мира, в балетном театре достигает своего высшего развития. Оно соединяется вместе с драматургией, раскрывающей живые человеческие характеры и их взаимоотношения, с музыкой в ее высших, симфонических формах, с изобразительным искусством, претворяющим в нем свои современные достижения. Синтетическая природа балетного театра, объединяющего в едином художественном целом разные искусства, придает ему особое очарование и силу воздействия. В этом синтезе искусств ведущая роль принадлежит хореографии. Художественно совершенный балетный спектакль воспитывает вкусы, формирует духовное богатство человеческой личности.

Имеющий истоки в народном хореографическом творчестве, профессиональный балет ведет историю с эпохи Возрождения. В разные времена и у разных народов хореографическое искусство не только принимало различные формы, но и не прерывно совершенствовалось. Расширялись его образные границы, завоевывались возможности все более полного и глубокого охвата жизни, обогащались выразительные средства, совершенствовалась техника. В этом процессе были подъемы и спады, но в целом для истории балетного театра характерно поступательное развитие, вехами которого стали классические вершины мировой хореографии.

Исторические завоевания прошлого подготовили современный балетный театр с его многообразием национальных школ, стилевых тенденций, направлений и форм. По возможностям многогранного отражения жизни, постановке идейных проблем, воплощению безграничной палитры человеческих чувств, по развитию своих специфических форм и разработанности танцевально-пластического языка балет находится в одном ряду с высшими достижениями других искусств.

Особенно велики в этом отношении завоевания русского балета, который по праву считается лучшим в мире. Русский балет оказал огромное влияние на мировое хореографическое искусство и способствовал возникновению балетных театров и школ во многих странах. Русский балет развил его традиции и приумножил его достижения. Он завоевал новые образные сферы, открыл неведомые ранее приемы драматургии танцевально-пластической выразительности. Русский балет наследует и претворяет все богатство лучших художественных традиций прошлого, опыт мировой культуры и народного творчества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: