Содержание основных разделов курса

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

«Согласовано» Директор Института гуманитарных наук ______________ Т.В. Цвигун «_____»____________ 20___ г. «Утверждаю» Руководитель службы обеспечения образовательного процесса _________ К.Л. Полупан «_____»___________20____ г.

 

Рабочая программа

 

учебной дисциплины

«Введение в литературоведение»

 

для студентов 1 курса

очной формы обучения

направление подготовки 45.03.02 «Лингвистика»

 

Профиль подготовки:

«Перевод и переводоведение

(Английский язык и второй иностранный язык по выбору)»

квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Калининград

2020



Лист согласования

Составитель: к.филол.н., доцент кафедры зарубежной филологии, доцент Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта В.В. Малащенко

 

 

Менеджер ООП _________________ / Томашевская И.В./                                                 

                                                          

 

Рабочая программа одобрена научно-методическим советом Института гуманитарных наук, реализующего ООП по указанному направлению

Протокол № ___ от «___» __________ 201____ г.

Председатель научно-методического совета _________________ В.Н. Маслов

 

Рабочая программа учебной дисциплины пересмотрена «___» _________________ 20__ г.

Внесены следующие изменения (или изменений не внесено): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Менеджер ООП _________________ / Томашевская И.В./                                                 

                                                     

 

 



Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

курс

количество зачетных единиц / объем часов

контактная работа обучающихся с преподавателем

Самост. работа

Форма контроля

лекц. практ. КСР часы на аттестацию часы на контроль

очная форма обучения

1 2 72

16

16

2

0,25

37,75

Зачет
                   

 

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Тематический план (очная форма обучения)

Наименование разделов и тем дисциплины/ модуля

Всего (часы)

В том числе

Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Контроль самос-тоятельной работы

Промежу-точная аттестация

Контактная работа Самостоятельная работа Контактная работа Самостоятельная работа Контактная работа Контактная работа Самостоятельная работа
Тема 1-2. 1. Введение. Литературоведение как наука. 2. Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства. 3. Художественный образ. Образ и знак. 4. Литература как вид искусства.   3 0,3 2        
Тема 3-4. 5. Историко- литературный процесс: основные категории, понятия, термины. 6. Бытие литературы: литературные роды и виды.   3 0,3          

Тема 5. 7. Литературное произведение как художественное целое: основные понятия, категории, термины.

 

2

0,3

2

 

 

 

 

 Тема 6-7.8. Образ автора в литературном произведении. 9. Произведение как художественное событие. 10. Сюжет, фабула, композиция сюжета.   2 0,3 8        
Тема 8-9. 11. Произведение как акт художественной коммуникации. 12. Композиция произведения.   2 0,3 2        
Тема 10-11. 13. Поэтика и риторика художественного текста. 14. Риторика художественного текста: тропы, фигуры. 15. Интонационно-ритмическая структура художественного текста: поэзия и проза. 16. Основы теории стихосложения: силлабо-тоническая система и стихосложение XX века.    2 0,3          
Тема 12. 17. Жанр и стиль произведения как способы организации целостности литературного произведения.    2 0,3 2        
Итого 72 16 2,1 16 35,4 2 0,25 0,75
Контактная работа 34,25 16   16   2+4 СРП 0,25  
Самостоятельная работа 37,5   2,1   35,4     0,75
Промежуточная аттестация

Зачет

 

Содержание основных разделов курса

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины/ модуля Основные понятия (категории) и проблемы, рассматриваемые в теме
1 Тема 1-2. 1. Введение. Литературоведение как наука. 2. Искусство как форма общественного сознания. Виды искусства. 3. Художественный образ. Образ и знак. 4. Литература как вид искусства. Место литературы в ряду других искусств. Предмет и задачи введения в литературоведение. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики. Поэтика в составе теории литературы как наука об изобрази­тельно-выразительных средствах и о строении литературных произ­ведений: общая поэтика (исследование языка литературно-художественного высказывания и принципов «литературности» текста в их звуковом, словесном, образном строении, «механизма» их порождения), историческая поэтика (рассмотрение эволюции поэтических форм в связи с эволюцией художественного сознания), частная или функциональная поэтика.  Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества. Его связь с ритуалом, магией, мифологией (их общность и различия в принципах образного освоения действительности). Роль мифологем в развитии художественной образности. Искусство как создание новых («культурных») мифов. Искусство и игра (Аристотель, Ф. Шиллер, Й. Хейзинга об игровом начале в искусст­ве). Искусство и пограничные сферы духовной культуры, их взаимо­влияние. Виды искусства, их классификация. Виды (пространственные, временные и пространственно-временные) искусства (аполлонические/ дионисийские). Экспрессивные и пластиче­ские начала в фактуре художественного образа, их смысловое значе­ние. Взаимонезаменимость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду. Искусство в системе культуры. Специфика искусства и его предмет. Двойственная природа художественного образа как формально-содержательной категории, отражающей эстетические свойства мира в их конкретно-чувственном многообразии. Образ и знак, модель, схема. Подвижность границ между ними. Образ - представление - понятие. Специфический обобщающий и ценностный смысл художе­ственного образа. Его целостность. Художественная литература - искусство слова. Своеобразие ее «материала». Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсут­ствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словес­ном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи; ее обращенность к «внутреннему оку» (Н. Гоголь) читателя. Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Литература как отражение действительности, форма ее художе­ственного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимесиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно». Универсальный охват жизни в ее динамике, об­щественных и частных конфликтах, связанных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обстоятельств в литературе.
2 Тема 3-4. 5. Историко-литературный процесс: основные категории, понятия, термины. 6. Бытие литературы: литературные роды и виды. Литературный процесс в контексте культурно- исторического развития и проблема его периодизации. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания (архаическое, традиционалистское и индивидуально-творческое). Понятие художественной системы, творческого метода, литера­турного направления и течения. Литературные течения и направления в XX веке: реализм, модернизм и другие. Литературное течение, школа, группа. Литературный процесс и читатель. Историко-функциональное изучение литературы. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли. Литературные роды как формально-содержательная категория. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным призна­кам. Односторонность их трактовки, игнорирующей единство субъективной и объективной сторон (предмета и авторского подхода к нему) в художественном содержании и в творческом процессе. Дискуссионность понятия литературного рода в XX веке. Эпос как изобразитель­ный вид, лирика как экспрессивно-изобразительный вид, драма как изобразитель­ный вид искусства. Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др.
3 Тема 5. 7. Литературное произведение как художественное целое: основные понятия, категории, термины. Модусы литературного произведения – образ (модель) мира; художественная концепция жизни; средство художественной коммуникации. Содержание и форма – идея и структура (Ю.М. Лотман). Единство содержания и формы. Понятие художественного приема и его функции. Поэтическая идея, художественная тема, проблематика. Идея, тема, проблема. Тематика и проблематика. Типы проблематики. Идея и структура произведения. Художественность и целостность произведения. Законы художественности: целостность, условность, внутренняя адресованность, индивидуация, генерализация (В.Н. Тюпа). Уровни художественной системы произведения. Структура, система, архитектоника произведения. Эпичность, лиризм, драматизм - типологические свойства ху­дожественного содержания. Художественный мир и композиция произведения. Жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная условность. Персонаж и структура его образа. Внешний и внутренний облик персонажа. Речь персонажа и ее формы. Типология литературных персонажей. Система персонажей в произведении. Понятие хронотопа. Его виды. Пафос художественного творчества и эйдос литературного произведения. Категория пафоса и его виды: героический, трагический, идиллический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический, саркастический, трагикомический, драматический.
4  Тема 6-7.8. Образ автора в литературном произведении. 9. Произведение как художественное событие. 10. Сюжет, фабула, композиция сюжета. Автор, герой, перформер. Автор как нарратор: повествование, рассказчик, сказовые формы. Автор в драме, автор и лирический герой, автор и читатель. Организация художественного текста. Сюжет, фабула, композиция. Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Система персонажей: герой, действующее лицо, персонаж. Характер: содержание и структура понятия. Внешние и внутренние действия персонажей в сюжете. Событие и действие. Аристотель о единстве сюжетного действия. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига. Виды конфликта. Развитие сквозного конфликта: завязка, перипетии, кульминации, развязка. Воспроизведение устойчивых конфликтов в сюжетах. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии и их сопряжение. Пролог и эпилог. Хроникальное и концентрическое строение сюжетов. Сюжетные мотивы и их мотивировки.
5 Тема 8-9. 11. Произведение как акт художественной коммуникации. 12. Композиция произведения. Язык, речь, высказывание. Художественное высказывание и текст литературного произведения. Поэтика и риторика художественного текста. Повествовательные стратегии. Нарратор и точка зрения. Композиция текста. Уровни художественного текста.
6 Тема 10-11. 13. Поэтика и риторика художественного текста. 14. Риторика художественного текста: тропы, фигуры. 15. Интонационно-ритмическая структура художественного текста: поэзия и проза. 16. Основы теории стихосложения: силлабо-тоническая система и стихосложение XX века.  Художественная форма. Словесный строй. Художественная речь и её элементы. Лексико-семантические особенности художественной речи. Тропы как средства изобразительности и выразительности. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия и исторические нормы литературного языка. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация. Стиховая форма. Стихотворная речь. Ритмические определители стиха. Рифма и строфика. Ритмическая организация художественной речи. Понятие словесного ритма (в отличие от музыкального). Ритм в поэзии и прозе. Рифма в поэзии и ее роль. Разновидности рифмы (точные, неточные, приблизительные, богатые, бедные рифмы). Виды рифмовки. Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Исторически возникающие системы стихосложения. Песенные тонические стихи. Былинный стих. Силлабические стихи. Вопрос об их происхождении в русской поэзии. Возникновение и развитие силлабо-тонической системы стихосложения. Двухсложные и трехсложные размеры. Их вариации.Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способы рифмовки. Синтаксически-тематическая законченность строфы. Слово в стихе. «Теснота стихотворного ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы. Словесный текст произведения как эстети­чески организованное целое, как форма существования художе­ственного мира.
7 Тема 12. 17. Жанр и стиль произведения как способы организации целостности литературного произведения.  Литературные жанры как формально- содержательная категория. Жанровая классификация литературных произведений. Не­устойчивость терминов, обозначающих жанры, и разнообразие то­чек зрения на их сущность в современном литературоведении. Жанр как «память искусства» (М. Бахтин), фиксирующая в целостной ти­пологической структуре опыт предшествующего творчества. Устой­чивость жанровых образований и их историческая изменчивость. Жанры эпоса, лирики, драмы. Понятие метода, стиля. Риторическое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведе­ния. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимо­действии. Стиль как показатель эстетического совершенства произ­ведения. Нормативные стили канонических жанров. Использование термина «стиль» применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направ­лению. Устойчивые признаки стиля. Стиль как закономерность. Стилевое влияние, стилизация, пародия, эпигонство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: